Культура Древнего мира

Культура Древнего мира может быть представлена двумя противоположными полюсами – культура Древнего Востока и культура античности (Запад).

Экономическую основу древневосточных цивилизаций характеризует слабость индивида перед лицом всесильной власти государства; отсутствие или ограниченность частной собственности на землю в силу зависимости частного сектора и товарно-денежных отношений от контроля деспотической власти. Главным субъектом хозяйственных связей выступало государство, которое стояло над системой замкнутых и разрозненных сельских общин и занималось централизованным распределением общественного продукта, в первую очередь, избыточного продукта, за счет которого существовал аппарат власти.

Социально-политической структуре Востока свойственно господство верховной власти («поголовное рабство»); невычленность индивида из коллектива и его полная зависимость от него; система вертикальных связей и замкнутых корпораций (кланы, касты, общины и т.д.), которая объединяла индивидов в рамки коллектива и противопоставляла его всесилию государственного деспотизма; слабая классовая дифференциация и отсутствие классовых антагонизмов.

Центральной установкой культуры Древнего Востока был традиционализм – власть традиции как основы существования общества и человеческой жизнедеятельности. Традиция и ее институты были направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и хранимую веками устойчивость складывавшихся социальных отношений, стереотипов культуры. Традиция жестко контролировала внешнюю деятельность человека, ограничивая его активность, в первую очередь, экономическую, во имя самосохранения социально-политического статус-кво. Свойственные традиции нерефлектирующая приверженность к прошлому, мифологизация действительности и культовая психология, недоверие к творческой деятельности и недооценка индивидуальности субъекта действия определили установку на консервативную стабильность, что во многом обусловило отставание и отсталость Востока, его неготовность к кардинальным преобразованиям. Это не значит, что на Востоке не происходило никаких изменений. Они были, но осуществлялись крайне медленно (на протяжении жизни нескольких поколений людей) и всегда путем жесткого отбора инновационных элементов и их непротиворечивости традиции. Ведущую роль в поддержании системы господствующих норм и духовных ценностей на Востоке играла религия.

Вместе с тем, каждая из древневосточных культур имеет свои уникальные особенности. Так, определяющей чертой культуры Древнего Египта было стремление обрести бессмертие, протест против смерти, что выразилось в уникальных памятниках культуры – в создании пирамид как элементов заупокойного культа, разработке технологий мумификации и бальзамирования, танатологических текстов («Книга мертвых»). Главным принципом культуры Древней Индии выступал принцип интроспекции – направленность на внутренний мир человека, а высшей ценностью – небытие и исключения из кармического круговорота. Установка на интроспекцию ориентировала индивида на проблему преодоления земных привязанностей в сторону религиозного поиска спасения вне феноменального мира, стимулировала активность в разработке методов самоконтроля и самонаблюдения (медитация, йога, созерцания и др.).

Генеральной установкой культуры Древнего Китая была ориентация на социальную этику и административно регламентированное поведение. Высшей ценностью является оптимально организованное и дисциплинированное социальное бытие, основой которого выступает постоянное самосовершенствование человека и стремление всего общества во главе с правителем-мудрецом к достижению внутренней гармонии. Отсюда проистекает культивирование этики (конфуцианские добродетели), авторитет знания и умение его реализовать на практике, строгая формализация взаимоотношений между людьми, подчиненных принципу патернализма, рационализация административного управления, нерелигиозная ориентация деятельности индивида, который много может достигнуть в жизни за счет способностей, труда и знаний.

Античная культура представлена культурами Древней Греции и Древнего Рима. Культура Древней Греции является основой европейской (западной) культуры, образованности. Математика, астрономия, физика навсегда вошли в историю европейской науки. Греки положили начало европейской литературе, искусству и философии. Причина выдающихся достижений греческого народа практически во всех областях культуры была связана с особенностями социальной организации общества.

Древнегреческая культура – это культура общества нового типа, которое принципиально отличается от культуры древневосточных цивилизаций, ибо базируется на свободной, целостной активности личности. Данное общество возникает как историческая аномалия в результате архаической революции в античной Греции (VIII–VI вв. до н.э.), которая привела к господству частнособственнических отношений, прежде слабо развитых или ограниченных в традиционном обществе. Следствием такого рода единственной и неповторимой социальной мутации было возникновение политических форм (полис, демократия, республика) и правовых гарантий (закон, частное право, неприкосновенность и защита частной собственности, права гражданина и т.п.), а также особенностей социального статуса (вычленение индивида из группы, воспевание добродетелей личности, достоинство свободного человека и др.), которые открыли простор для динамичного развития частнособственнических отношений.

Древнегреческая культура – это культура образования и воспитания человека, которая подразумевает процесс подготовки личности для участия в общественных делах, формирование полноправного гражданина. Нормой образования становится творчество с глубоким чувством авторского права и запрета на плагиат. Греческая культура открыла человеческое измерение мира, показала человека творцом культуры. Приоритет личностного начала в древнегреческом обществе был обусловлен динамической политической жизнью и наличием дифференцированной социальной структуры в полисах.

Удивительное чувство созидания и соревнования превращает греческую культуру и жизнь в постоянное состязание. Агонистика (от греч. агон – спор) выступает отличительной чертой греческой культуры. Греки постоянно обнаруживают состязательность в непрерывной борьбе мировых стихий, богов, самих людей (диспут, поле боя, театральная сцена и т.д.). Наиболее ярким выражением античного агона стали Олимпийские игры. Агональный тип культуры порождает социодинамику и самообновление. Он имеет одним своим полюсом личность с ее достижениями, а другим – социальный мир, который должен признать эти достижения и воздать почести герою. Греческая культура подчеркивает единство человека и богов с природой (Космосом), которая возводится на высшую ступень мироздания, но не является трансцендентным абсолютом.

Для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и одновременно эстетическое его восприятие, строгая логика и индивидуальное разнообразие в решении тех или иных проблем. Рационалистическая черта греческой культуры проявляется в осуждении слабости человека, неприязни к тайне, стремлении контролировать внутренние импульсы души и обуздать иррациональное. Гордый и самодовлеющий человек стремится к автаркии (независимости) и атараксии (невозмутимости духа) в условиях нестабильности, потери полисом самостоятельности в эпоху эллинизма.

Древнеримская культура во многом является продолжательницей установок греческой культуры, но она была более сложным явлением. Римскую идеологию и систему ценностей определял патриотизм, выражавшийся в готовности пожертвовать жизнью во имя родины, в уважении к героическому прошлому и традициям предков, а также идея богоизбранности римского народа, предназначенного для побед и властвования над другими народами.

Культуру Древнего Рима характеризует доминирование антропологического, общечеловеческого содержания. Образование человека достигается путем целенаправленного развития гражданских и личных добродетелей. При этом значение имеют не только природные способности, но умозрение и специальное воспитание (дисциплина). Латынь, наука, римское право, искусство, философия оказали непосредственное влияние на судьбу европейской культуры. Особенностью римской культуры является утилитарная направленность – ориентация на практическую пользу и целесообразность.

Римская культура развивалась на республиканских основаниях, но переход к империи способствовал ее разрушению. Культура римской империи была культурой военизированного государства, где господствовал культ практицизма, государственного закона, а главными добродетелями выступали политика, война и управление. Фронтальность и панорамность римской культуры сочеталась с пристальным вниманием к индивиду. В условиях империи человек представлял собой уже не меру всех вещей, а песчинку в социально-политическом пространстве, полностью зависимую и несвободную от произвола, одинокое существо. Римская культура эпохи империи обнаруживает сла­бость и хрупкость человека. В результате римская философия переносит свои поиски с построения фундаментальной картины мироздания, где человек был бы самодостаточен, на обоснование личного мира, утверж­дение способности индивида «прожить незаметно» или «неся достойно тяжесть судьбы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: