Из записок С. М. Соловьева о цензурной политике при николае I

Принялись за литературу; начались цензурные оргии, рассказам о которых не поверят не пережившие это постыдное время...

...Цензуру отняли у профессоров и отдали в руки шайки людей, занявшихся направлением литературы из-за хорошего жалованья, которого они лишались, если пропускали что-нибудь, могущее быть заподозрено, и оставались покойны, если марали. И вот на суд невежды поступает книга или статья, в которой он ничего не смыслит; читает он, спеша на обед или на карты, и все, что кажется ему подозрительным, марает безответственно; кажутся ему подозрительными, недозволенными факты, давно уже известные из учебников, и он марает их, ибо давно уже позабыл учебник, если когда-либо и держал его в руках, - мара­ет или даже еще переделывает сам, выдумывает небывальщину...

Что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило.

ИЗ "ДНЕВНИКА" А.В. НИКИТЕНКО ОБ ОТНОШЕНИИ КОНСЕРВАТОРОВ К НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ 1849 г.

Января 7. В городе невероятные слухи о закрытии университета. Проект этого приписывают (Я.И.) Ростовцеву1, который, будто бы подал государю за­писку о преобразовании всего воспитания, образования и самой науки в Рос­сии, и где он предлагает на место университета учредить в Петербурге и Моск­ве два большие высшие корпуса, где науки преподавались бы специально толь­ко людям высшего сословия, готовящимся к службе. Правда, обскуранты пола­гают, что спасение России, т.е. их самих, в крепостном состоянии и в невеже­стве, и они находят себе сочувствие в таких лицах, кои решают вещи одним почерком пера. Лица эти давно уже ненавидят университеты, а современные события в Германии ненавидят до ярости. Следовательно, невозможного в го­родских слухах ничего нет. Но, ведь, закрыть университеты значит уничтожить науку, а уничтожить науку - это безумие в человеческом, гражданском и госу­дарственном смысле. Во всяком случае, ненависть к науке очень сильна... нау­ке единственно Россия обязана, что она еще есть, и нельзя же в самом деле выбросить из ее истории целых полтораста лет!.. Увидим, как произойдет это любопытное событие! В России много происходило и происходит такого, чего нет, не было и не будет нигде на свете. Почему же не быть и этому?

3. ИЗ СТАТЬИ СП. ШЕВЫРЕВА О ТЕОРИИ "ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ"

...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский по­ложил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с ним отпустила нас в опасную дорогу Запада...

Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться и такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют ОДНО неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности Народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жиз­ни, па которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в чемнеиссякаемый источник государственного могущества....

Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверен­ности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <...> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ на­шей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому, другим чувством роднятся и действуют заодно наши обе столицы, и то, чтоб замышлено в северной, проходит через Москву, как через сердце России, для того, что­бы обратиться в кровь и живые соки нашего народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности.

Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее. Муж царского совета, которому вверены поколения образующиеся, давно уже выра­зил их глубокою мыслию, и они положены в основу воспитания народа...

 

4. ИЗ "ЗАПИСОК" А.П. ЕРМОЛОВА О СОВЕЩАНИИ В ФИЛЯХ 1 СЕНТЯБРЯ 1812 г.

В селении Фили, в своей квартире, принял князь Кутузов собравшихся генералов... Военный министр начал объяснение настоящего положения дел следующим образом: "Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защи­щать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны которого не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегли армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разныхместах за Москвою приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо. В Казани учрежден вновь литейный завод; новый оружейный завод Киевский; в Туле оканчиваются ружья из остатков прежнего металла. Киевский арсенал вывезен; порох, изготовленный в заводах, переделан в артиллерийские снаряды и патроны и отправлен внутрь России".

Записки АЛ. Ермолова. М., 1991. С. 203.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: