Нерівномірність розвитку освіти

1) Розбалансованість найважливіших компонентів освіти

2) Виникнення прогалин.

Виникнення нових типів нерівності, соціальних ексклюзій, спричинено освітніми причинами:

1) Низькою якістю освіти.

2) Нерівномірністю у можливостях доступу до знань та інформації.

3) Умовами освітньої діяльності.

4) Недостатністю окремого типу освітніх послуг.

Отже,існують стійкі тенденції у розвитку освіти, які обумовлені як системним характером освіти, її інерційністю, так і впливом суб’єктності на освіту. Саме ці тенденції є необхідність розглядати як мегатренди в освіті. Їх необхідно враховувати під час ви будови освітньої політики кожної держави, регіону, окремого освітнього закладу. Відповідно аналіз і розуміння існуючих тенденцій дозволяє будувати прогнози в сфері розвитку освіти у сучасному світі, окремій країні чи регіоні.

 

Первая тенденция – это «институализация» и диверсификация (Рябов Л.П.) образования и его институ- циональных форм, то есть возникновение, становление и развитие образования и различных образовательных институтов. Институциализация характеризуется появлением и закреплением в общественной практике соци- альных норм и стандартов, формированием новых статусных позиций и ролей. В современных образовательных системах существует множество институтов: школы, вузы, университеты, образовательные системы, пресса, науки об образовании. Только за последние несколько десятков лет появилось дистанционное образование, элитное и элитарное образование, институты тьюторства, самообразования, бизнес-школы, системы инклюзив- ного образования, философия и социология образования, институт образовательной политики и т.п. В докладе ЮНЕСКО «Образование – скрытое сокровище», в работах А.И. Субетто, В.Г. Чумака, С.И. Григорьева прогно- зируется переход современной цивилизации к стадии «образовательного общества». Образовательное общество есть общество, в котором образование становится главным механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, действия закона «устойчивого развития» – опережающего развития качества чело- века, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе2. Категория «образова- тельного общества» более содержательная, чем, например, категории «постиндустриальное общество», или «информационное общество», или «общество знания», а социальный институт образования становится важ- нейшим институтом духовного и материального воспроизводства жизни во всех странах мира, в том числе и в России. Вторая тенденция – это «хабитуализация» (опривычивание) образовательной деятельности. Понятие «габи- туса» (habitus) - одно из наиболее продуктивных и плодотворных в теоретической концепции П. Бурдье и оно активно используется в современной социологии для характеристики различных социальных феноменов. Габи- тус у П. Бурдье «есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценива- ния практик»3. В сфере образования возникают и воспроизводятся многочисленные практики, например, класс- но-урочная система, школьные и вузовские экзамены, структура и содержание учебников и учебных пособий и т.д. Специфика процесса «хабитуализации» в выведении многих видов, результатов и оснований образователь- ной деятельности из состояния рефлексивности, и превращения в привычные формы взаимодействия. Габитус, по Бурдье, производит стратегии, которые оказываются объективно подогнанными к ситуации, несмотря на то, что не являются ни продуктом сознательного устремления к целям, явным образом основанным на адекватном знании объективных условий, ни продуктом механической детерминации какими-то причинами. Третья тенденция – это этатизация (огосударствление, «овластение») и секуляризация (придание светского характера) образовательных систем. Если первоначально образовательные институты в Европе формировались или в рамках церковной организации (колледжи иезуитов, монастырские школы и др.), или как свободные мар- гинальные сообщества (первые университеты), или как частные инициативы филантропов, то со второй поло- вины XIX века образование становится предметом пристального внимания со стороны государства. Сначала государство создавало льготные условия для функционирования образовательных институтов – предоставляло земли, налоговые преференции, пожертвования, затем формировало «правила игры» - уставы, регламенты, за- коны, затем стало напрямую создавать национальные образовательные системы. С середины 60-х г.г. ХХ века в западных странах оформляется особый образовательный институт – институт образовательной политики. Россия унаследовала византийскую традицию прямого участия власти в развитии образования, а со времен Петра I развитие светского образования стало составной частью всех модернизационных программ государства. В советское время система образования была превращена в эффективный политический, экономический и идеологический инструмент развития государства. Попытка ослабить государственное влияние в российском образовании в конце 80-х – нач. 90-х г.г. прошлого века привела к глубочайшему кризису в образовании, послед- ствия которого еще долго будут сказываться. 2 Четвертая тенденция – прямо связана с третьей и в значительной степени с последующими – это тенденция де- мократизации и «массовизации» образования. Начиная со второй половины XIX века, образование становится массовым, и оно демократизируется, становится доступным для народа, для массовых слоев населения. Т. Пар- сонс, характеризуя этот процесс, вводит концепт «образовательной революции», подчеркивая ее тесную связь с индустриальной революцией и демократической революцией, подчеркивая приоритет именно образовательной революции4. В процессе массовизации образования выделяется несколько значимых этапов – введение обязательного, сначала, начального, а затем и среднего общего образования в ведущих государствах мира (вторая половина XIX в.– первая половина XX в.), развитие образования в странах третьего мира (конец 50-х – 60–е г.г. ХХ в.), превращение в развитых странах мира высшего образования в массовое (70-е - 90 –е г.г. ХХ в.в.) высшее обра- зование. В основе процесса массовизации и демократизации образования - идеал образовательного равенства и достижения социального равенства с помощью образования, идеала, который культивируется либеральной идеологией. Массовое образование возможно только в случае активной образовательной политики государства, наличия массовой по своему составу социально-профессиональной группы (учительства) и наличия соответствующей образовательной технологии, позволяющей эффективно обучать большие группы людей. Сегодня тенденция развития массового образования нашла свое наиболее яркое выражение в программе ЮНЕСКО «Образование для всех». Пятая тенденция - это тенденция интеллектуализации (сциентизации) образования. Она себя проявляет через введение научного знания в содержание образования, формирование комплекса наук об образовании, а также через применение в образовании технологий, направленных на развитие интеллекта. В конце 60-х г. ХХ века Г.П. Щедровицкий, характеризуя проблемы современного образования, писал, что «если мы дошли до того, что ставим вопрос о кардинальной перестройке всего содержания обучения и воспитания, то неизбежно при- дется захватить этой работой всю науку и все формы этики и мировоззрения. Перестраивая содержание всей системы обучения и воспитания, нельзя ограничиться переложением существующих научных знаний в формы, доступные детскому восприятию…; уже одно обилие и многообразие необходимых научных знаний делают путь этот нереалистичным; придется менять характер самой науки – содержание, структуру и методические функции образующих ее знаний». Одним из способов решения данной проблемы было «упрощение», «концен- трация», «уплотнение» знаний. Имеется в виду, что знаний должно быть меньше, но они должны охватывать более широкий и непрерывно расширяющийся круг объективных явлений, структура знаний должна быть более прозрачной, а процедуры использования их – менее громоздкими. Другая часть работы должна быть выполнена в рамках педагогики: новое содержание образования должно быть введено в программы школьного обучения, а также должна быть осуществлена предельная рационализация школьного обучения, переход к активным мето- дам обучения и воспитания, сознательное формирование необходимых деятельностей»5. Если для науки XIX века были характерны дифференциация по предмету, эмпирические обобщения, индивидуальное творчество и конкуренция, что в образовании нашло отражение в учебной предметности, эмпиризме знания и индивидуали- зации обучения, то для науки ХХ века уже в большей степени были характерны комплексные и междисципли- нарные исследования, фундаментализм, научные школы и коллективы, научные обмены и сотрудничество; это должно найти свое отражение и в изменении содержания образования: появление вместо предметов образова- тельных сфер и областей, надпредметных компетентностей, коллективных способов обучения и педагогики сотрудничества. Шестая тенденция – это тенденция стандартизации образования (Мясников В.А.). Эта тенденция вызвана к жизни необходимостью в условиях массового образования поддерживать необходимые социокультурные нор- мы. Важнейшими предпосылками стандартизации стали появление универсального знания – науки, и соедине- ние авторитета науки с принудительной силой государства. В ряде стран к разработке стандартов привлекаются бизнес (работодатели) и местные сообщества. В некоторых регионах мира (Европа, СНГ) к разработке образо- вательных стандартов привлекаются надправительственные организации. Примерами таких наднациональных стандартов являются соглашения о взаимном признании (нострификации) дипломов и аттестатов среди некото- рых государств СНГ, Болонский процесс, вводящий «европейское измерение» в высшее образование, междуна- родные сравнительные исследования PISA, TIMS, TASIS и др. Седьмая тенденция – это тенденция технологизации образования (Кармадонов О.А.). Эта тенденция тесно связана и обусловлена массовым характером современного образования, процессами его интеллектуализации (сциентизации) и стандартизации образования. Образовательные технологии являются инструментом достиже- ния образовательных целей и повышения эффективности образования, а также средством введения новых поко- лений в мир высокотехнологичной культуры. Сегодня творческая энергия педагогической интеллигенции на- правлена, прежде всего, на разработку и овладение современными образовательными технологиями, обеспечи- вающими высокие результаты обучения и воспитания. Особенное значение придается информационно- коммуникационным технологиям, технологиям развития творческих способностей детей, а также личностного развития. С нашей точки зрения, технология - это особый способ, особая культура социальной интеракции, об- ладающая принудительной силой по отношению к деятельности ребенка и педагога, но добровольно ими при- нятая и используемая для достижения определенных образовательных целей. Восьмая тенденция – это глобализация, интернационализация образования. Глобализация образования является частью общего процесса глобализации, в то же время она имеет свои специфические черты. Некоторые 3 западные ученые, например Дж.Боли, считают, что глобализация имеет глубокие исторические корни; ее начало он относит к Средневековью. Первый этап глобализации – это создание децентрализованной светской системы образования в Европе, второй этап – создание массовой школы, имеющей достаточно унифицированную струк- туру (XIX в.-нач. ХХ в.); третий этап – вторая половина ХХ в. – создание национальных систем образования, четвертый этап – всеобщая унификация знания, стремление к высокому качеству образования 6. На наш взгляд, современный этап глобализации образования связан с рядом важных аспектов: формированием универсальных языков науки, техники и культуры как основы современного образования, развитием международных обменов и конкуренции, возрастанием значения международных и надправительственных организаций при формулирова- нии целей и задач образования (ООН, G-8, ЮНЕСКО, ВТО, Всемирный банк, МОТ, МБРР, Совет Европы и др.). Девятая тенденция - коммодификация (Кармадонов О.А.), консьюмеризация, маркетизация образова- ния заключается в превращении образования в один из видов товара, в специфическую потребительскую услу- гу. Образовательные учреждения, по оценке О.А.Кармадонова, превращаются в своего рода предприятия и кор- порации по производству и реализации образовательных услуг, а студенты – в их клиентов, в первичных потре- бителей (в качестве вторичных потребителей выступает уже все общество). В отечественной и зарубежной со- циальной мысли сложилась достаточно устойчивая оппозиция коммодификации образования, однако реально этот процесс идет и добавляет свои специфические черты к общему кризису современной модели мироустрой- ства7. Десятая тенденция – неравномерность развития (нон-эквивалентность) образования, разбалансирован- ность его важнейших компонентов, возникновение «разрывов», новых типов неравенств, социальных эксклю- зий, вызванных образовательными причинами - низким качеством образования, различиями в доступе к знани- ям и информации, условиями образовательной деятельности, недоступностью определенного типа образова- тельных услуг. Особенно характерна эта тенденция для стран с переходным типом общественного устройства, для периферийных регионов, для социальных групп с нисходящей вертикальной мобильностью. Понимание тенденций развития образования, профессиональная рефлексия их позитивных и негативных характеристик позволяет власти разрабатывать взвешенную социальную и образовательную политику, а интел- лигенции реализовывать свою социальную функцию.

Запитання для самоконтролю:

Теми для самостійного опрацювання:

1. Внесок міжнародних організацій (ЮНЕСКО, Ради Європи, Європейського Союзу, Організації з економічного співробітництва та розвитку та тощо) у стратегію розвитку освіти у світі.

Теми рефератів:

Література:

1. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире: (Сравнительная педагогика) / Ю. С. Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88– 96.

2. Балабанов К. В. Основні тенденції розвитку освіти і науки в Європейському Союзі [Електронний ресурс] / К. В. Балабанов. – Режим доступу: www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/Prvs/2009_3/1047.pdf. – Назва з екрану.

3. Вікторов В. Г. Міжнародні моделі освітніх індикаторів якості освіти [Електронний ресурс] / В. Г. Вікторов // Мультиверсум. Філософський альманах. ‒ К.: Центр духовної культури, 2005. ‒ № 49. – Режим доступу: www.filosof.com.ua/Jornel/M_49/Viktorov.htm. – Назва з екрану.

4. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. – 2007. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста [Електронний ресурс] // Образование для всех. – ЮНЕСКО, 2007. – Режим доступу: http://unesdoc. unesco.org/images/0014/001477/147794r.pdf.

5. Гриценчук О. О. Стратегічні орієнтири розвитку інформаційних освітніх мереж ЮНЕСКО та ЮНІСЕФ в європейському контексті [Електронний ресурс] / О. О. Гриценчук. – Режим доступу: http://194.44.242.244/e-journals/ITZN/em1/content/06goonec.html. – Назва з екрану.

6. Зиминев Г. И. Мегатренды образования: Основные тенденции развития образования как социального института [Електронний ресурс] / Г.И. Зиминев. – Режим доступу: http://www.myshared.ru/slide/75493/. – Назва з екрану.

7. Кузь В. Глобалістика: економіка та освіта / В. Кузь // Рідна школа. – 2001. ‒ № 9. – С. 3‒6.

8. Локшина О. І. Етапи розвитку стратегії Європейського Союзу у галузі освіти [Електронний ресурс] / О. І. Локшина. ‒ Режим доступу: www.nbuv.ua/e-journals/ITZN/em2/content/07loiuet.html. – Назва з екрану.

9. Луговий В. І. Міжнародна й раціональні стандартні класифікації освіти: концепція і реалізація / В. І. Луговий, Ж. В. Таланова // Педагогіка і психологія. – 2013. – № 1. – С. 15–25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: