double arrow

Аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Самостоятельная работа – это форма организации учебной деятельности, в процессе, которой студенты преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания, с целью достижения профессиональной компетентности. К каждому учебному модулю создается комплекс заданий, который включает: задания, направленные на развитие интеллекта; задания, направленные на развитие социальных компетентностей; задания, на развитие профессиональных компетентностей; задания, направленные на развитие личностных свойствстудента.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов заключаются в следующем:

- готовность студентов к саморазвитию;

- мотивация получения знаний;

- наличие и доступность необходимых учебно-методических и справочных материалов;

- система регулярного контроля качества выполняемой самостоятельной работы;

- консультационная помощь преподавателя.

Все формы организации самостоятельной работы могут быть обязательными или дополнительными. Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр. Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента.

Подготовка информационного сообщения – это форма вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам. Сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Критерии оценивания:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• наличие элементов наглядности.

Примерная тематика сообщений:

1. История открытия периодического закона Д.И. Менделеевым.

  1. Значение периодического закона и периодической системы на современном этапе развития химии.
  2. Закон соединения газов между собой Гей-Люссака.
  3. Открытие кислорода, азота, хлора и других элементов (Шееле, Пристли, Кавендиш).
  4. Химические взгляды Либиха, Вёлера, Кольбе, Бертло (один ученый по выбору студента)
  5. Возникновение стереохимии (Вант-Гофф, Ле Бель).
  6. Создание планетарной модели атома (Резерфорд, Бор) и ее влияние на химическую науку.
  7. Развитие квантовой химии во второй половине XX в.
  8. Успехи экспериментальной органической химии в середине XIX в. (Дюма, Зинин, Вюрц).
  9. Достижения органической химии во второй половине XIX в. (Гофман, Байер, Фишер).
  10. Возникновение и развитие химии высокомолекулярных соединений.

Написание реферата – это более объемная, чем сообщение, форма самостоятельной работы студента, содержащая информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Критерии оценивания:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• соответствие оформления реферата требованиям.

Примерная тематика рефератов:

1. Металлургия древнего мира и ее влияние на социально-экономические процессы.

2. Жизнь и деятельность Р. Бойля.

3. Г. Шталь и теория флогистона.

4. Лавуазье, его жизнь и деятельность.

5. Научная деятельность М. Фарадея и ее влияние на химическую науку.

6. Альфред Нобель и Нобелевские премии.

7. Основные направления развития биоорганической химии в XX–XXI вв.

8. Возникновение и развитие коллоидной химии.

9. Возникновение и развитие супрамолекулярной химии и нанохимии.

10. Химическая экология.

11. Русские химики: И.Г. Леман, Т.Е. Ловиц, Э.Г. Лаксман (один ученый по выбору студента).

12. Работы В.М. Севергина в области минералогии.

13. Н.С. Курнаков и основание физико-химического анализа.

14. Современное состояние российской химической науки и образования.

Создание материалов-презентаций – это форма самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Эта форма работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере. Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Критерии оценивания:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

• работа представлена в срок.

Примерная тематика индивидуальных заданий для малых групп, оформляемых в виде презентаций.

  1. Состояние учения об элементах до Д.И. Менделеев.
  2. Возникновение радиохимии.
  3. Фотохимические процессы в атмосфере.
  4. Области применения катализаторов.
  5. Применение адсорбции.
  6. Коллоидные растворы в технике.
  7. Электролиз в металлургии.
  8. Электрохимические энергоустановки.
  9. Использование композиционных материалов.
  10. Силикаты и их применение в современном производстве.
  11. Практическое применение полимерных материалов в автомобилестроении.
  12. Полимеры – диэлектрики в электротехнике.

Составление кроссвордов по теме и ответов к ним это разновидность отображения информации в графическом виде и форма контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Составление кроссвордов требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Критерии оценивания:

• соответствие содержания теме;

• грамотная формулировка вопросов;

• кроссворд выполнен без ошибок;

• работа представлена на контроль в срок.

Примерная тематика кроссвордов:

  1. Древнегреческая атомистика.
  2. Реформатор алхимии Парацельс и его ученики.
  3. А.М. Бутлеров, его жизнь и деятельность.
  4. Развитие естествознания и техники в XVI–XVII вв.
  5. Состояние учения об элементах до Д.И. Менделеева.
  6. Нобелевские премии в области химии и биотехнологии.
  7. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.
  8. Достижения химиков Санкт-Петербургского (Ленинградского) технологического института в XIX – начале XXI в.
  9. Основные химические научные центры нашей страны (XX – начало XXI в.).
  10. Выдающиеся отечественные геохимики.

 

В рамках компетентностного подхода при определении результата образования логическое ударение делается не на сами знания, а на применение их на практике, на развитие у обучающихся компетентностей (личностных качеств, знаний, отношений и т.д.), и целесообразно проводить комплексный контроль и оценку деятельности студента.

Для определения уровня формирования компетенций обучающегося, прошедшего соответствующую подготовку, в настоящее время разработаны новые методы. Наиболее распространенным из них можно признать балльно-рейтинговую систему оценки.

Балльно-рейтинговая система (модульно-рейтинговая система) – это технология оценивания, которая предусматривает структурирование содержания основных образовательных программ и каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули, оценивание качества их освоения, выставление кумулятивной (накопительной) оценки и определение рейтинга качества учебной работы студента в течение семестра, учебного года. При данной технологии все знания, умения, навыки, способы деятельности, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого студента. Балльно-рейтинговая (модульно-рейтинговая) система подходит для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.

Целью балльно-рейтинговой системы является повышение качества учебной, научно-исследовательской работы студентов за счет ее педагогических измерений и комплексной оценки, установления уровня и качества освоения обучающимися программного материала, определения и принятия ими образовательных задач для дальнейшего продвижения в учении

Базовым понятием организации балльно-рейтинговой системы является «модуль» как относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения и направленная на формирование и развитие комплекса общекультурных и профессиональных компетенций.

В балльно-рейтинговой системе дисциплинарным модулем являются также: курсовая работа (проект), научно-исследовательская работа, все виды практик (научно-исследовательская, педагогическая, производственная и др. практики), государственный экзамен по направлению подготовки, выпускная квалификационная работа.

Компонентами модуля выступают: спецификация, пояснительная записка, оценочные материалы и учебные материалы, подготовленные на компетентностной основе. Модуль включает в себя: интегрированную дидактическую цель, учебные элементы (целевой план действий, содержание заданий, методическое руководство по их самостоятельному выполнению), банк информационного материала и итогового контроля. В связи с этим модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу образовательной деятельности обучающихся.

Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие в НИРС, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложненных лабораторных работ и др.). При работе по балльно-рейтинговой (модульно-рейтинговой) системе допускается возможность оценки знаний студентов без экзаменов или специально проведенного зачета.

В начале семестра каждый студент составляет с помощью преподавателя карту-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине (таблица 6.1) и знакомится с распределением самостоятельной работы и контрольных точек по неделям семестров (таблицы 6.2 и 6.3), а также технологической картой по дисциплине.


Таблица 6.1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: