Каким образом государство может влиять на политические партии и политические движения

Законы могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединения.

Ø Место и роль государства в политической системе

Политическая система – это совокупность политических институтов (государственных и не государственных институтов) и отношений, через которые реализуется политическая власть и управление обществом.

Несколько слов нужно сказать о государстве как важнейшем элементе политической системы общества. Государство можно определить как организацию политической власти, необходимую как для решения сугубо классовых задач, так и общих задач, вытекающих из природы всякого общества. Понятия государство и политическая система общества соотносятся между собой как часть и целая, при этом государство - это часть, а политическая система общества, соответственно, - целое. Государство, являясь частью политической системы общества, занимает в ней особое, центральное, ведущее место и положение, придавая последней устойчивость, упорядоченность, целостность.

Особое место государства в политической системе общества определяется следующими обстоятельствами:

1) во-первых, государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединенного в пределах границ государства по принципу гражданства;

2) во-вторых, государство является единственным носителем суверенитета, который заключается в верховенстве государственной власти в пределах территориальных границ страны и в самостоятельности, независимости государства в международных отношениях;

3) в-третьих, государство обладает специальным аппаратом - аппаратом управления и аппаратом принуждения, - необходимыми для управления обществом. Здесь следует иметь в виды, что у политических партий и общественных организаций могут быть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как суда, милиция, прокуратура, органы государственной безопасности. Кроме того, партийные и общественные органы не обладают, как это имеет место у государственных органов, государственно-властными полномочиями.

4) в-четвертых, особая роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно обладает монополией на законотворчество;

5) и в-пятых, государство обладает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, государственным бюджетом, государственной казной, валютой и т.д.).

Особая роль государства в политической системе общества проявляется и в том, что именно оно предоставляет гражданам конституционное право на объединение, включая право на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. На конституционном уровне закреплена и свобода деятельности общественных объединений.

Государство определяет статус общественных объединений, а также государство в лице суда, прокуратуры и иных государственных органов защищает права общественных объединений, одновременно контролируя соблюдение ими правовых норм.

В жизни общества, в экономике государство всегда выступало как собственно политическая организация. Однако не следует абсолютизировать политический характер государства и рассматривать его как чисто политический институт, поскольку его деятельность имеет организационные, финансовые и иные аспекты.

Чрезмерное усиление вмешательства государства в политическую жизнь общества может привести к огосударствлению политической системы и в результате - к произволу и беззаконию в общественной жизни.

Ø Конфедерация

Термин "конфедерация" латинского происхождения и обозначает "сообщество". В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

 

Конфедерации присущи следующие особенности:

 

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

 

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

 

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

 

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

 

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

 

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

 

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

 

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

 

9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

 

Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

 

 

Понятие и сущность права.

Право в системе социальных норм.

Соотношение права и морали.

 

Понятие и признаки нормы права.

Структура нормы права, классификация.

 

Источники права.

Нормативно-правовой акт как источник права.

 

Применение права как особая форма осуществления прав.

Акты применения права.

 

Система права.

Систематизация нормативно-правовых актов.

 

Правотворчество: понятие, виды.

Стадии правотворческого процесса.

 

Правоотношения: понятие, признаки, классификация.

Понятие и виды правоотношений.

Структура правоотношения. Характеристика составных элементов.

Субъекты правоотношений.

 

Пробелы в праве и пути их устранения и продления.

Правомерное поведение: понятие, виды.

 

Правонарушение: понятие, виды.

Правонарушение: понятие, юридический состав.

 

Юридическая ответственность: понятие, виды.

 

Закон как форма права: понятие, классификация.

Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Законность и правопорядок: понятие, соотношение.

 

Правосознание: понятие, структура, виды.

 

Социальные нормы: понятие, классификация.

Правовой статус личности.

Понятие и сущность прав.

Реализация прав: понятие, виды.

Гарантии прав человека.

Субъективные права и юридические обязанности.

Юридические факты: понятие, классификация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: