double arrow

Культура Древнего Рима в императорский период

3

 

Новым явлением в культурной сфере, начиная с Августа, становится государственное меценатство. Римская культура утрачивает полисный (узкоэтнический) и приобретает космополитический характер. Распространяется новая система ценностей, прежде всего среди городского населения, основанная на сервилизме, презрении к труду, потребительстве, стремлении к удовольствиям и увлечении чужеземными культами. Сельский тип сознания отличается большим консерватизмом: ему свойственны уважение к труду, верность патриархальной системе отношений и почитание традиционных римских богов.

Наука

 

В эпоху Империи активно развивается философия. Ее ведущим направлением в I – первой половине II в. становится стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Согласно стоикам, вселенная порождена и управляется божественным разумом; законы мироздания человек не в состоянии изменить, он может лишь жить в согласии с ними, достойно исполняя свои общественные обязанности и сохраняя бесстрастие по отношению к внешнему миру, его соблазнам и бедствиям; это позволяет человеку обрести внутреннюю свободу и счастье. В III–IV вв. доминирующее положение в римской философии занимают христианство и неоплатонизм, возникший в результате синтеза платонизма, аристотелизма, мистического неопифагорейства и восточных религиозных течений. Основатель неоплатонизма – Аммоний Сакк (175–242), главные представители – Плотин (ок. 204 – ок. 270), Порфирий (ок. 233 – ок. 300) и Прокл (412–485). По их убеждению, началом бытия является божественное единое, из которого возникает духовный, из духовного – душевный, из душевного – физический мир; цель человека – найти путь к единому, отрешившись от материального (которое есть зло) через нравственное очищение (катарсис) и освободив душу от тела через аскезу.

В имперский период высшего расцвета достигает римская юриспруденция – важнейшая составляющая римской культуры, в значительной мере определившая ее своеобразие.


Заключение

 

Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

Социально расчлененное общество и государственность стали формироваться на италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н. э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В VI в. до н. э. оформляется первичная государственность в Риме, видимо, самом развитом центре италийских племен. Формирование собственно римской государственности и социальной структуры с ранних времен проходило в обстановке мощного влияния на Рим со стороны этрусских городов и колоний Великой Греции, что определяло сложную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло известное сглаживание разнородности разных областей Апеннинского полуострова, преодоление полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая унификация, которая усиливалась в ходе постепенного завоевания Римом Италии и создания Римско-италийского союза как нового типа политического объединения. Начавшийся процесс романизации Италии означал создание новой экономической системы, существенных изменений социально-классовой структуры, нового типа государственного устройства, основ новой культуры. Наиболее важной особенностью процесса романизации стало, с одной стороны, завершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой — был намечен путь к их преодолению.

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.


Список литературы

 

1. Апулей Луций. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1959

2. История римской литературы, тт. 1–2. М., 1959–1961

3. Бокщанин А.Г. Парфия и Рим, ч. 1–2. М., 1960–1966

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, тт. 1–3. М., 1961–1964

5. Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962

6. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964

7. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М. – Л., 1964

8. Утченко С.Л. Кризис и падение римской республики. М., 1965

9. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969

10. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975

11. Машкин Н.А. Юлий Цезарь. М., 1976

12. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1977

13. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977

14. Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1978

15. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981

16. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983

17. Письма Плиния Младшего. М., 1984

18. Веллей Патеркул. Римская история. Воронеж, 1985

19. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л., 1985

20. Культура древнего Рима, тт. 1–2. М., 1985

21. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986

22. Штаерман Е.М. Социальные основы римской религии. М., 1987

23. Тит Ливий. История Рима от основания Города, тт. 1–3. М., 1989–1994

24. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей, тт. 1–2. М., 1991

3

Сейчас читают про: