Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание

 

Обобщает все выше сказанное небольшая памятка:

Как видим вопросы ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 выполнить вполне возможно, если соблюдать вышеперечисленные правила, придерживаться строгой логики ответа и, конечно, при условии хорошей подготовки к экзамену.

 

Итак, наиболее частые ошибки при выполнении данного вида заданий:

1. Главные причины, ведущие к неправильному ответу это: как неполное знаниеи невнимательность,не знание терминов и понятий, их родовых признаков.

 

2. Вместо общей формулировки приводится конкретизирующий данный при­знак пример. Подмена общего признака частным примером.

 

3. Ученики не внимательно читают задание, не видят сколько вопросов стоит в задании и ограничивается лишь ответом на 1вопрос.

 

4. Учащиеся не знают термины и понятия или не совсем точно знают, поэтому происходит подмена одного понятия другим.

 

5. Высказав свою позицию, ученик должен ее аргументировать. А как это сделать? Что такое аргумент - не знает.

 

Подведем итоги:

Анализ ответов учащихся показывает, что к числу наиболее распространенных недостатков следует отнести: присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев; несоответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частей) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или неудачной формулировки ответа; невнимание к важным деталям текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным; раскрытие в ответе лишь части предложенного вопроса (причиной может быть как неполное знание, так и невнимательность).

Еще немножечко теории

Для закрепления темы рассмотрим задание № 20-24. Как его выполняли и комментировали при выставлении баллов.

Пример 1.

 

Информационное общество

Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.

Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производ­ством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге удель­ный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15 % ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50 %, что, види­мо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации, в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграр­ного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существую­щим оценкам в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обра­ботке и распространении информации, начинает превышать численность ра­бочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым фи­зическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.

Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или по­глощается некритично. <...>

Можно говорить о начале процесса возникновения глобального инфор­мационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизацион­ного развития.

Н.В. Загладим

21. Какие четыре признака информационного общества названы ав­тором?

 

22. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.

 

23. Автор полагает, что информационное общество является гло­бальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фак­тора, ведущие к глобализации.

 

24. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назо­вите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.

 

Проанализируем некоторые ответы, выделяя в них типичные ошибки и недостатки.

 

 

Ответы на задание 1. Ответы на задание 2.
21.«Автор называет такие признаки информационного общества: а) доминирует сектор, связанный с обработкой информации: б) в фармацевтических фирмах США доля материальных затрат снизи­лась, а доля затрат на науку возросла; в) доля населения, занятая обработкой информации, превысила долю населения, работающего в промышленности и сельском хозяйстве; г) информация получила новый материальный носитель — Интернет». 21.«Признаки информационного общества (по словам автора): домини­рующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производст­вом и обработкой информации: доля продаж технической информации в об­щем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности: доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сель­скохозяйственным трудом: информация получает новый материальный носи­тель (Интернет, мировые телекоммуникации)».
Комментарий. Правильно перечислив три признака информационного общества (а, в, г), ученик нечетко сформулировал четвертый признак (б). Вместо общей формулировки (превышение доли продаж технической инфор­мации в общем объеме международной торговли доли сельского хозяй­ства и промышленности) он привел конкретизирующий данный при­знак пример. Произошла подмена общего признака частным примером Комментарий. Ответ, который можно признать отличным. Существенных заме­чаний у экспертов не возникло.
22.«Я тоже не согласен с этим термином. Мне кажется, автор абсолютно прав, говоря, что термин «информационное общество» не подходит для ха­рактеристики современного мира». 22. «Действительно, о характере современного мира идут споры. Предла­гают разные термины: постиндустриальное общество, техногенное общество».
Комментарий. Ошибка очевидна. Другие термины, используемые для характе­ристики современного общества (например, постиндустриальное обще­ство, технотронное общество, общество нового индустриализма), не названы. Ответ, таким образом, не соответствует заданию. Ученик ог­раничился выражением согласия с формулировкой задания, исказив к тому же позицию автора, который не выражает своего несогласия с термином «информационное общество». Комментарий. Один из приведенных терминов ошибочен. Выпускник, вероят­но, просто перепутал термин и вместо «технотронное» написал «тех­ногенное» (то есть порожденное техникой; термин «техногенный» применяется к авариям, сбоям и пр., вызванным отказом техники). Работаем над понятиями!
23.«Я считаю, что ничего хорошего глобализация ни миру, ни нашей стране не принесет. Нужно бороться с попытками стран-гегемонов подчинить себе мир, диктовать другим государствам свою волю. Глобализация — объ­ективный процесс». 23. «Глобализация — это важная тенденция в развитии современного мира, который становится все более тесным, маленьким, связанным. Ведут к этому многие факторы: создаются информационные технологии, развивается международная торговля, нужно усилиями всех стран решать глобальные проблемы».  
Комментарий.   Эксперты оценили этот ответ нулевым баллом. Позиция выпускником выражена, но задание не предполагало выражения собственного мнения. К тому же она никак не аргументирована. Обратим внимание на взаимоисключающие положения, без каких-либо пояснений представленные в работе: с одной стороны, содержится призыв к борьбе со странами-гегемонами, с другой — глобализация признается объективным процессом. Комментарий. Предложенное выпускником определение понятия «глобализация» страдает нечеткостью, расплывчатостью, двусмысленностью. Достаточно сравнить это определение с принятым в ряде учебников пониманием глобализации как «совокупности процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости». А вот факторы, ведущие к глоба-лизации, перечислены верно. Конечно, список факторов можно расширить (усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике; бурное развитие средств транспорта и связи; развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета, и др.), но в задании было предложено назвать любые два фактора.
24.«Сущность «кризиса человека» состоит в том, что появляются новые болезни, растет риск сердечно-сосудистых заболеваний, психических расстройств. С этим нужно что-то делать». 24. «Кризис человека» автор видит в том, что человек подвергается ог­ромному потоку информации. Возникают и другие проблемы: человек замы­кается в себе, не интересуется жизнью страны, потому что страдает от из­бытка информации».  
Комментарий.   В чем недостатки ответа? Во-первых, выпускник опять не понял вопроса. Нужно было назвать проблему, связанную с «кризисом человека», о которой говорится в тексте. Автор формулирует ее так: в условиях информационного общества человек подвергается воздействию огромного потока информации, осмыслить которую он не в состоянии; в результате значительная часть информации либо отсекается, либо усваивается некритично. Во-вторых, названа только одна проблема, известная выпускнику из курса обществознания (при этом едва ли удачной можно назвать предложенную формулировку). Между тем с «кризисом человека» связаны, например, такие проблемы, как трудности в процессе социализации, в том числе политической, усиливаются тенденции к «бегству» людей от проблем общества; рост числа аварий, техногенных катастроф, вызванных информационными перегрузками работников; трудности для политиков, принимающих ответственные решения в условиях возрастания объема информации. Комментарий.   Ответ на вопрос об авторском понимании сущности проблемы, связанной с «кризисом человека», раскрыт частично. Сказав о том, что человек подвергается огромному потоку информации, выпускник про­шел мимо рассуждений о некритичном восприятии информации, пре­небрежении ею. Дополнительно названа одна проблема (вместо двух). Анализ ответов учащихся показывает, что к числу наиболее рас­пространенных недостатков следует отнести: присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев; несо­ответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частей) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или не­удачной формулировки ответа; невнимание к важным деталям текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным; раскрытие в от­вете лишь части предложенного вопроса (причиной может быть как неполное знание, так и невнимательность).

 

Пример взят из книги: А. Ю. Лазебникова, Е. Л. РутковскаяПрактикум по обществознанию. Подготовка к выполнению заданий части 2. Подробный разбор всех типов заданий части 2. Издательство«ЭКЗАМЕН», МОСКВА, 2017

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: