Ссылка на конкретное лицо. Косвенная речь

Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг. Он писал, что время и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

4) Пословицы и поговорки. В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый опыт народа, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет. «Терпя и горшок надсядется», «Терпя и камень треснет» - едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся народными взрывами, но и терпение холопское – притерпелость.

5) Рассуждение с дефиницией (дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающего существенные признаки предмета или явления, толкование слова).

§ Кто такой писатель? Это человек, который может писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек.

§ Может это человек, который пишет грамотно? Нет. Правильно умеют писать все образованные люди.

§ Это то, кто пишет интересно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик.

§ Писатель – это человек, который создает худ. произведения.

6) Силлогизм (дедуктивное умозаключение).

Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен.

7) Аналогия (умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса).

Вспомните знаменитый монолог профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце».

- Что такое это ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампочки? Да ее вовсе не существует.

- Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.

 

IX.Обобщаем сказанное

Основные этапы работы над сочинением

1) Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора.

2) Сформулируйте проблему и позицию автора.

3) Продумайте комментарий, который логично свяжет формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторской мысли.

4) Определите свое отношение к позиции автора (согласие\несогласие).

5) Подберите аргументы, поддерживающие или опровергающие мнение автора текста.

6) Продумайте вступление и заключение.

7) Продумайте логические связи между частями.

Образец работы

Текст

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к завуч:

- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесет.

Голос у завхоза тусклый, ровный. Ни волнения, ни сомнения в не мнет. Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. Только и всего.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса. И все-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеский, как не помочь. Она выходит в коридор. Выискивает глазами кого-то и зовет:

- Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Все вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

- Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуй еще.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

Ø Начинаем работу над сочинением!

Ø 1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме).

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните, всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее. Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда можно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает в своем тексте Ф. Соколова.

2) Следующий этап - комментарий (помните, что комментарий должен подвести к позиции автора).

Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как ее коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали. Рассказчица искренне удивлена равнодушным молчанием завуча и воспитателей. Ее поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: «Как мало надо для того, чтобы пресечь это зло!» В размышлениях героини звучит мысль о том, что равнодушие удобно для «ленивых душ». А ведь именно в душе человека заложено стремление к добру и справедливости. К сожалению, люди далеко не всегда прислушиваются к внутреннему голосу, который призывает бороться со злом

3) Третий этап – переход к формулированию позиции автора.

Так, Ф.Соколова убеждает нас в том, что человеческое равнодушие – это тоже зло, которое сродни соучастию в преступлении: «молчание…одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия».

4) Следующий этап – изложение собственной позиции, подкрепленной двумя аргументами.

Я полностью согласен с позицией автора. (1 аргумент) К сожалению, многие люди живут по пословице «Моя хата с краю – ничего не знаю», однако обижаются, когда окружающие остаются безучастными к их бедам. Конечно, можно подумать: «Мне какое дело! Меня это не касается», - и промолчать или пройти мимо. Однако наше бездействие способствует тому, что зло торжествует.

(2 аргумент)Правоту автора подтверждает и знаменитее высказывание писателя Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

5) Осталось подвести итог (заключение должно быть продумано).

Итак, бороться со злом трудно: плыть по течению куда проще, чем против течения. И все же, вступая на путь борьбы со злом, мы помогаем людям, увеличиваем количество добра и, что немаловажно, остаемся в ладу со своей совестью.(300 слов)

Запомни: объем сочинения 150\300 слов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: