Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

Памятка при работе выпускника над анализом текста

Читая текст в первый раз,

1) обращайте внимание на все непонятные слова и выражения; помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;

2) ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к автору (герою) и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании;

3) проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста;

4) спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы;

5) старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом;

6) особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, «узловые» суждения автора;

7) обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст.

 

Памятка при работе выпускника над сочинением по тексту

Приступая к работе над сочинением, еще раз прочитайте текст. При этом

1) постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем;

2) прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания;

3) выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения;

4) постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение;

5) обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.

Как правильно понять исходный текст

II Текст

I. 1. О чем? (ты увидишь тему)

II. 2. Какие вопросы рассматривает автор? (ты найдешь проблемы)

III. 3. Над каким вопросом рассуждает больше всего? (ты найдешь основную проблему)

IV. 4. Зачем автор написал текст? (ты определишь цель)

V. 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (здесь ты увидишь роль языковых средств)

VI. 6. Как сам автор отвечает на проставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

III Какие существуют виды информации в тексте?

 

Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации
Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета… Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли).
Концептуальная Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста, создает текст как в единое целое. (Без авторской мысли текст представлял бы себе ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий).
Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию либо непосредственно, либо через фактуальную информацию.

 

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

Вступление может Заключение
1) Вводить в тему текста. 1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.  
2) Сообщать об основной проблеме текста. 2) Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.
3) Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать. 3) Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
4) Быть основанием для объяснения основной проблемы. 4) Может содержать твое решение проблемы, поставленное автором.
5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции 5) Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
6) Содержать сведения о своеобразии худ. мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, в идее, проблематике текста). 6) Может дополнять мысль автора.
7) Определять круг проблем, затронутых автором. 7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.
8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором. 8) Может содержать этически корректное возражение автору.  
9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. 9) Может представлять развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: