II. Истоки эстетической традиции в « до античных» культурах

Эстетические воззрения периода Античности в истории культуры современной цивилизации имеют свои глубокие корни и особенности как в Европе, так и на Востоке. Однако в первом приближении можно выделить две тенденции проливающие свет на истоки формирования философии культуры, связанной с феноменом эстетика – это традиционная и современная. Традиционная связана с именем Ф.М. Овсянникова, вторую можно именовать культурологической.

Традиционная модель генезиса возникновения эстетического феномена*

Этетическая мысль в строгом смысле этого слова возникает в эпоху рабовладельческого общества. Появление зачатков художественно-эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи и историки, относятся к глубокой древности: к концу среднего палеолита (так называемая эпоха Мустье) и ко всему позднему палеолиту (Ориньяк – 40-35 тысячелетия до н.э.; Солютре – 35-25 тысячелетия до н.э.; Мадлен – 25-12 тысячелетия до н.э.). Как субъект эстетического творчества и восприятия человек сформировался в процессе трудовой деятельности на основе психобиологической эволюции. Чувство формы, объема, цвета, ритма, симметрии и в коечном счете чувство красоты – все эти изначальные проявления эстетического человек не получил готовыми от своих животных предков.

________________________________

* В этом разделе используется материал М.Х. Овсянникова. В частности, См.: Овсянников М.Х. История эстетической мысли. М. «Высшая школа»,1978, С.11-43 и др.

Примером того, что мы имеем истоки возникновения элементов эстетической деятельности, является тот факт, что уже в эпоху Мустье человек, изготовляя необходимое ему полезное «орудие», наносит на него красочные отметки (полоски, пятна), делает на нем лунки, которые располагаются определенным порядком. Во Франции в пещере Ля Ферраси были обнаружены две каменные плиты с такого рода «украшениями».

Образцы первоначальной деятельности в области изобразительного искусства человека, говоря сегодняшним языком, обнаружены в Италии, Венгрии, Германии. К позднему палеолиту археологи относят наличие росписей на стенах, сводах и потолках пещер, рельефы и круговые скульптуры. С помощью охры первобытные художники изображают диких животных - лошадь, оленя, быка, бизона, носорога, льва. В эпоху Мадлен животные изображаются в движении, при этом художник пользуется несколькими красками (двумя – тремя видами). Дальнейший прогресс в художественной деятельности намечается в эпоху мезолита, когда уже изображаются сцены борьбы, охоты, загона скота и т.п. Внимание здесь акцентируется на передаче действия, а не на точном воспроизведении фигур.

Более отчетливо прогресс в художественно-эстетической деятельности обнаруживается в эпоху неолита. Получает широкое развитие украшение различных предметов, росписи посуды и т.д.

В эпоху бронзы зарождается рабовладельческая формация. Возникают классовые государства в Египте, Двуречье и Китае. Начинается новый этап в художественном развитии человечества. В этот период возникают первые зачатки эстетической мысли, хотя они еще не оформляются в виде теоретических положений, трактатов, четко сформулированных канонов и норм.

Одним из ранних рабовладельческих государств, в которых наука и искусство получили высокое развитие, был Египет. Уже в додинастический период (четыре тысячелетия до н.э.) наблюдается развитие строительного дела, прикладного искусства, скульптуры. Искусство, как считали египтяне, дарило бессмертие, и поэтому труд зодчего, художника считался священным.

Египтяне верили, что в конце жизни человек не умирает, а переходит в иной мир, в котором царит тот же порядок, что и на земле. Власть фараона считалась вечной, и доказательством этого стали пирамиды – огромные усыпальницы правителей Египта. Неподалеку от Каира стоят три удивительных сооружения, напоминающих по форме правильную пирамиду. Впервые эти огромные сооружения были описаны историком Геродотом, назвавшим это чудо света «вертикальной высотой». Гробницам фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина уже более 40 веков. Облицовка пирамид не сохранилась, но время не смогло разрушить огромные каменные плиты, их которых они сложены. До сих пор ни одна каменная постройка в мире не может сравниться с пирамидами по размерам. Высота пирамиды Хеопса – 146 метров, а длина каждой стороны основания – 130 метров. В пирамиде множество запутанных коридоров, ведущих в усыпальницу. Непонятно, как огромные каменные плиты перевезли в пустыню. Пирамиду окружали небольшие заупокойные храмы и «мастаба» – гробницы родственников фараона. От плодородной долины к пирамидам ведет длинная дорога. Там, где начинается безжизненная пустыня, покой ушедших в мир иной стоит на страже огромный сфинкс – лев с человеческим лицом, как считается, портрет фараона Хефрена. Пирамиды Древнего царства были зрелищным воплощением вечности.

Чаще всего люди искусства были выходцами из очень знатных семей. Например, построивший пирамиду Хеопса зодчий Хемиус был из очень знатной семьи. Искусство служило вечности, поэтому художники Древнего Египта не ставили целью передавать чувства.

В Древнем Египте была развита зрелищная культура. Обычно египтяне обращались к богу, придя в храм. Но один раз в год бог сам выходит в город. Это был настоящий праздник, собиравший тысячи паломников. Знать и чиновники, ремесленники и крестьяне принимали участие во всеобщем веселье. Женщины пели и танцевали, мужчины играли на флейтах. Все безудержно предавались развлечениям.

В это время в Египте складываются основные формы художественной культуры: архитектура, портретная скульптура, зодчество, рельефы и росписи, художественное ремесло, различные жанры искусства слова (поучения, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид и т.д.). Изучение памятников изобразительного искусства Древнего Египта и лингвистические исследования различных литературных произведений свидетельствуют о том, что древние египтяне имели не только представление о прекрасном, о связи прекрасного с добрым, но и соответствующие эстетические термины. Анализ художественных памятников говорит также и о том, что творчество египетских художников регулировалось определенными традициями (канонами), эстетическим принципами, которые передавались от поколения к поколению. Правда, эти нормы и принципы еще не получили теоретического обоснования и надлежащего оформления, но они имели место; свидетельством этому каноны иконографии, пропорций и цветовых отношений. Задолго до пифагорейцев египтяне применяли математику для решения художественно-эстетических задач.

Исключительным богатством отличается культура шумер (4 – 3 тысячелетия до н.э.). Первые государства сформировались в Шумере – области нижнего течения Тигра и Ефрата. Плодородные долины рек давали богатые урожаи. Однако эпизодические засухи сменялись сильными наводнениями, что привело к развитию ирригационных сооружений и укреплению городов. В III тысячелетии до новой эры в Месопотамии образовались многочисленные города-государства – Ур, Урук, Лагаш, Киш, Умма, Мари, часто воевавшие между собой. В начале III тысячелетия до новой эры в Шумере возникла письменность, литературные произведения и первый известный свод законов (кодекс Ур-Намму). Значительных успехов достигли шумеры в математике и астрономии.

Самой древней литературой на земле является литература Междуречья. Наиболее известным поэтическим произведением Месопотамии является шумерский эпос о создании мира. Обнаруживается тесная связь между ранними месопотамскими литературными памятниками и библейской Книгой Бытия. В частности, порядок событий Творения мира, особенности географии Эдема, повествование о Вавилонской башне и рассказ о Всемирном потопе во многом совпадают с библейскими. Легенда о потопе является частью древнего эпоса о Гильгамеше. Сказание о знаменитом правителе города Урука является, пожалуй, самым древним дошедшим до нас из глубины веков литературным произведением. В нем наряду с мифами отражены реальные исторические события. Сказание о Гильгамеше является не только историческим памятником, но также обладает большой ценностью как по литературной форме, так и по филосфско-эстетическому содержанию. В шумерских мифах часто фигурировали персонажи из мира животных и растений. Многие из них впоследствии легли в основу древнегреческой мифологии.

Культура Древней Месопотамии отличалась своеобразием и относительным единством, несмотря на множество независимых городов-государств. Письменные источники донесли до нас мифы о богах, переплетенные с историями подвигов древних правителей, храмовые гимны, молитвы, заклинания. Сохранились тексты сказок, пословиц, сатир, описаний споров соперников и договоров. Позднее, в период аккадского владычества, на смену разрозненным городам-государствам, формировавшимся вокруг храмов, пришло централизованное государство. Правитель царства стал считаться земным богом. Шумерский язык был вытеснен аккадским. Произошло также смешение шумерских и аккадских божеств. Несмотря на то, что шумеро-аккадские государства около 2000 года до н.э. прекратили свое существование, они во многом определили дальнейшее развитие всей Передней Азии, ее культуры и искусства, в частности. Замечательные архитектурные памятники, рельефы, художественное ремесло, искусство слова говорят о высоком развитии эстетической деятельности и эстетического сознания в эту эпоху. Особенно ярко шумерские традиции прослеживаются в культурах Ассирии и Вавилона.

Большой интерес представляет древнееврейский монументальный памятник словесного искусства – «Библия», создававшаяся на протяжении большого исторического периода – начиная с XII в. до н.э. и кончая II в. н.э. (речь идет о так называемом Ветхом Завете). Представление о красоте здесь выступает в религиозно-мифологической форме. Древнееврейская культура была тесно связана с культурой Египта, Шумера, Вавилона, поэтому и в эстетических представлениях евреев имеются отпечатки и наслоения этих древневосточных народов.

Краткий экскурс в историю развития эстетической мысли и искусства народов Древнего Востока позволяет нам понять, что развитие эстетической культуры начинается отнюдь не с древних греков и римлян. Она достигает высокой ступени развития уже в странах классического Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, хетты создали замечательные памятники искусства и зодчества. Влияние древневосточных цивилизаций заметно не только на архаическом этапе художественного творчества древних греков, но и на более позднем периоде развития эллинской художественной культуры. На основании изучения различных памятников Востока мы приходим к выводу, что эстетические чувства, потребности, вкусы народов древневосточных государств достигли значительного развития.

К сожалению, памятники, в которых нашла выражение эстетическая мысль, народов Древнего Востока, еще недостаточно изучены. Кроме того, большинство их них дают лишь косвенную информацию о развитии эстетических идей далекого прошлого.

Древние греки имели оживленные связи с Востоком. Нет ничего удивительного, что они широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль сформировалась в русле мифологии и стала развиваться вместе с наукой и философией.

Эстетические воззрения периода Античности в истории современной цивилизации имеют свои глубокие корни и особенности как в Европе, так и на Востоке.

Эстетическое творчество эллинов периода античности – это автономная, самостоятельная духовная часть культуры и философии, которая быстро освободилась от власти авторитетов мифа, мистики и ритуала. Научное познание халдеев и египтян, финикийцев и персов в творческой греческой переработке вошло в ее культуру. Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии и эстетической мысли, общеизвестны: поэмы Гомера и гномические тексты, общественная Олимпийская религия и орфические мистерии, социальные, политические и экономические условия, имеющие свои истоки и исторические корни.

Культурологическая модель генезиса возникновения эстетической традиции.

Греческая Античная цивилизация резко контрастирует с цивилизациями Древнего Востока, хотя на определенном этапе своего развития обе эти культурные ветви развивались вместе. Однако греческая эстетическая традиция развивалась со своими особенностями. В частности, в этом процессе определенную роль сыграла критская (критско-минойская) культура.

Остров Крит является одним из ближайших островов Древней Греции. Культура критского государства берет начало еще с III – II тыс. до н.э. Своего расцвета оно достигло в ХVI – ХV вв. до н.э. Из-за того, что критская письменность до конца не расшифрована и многое остается неизвестным, однако факт ее существования реален. Само географическое положение острова, находящегося на пересечении морских торговых путей Средиземноморья, давало возможность критской культуре развиваться в соприкосновении с культурным пространством цивилизаций Древнего Востока.

Население Критского государства занималось земледелием, чему способствовали мягкий климат и плодородие почвы, способствовавшие собирать по два, а иногда и по три урожая в год. Море служило прекрасной защитой от нападений и войн. У Критского государства не было врагов, – в то время не существовало морской державы, которая претендовала бы на земли острова. Здесь рано (к ХVI в. до н.э.) сложилось централизованное государство. Оно представляло собой монархию, во главе которой стоял сакрализованный правитель. Так обычно поступали, когда правитель считался богом и лицезреть его простым смертным было запрещено.

Благодаря сильной централизованной экономике под эгидой государства, критянам удалось создать мощный флот, который доминировал в Восточном Средиземноморье. С его помощью даже было уничтожено в этом регионе пиратство. Критяне основывали свои колонии по всему побережью Эгейского моря, включая острова.

На Крите, по преданию, родился Зевс, сюда же он, обратившись в белоснежного быка привез прекрасную дочь финикийского царя – Европу (Cм.: Иллюстрации). Одним из сыновей Зевса и Европы согласно мифу стал Минос – основатель царской династии на Крите.

Известны активные торговые связи жителей Крита с Египтом, Сирией, Кипром, народами, населявшими Малую Азию. Закупались отсутствовавшие на острове слоновая кость, медь, золото, пурпурные ткани и т.п. В свою очередь, с Крита в эти государства поступали многочисленные изделия ремесленного труда: вазы, украшения и др. Внушительных размеров достигал аппарат чиновников, в чьи обязанности входил сбор налогов. В «библиотеке» Кносского дворца было обнаружено свыше 5 тыс. глиняных табличек, которые в основном представляют собой отчеты о сборе дани.

Древние города Крита (Като-Закро, Кносс, Малия и Фест) – это прекрасные образцы храмовых комплексов. Стены дворцов были украшены фресками, отличительной чертой которых являлось отсутствие сцен насилия: битв и охоты. Живопись – самое впечатляющее из критских искусств. В позднеминойский период (1700 – 1400 гг. до н.э.) фресками украшались не только дворцы, но и дома аристократов и зажиточных людей.

Греки унаследовали у критян древний минойский календарь; ряд музыкальных инструментов (таких как семиструнная лира, двойная флейта, труба, изготовленная из огромной раковины), а также секрет использования ряда ароматических и лечебных трав, в частности, способствующих похудению. Не исключено, что критские законы легли в основу греческих законодательств. Известно, что в VI в. до н.э. Фалет Критский обучал музыке спартанцев, а критские скульпторы Дипен и Скиллид давали уроки живописи художникам Пелопоннеса. Египтяне заимствовали у жителей Крита некоторые медицинские рецепты.

Цветущая критская цивилизация в середине ХV в. до н.э. пережила катастрофу, от которой уже не смогла оправиться. Около 1450 г. до н.э. произошло извержение вулкана на острове Фера (современный Санторин), находящийся в 120 км от Крита. Извержение вызвало на Крите землетрясение и огромные приливные волны (цунами). Наводнение, уничтожение посевов, пожары во дворцах, болезни привели государство на грань краха. Кроме этого, неудачный поход критян на Сицилию окончился почти полным разгромом их флота. Крит был завоеван в середине ХVI в. до н.э. ахейскими племенами, вторгшимися с материковой Греции.

Ахейцы*, а затем и другие племена Пелопоннеса не только переняли у критян фасоны одежды и причесок, но и, соприкоснувшись с высоко

_______________

* - заметим, что у Гомера греки еще не носят названия «греков» и не называются «эллинами», как они называли себя впоследствии. У Гомера они зовутся либо аргивянами (обобщенное название жителей Аргоса), либо ахейцами (по имени одного из греческих племен), либо данайцами (Данай мыслился родоначальником племени аргивян) /См.:

Лосев А.Ф. Гомер.- 2.е изд.- М.: Молодая гвардия, 2006. – С. 12-13/.

развитой культурой, сами со временем поднялись на новую ступень развития. Огромную роль в этом процессе сыграли такие культурные достижения критян, как слоговое письмо, архитектурные сооружения, фресковая и культура живописи, наличие музыкальных инструментов и искусства, новые виды оружия и инженерное искусство (примером может служить водопровод), а также их религиозные обряды. Эти достижения в том числе и в области художественного творчества были трансформированы на другой почве и другими этносами и привели к созданию новой самобытной культуры – Античной, одной из составных частей которой является древнегреческая (38, С. 88 – 94).

Древнегреческая культура носит интерактивный характер. Это означает, что она оказалась способной воспринимать, включать в себя элементы других культур, взаимодействовать с ними. В частности, первоначально на Балканах формируется ахейская, или микенская (по названию города Микены – колония критян на материке) государственность, впитавшая в себя крито-минойскую и микенскую культурные традиции.

Кстати раскопки, проведенные Г. Шлиманом в ХIХ в., обнаружили, что «златообильные Микены», как их называл Гомер, являли собой новую, отличную от критян культуру (См.: Там же, С. 95). Видимо эта традиция имела давние и определенные связи с крито-минойской культурой.

Не исключена и вторая версия. А именно: еще в ХХI в. до н.э. ахейцы пришли с севера и северо- запада на Пелопоннес; как одна из достоверных версий включает в себя то, что это был миграционный взрыв ариев, одна из ветвей которого пришла в Европу, другая направилась на Восток, осев в Иране, затем Древней Индии (повлияв на возникновение Ведаизма).

Ахейцы, соприкасаясь с критянами, создали свою культуру в таких центрах как Микены, Тиринф, Пилос, Фивы. В ХVI в. до н.э. они завоевывают Крит (о чем свидетельствует «линейное письмо В» (См.:Там же).

Микенское государство со временем перешло на высокую стадию развития. Например, хетты ставили микенцев в один ряд с египтянами, ассирийцами и вавилонянами. Существовало рабство, отряды рабов, обслуживающих дворец, насчитывали более тысячи человек.

В конце ХIII – ХII в. до н.э. племенной мир северо-балканского региона вновь пришел в движение. На территорию полуострова вторглись племена дорийцев и одержали победу над местным населением. Вторжение довольно отсталых дорийцев привело к их победе, во-первых, потому, что на их вооружении было оружие из железа, у микенцев – из бронзы и во-вторых, что экономика Микенского государства, базировавшаяся на морской торговле, в ХIII – ХII в. до н.э. была в упадке. Это был период крупномасштабных миграционных процессов в бассейне Средиземноморья. Данные процессы привели к нарушению баланса экономических и политических приоритетов. Так, прекратило свое существование Хеттское царство, а Египет потерял свои владения в Малой Азии. Хозяйству микенцев вторжение нанесло непоправимый ущерб. В упадок пришли и многочисленные некогда ремесла, торговля. По сути, микенцам не с кем стало торговать в том объеме, который поддерживал их экономику, жизненный уровень, а также политическую и обороноспособность на должном уровне. Резко сократилось численность населения. Его значительная часть погибла во время нашествия, многие микенцы эмигрировали. В основном эмигранты переселялись на побережье Малой Азии. Именно микенцами были основаны города Милет, Эфес, Смирна, Галикарнас и другие, занявшие вскоре достойное место в истории и интеллектуальном творчестве.

В Древней Греции ХI – IХ вв. до н.э. носят названия гомеровского периода. Это время называют еще «темными веками», ибо в культурном отношении оно представляет собой период экономического упадка, так как кочевникам дорийцам пришлось адаптироваться к новым формам ведения хозяйства. В политическом плане также произошел откат назад к тирании.

Первые шаги интерактивности двух культур – микенской и дорийской – дали поразительно быстрый позитивный результат. Новшества появились в военном деле, в частности в тактике. Вместо силы и ловкости отдельных героев, которые были воспеты в поэмах Гомера решающую роль стала играть греческая фаланга, имевшая закрытую структуру, непроницаемую для отдельного воина.

Интерактивность греческой культуры проявлялась в наличие демократии. Государство (полис) не существовало здесь вне и над гражданами – они сами являли собой государство. Это создавало чувство единства личного и общественного, интимного и монументального, что нашло свое отражение в искусстве.

Государство уделяло рабству огромное внимание, ибо вся экономика базировалась именно на труде рабов. Рабство настолько укоренилось в Античной Греции, что воспринималось как нечто вполне естественное. Даже такие великие греческие мыслители, как Платон (ок. 427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), не выступали против этого общественного института, а напротив, полагали, что «грекам свойственно господствовать над варварами».

К особенностям древнегреческой культуры надо отнести состязательность – агон. Это форма философского трактата (диалог), споры в классической греческой комедии, это, наконец, спортивная состязательность, наиболее ярко проявившаяся в Олимпийских играх.

Отличительной чертой древнегреческой культуры (если сравнивать Грецию с цивилизациями Древнего Востока) можно назвать и антропоцентризм. Афинский философ Протагор (ок. 481 – ок. 411 гг. до н.э.) провозгласил человека мерой всех вещей. Человек стал олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого, единственной темой классического искусства.

Интегральной частью древнегреческой культуры и религии была мифология. Эллинам было чуждо понятие религии как откровения, изложенного в священных книгах. Религиозные представления у них развивали поэты и античные мыслители, придавая им художественную форму и моральный смысл, а зачастую и политическую окраску. В свою очередь, мифы питали древнегреческую литературу, эпос, служа им как бы кузницей сюжетов. В лоне мифа нашли свое развитие поэзия, трагедия, комедия и эстетика.

III. Эстетика античности [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: