Образец рассуждения № 2

Перед тобой фрагмент Нобелевской лекции А.И.Солженицына. Перед тобой таблица, в которой тезисно сформулированы рассуждения об основной проблеме, напиши сочинение-рассуждение, развернув связный комментарий.

(1) Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? (2) А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно связано с ложью. (3) Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4) Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.

(2) (5) Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6) Но едва оно укрепится, утвердится – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7) Оно уж не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от поданных только присяги лжи, только сочувствия во лжи.

(3) (8) И простой шаг простого мужественного человека: не участвуйте во лжи, не поддерживайте ложных действий! (9) Пусть это приходит в мир и даже царит в мире – но не через меня. (10) Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11) Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! (12) Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства! (13) А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.

(4) (14) Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15) Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!

(5) (16) В русском языке излюблены пословицы о правде. (17) Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: (18) В одно слово правды весь мир перетянет. (19) Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

 

Проблемы Предлагаемый материал
Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму. «Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И.Мандельштам), потому что:
  • лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы;
  • обезличивает его;
  • считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами;
  • рождает страх в людях;
  • заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь;
  • уничтожает инакомыслящих людей…
Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и правды. Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи?
  • Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идет.
  • Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми».
  • Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека…
Проблема внутренней духовной свободы.
  • Роман «Мы» Е.Замятина – роман предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против» врагов народа», сталинские лагеря, в которых люди имели не имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»…
  • Рассказы М.Зощенко, учившие противостоять безнравственному порядку; неспроста в 1958 году Зощенко запишет в дневнике: «Страх (властей) перед литературой максимальный».
  • Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - предупреждение о том, что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный элемент большевиков с их лозунгом «Кто был никем – тот станет всем».
  • А.Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режим.
  • Рассказы В.Шаламова «Шоковая терапия обнажили страшную, шокирующую правду о сталинских лагерях.
  • Произведения А.Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: