Человекоцентрированный подход представляет собой противоположный конец шкалы. Он принципиально другой по своей философии, по своим методам и своей политике. В нашей современной образовательной культуре он не может существовать без одного предварительного условия. При наличии этого предварительного условия можно воспринимать и наблюдать весь перечень других качеств и свойств на любом образовательном уровне от детского сада до университета. Вот это предварительное условие:
Руководитель, или человек, воспринимаемый в конкретной ситуации в качестве авторитетной фигуры, — достаточно свободен от недоверия к самому себе, а в отношениях с другими людьми испытывает полное доверие к способности других самостоятельно думать и самостоятельно учиться. Он расценивает человеческие существа как организмы, достойные доверия.
При наличии этого предварительного условия становятся возможными и начинают осуществляться все последующие аспекты.
* Фасилитация — процесс обоюдный. Руководители, поддерживающие других людей, сами получают поддержку. Распределенное принятие решений придает новое звучание и новый вес принятым решениям, давая возможность всем вовлеченным в этот процесс как оказывать, так и испытывать поддержку. Многие администраторы чувствуют себя изолированными и незащищенными в процессе принятия решений. Трудно представить себе позитивную учебную среду, в которой все взрослые в школе не поддерживают друг друга, если они преследуют цель создания наилучшего климата учения для каждого учащегося.
|
|
• Учитель-фасилитатор разделяет с другими — учащимися и, возможно, родителями или членами социальной общности — ответственность за процесс учения. Составление расписания занятий, способ управления и функционирования, финансирование, выработка общей политики — каждая из этих функций входит в сферу ответственности особой группы лиц, вовлеченных в данный процесс. Таким образом, каждый класс может отвечать за свое собственное расписание занятий, а коллектив школы в целом может нести ответственность за общую политику. В любом случае ответственность является разделенной.
• Фасилитатор предоставляет в качестве ресурсов учения как самого себя и свой собственный опыт, так и опыт, заимствуемый из книг, других учебных материалов или из жизни социальной общности. Он побуждает учащихся объединять их собственные ресурсы, основанные на их знании и опыте. Он открывает двери для ресурсов, лежащих за пределами опыта группы.
* Учащийся вырабатывает свою собственную программу учения либо один, либо в сотрудничестве с другими. Ис-следуя свои собственные интересы, сталкиваясь с богатством своих личных ресурсов, учащиеся совершают выборы в отношении своих индивидуальных направлений учения и несут ответственность за последствия этих выборов. Они работают в атмосфере фасилитации учения. На собраниях класса или школы в целом очевидна атмосфера подлинности, заботы и понимающего слушания. Этот климат может быть первоначально создан человеком, воспринимаемым в качестве лидера. По мере продолжения учебного процесса этот климат все чаще и чаще создается учащимися друг для друга. Учение друг у друга становится столь же важным, как извлечение знаний из книг, фильмов или опыта работы.
|
|
* Фасилитатор сосредоточен на том, чтобы благоприятствовать непрерывному процессу учения. Это благоприятствование изначально находится в центре его внимания. Содержание учения, хотя оно и важно само по себе, перемещается на второй план. Таким образом, учебный курс считается успешно завершенным не тогда, когда учащийся усвоил все то, что хотел узнать, но тогда, когда он значительно продвинулся вперед в усвоении того, как учить то, что он хочет узнать.
• Учащийся добивается своих целей посредством самодисциплины. Ученик осознает и принимает то обстоятельство, что за дисциплину отвечает он сам. На смену внешней дисциплине приходит самодисциплина (см. главу 12).
* Учащийся оценивает свое собственное учение. Главным оценщиком объема и значимости своего учения является сам ученик, хотя его самооценка может подвергаться влиянию и обогащаться за счет обратных связей от других членов группы и от фасилитатора.
* В такой развивающей атмосфере учение получает шанс стать более глубоким, оно осуществляется в более высоком темпе и оказывает большее воздействие на жизнь и поведение учащегося, нежели учение, протекающее в традиционном классе. Направленность учения выбирается самостоятельно, само учение также инициируется самим учащимся; и человек во всей своей целостности (не только с интеллектом, но и с переживаниями и чувствами) включается в учебный процесс.
Политика человекоцентрированного обучения
Рассмотрим политические следствия человекоцентрированного обучения. В чьих руках находятся власть и контроль? Ясно, что они находятся в руках самого ученика или же группы учеников, включая ученика-фасилитатора. Кто и над кем пытается установить контроль? Учащийся находится в процессе установления контроля над ходом своего обучения и жизни. Фасилитатор отказывается от контроля над другими людьми, сохраняя только контроль над самим собой.
Я вижу две стратегии, касающиеся власти. Фасилитатор создает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль. Фасилитатор помогает также снять акцент со статичных (связанных с учебным содержанием) целей и перенести его на процесс движения по пути учения. Власть по принятию решений находится в руках индивида или индивидов, которые будут испытывать на себе последствия того или иного решения. В зависимости от вопроса, стоящего в повестке дня, выбор может быть предоставлен либо конкретному учащемуся, либо учащимся и фасилитаторам как группе. Эта группа может включать в себя также директоров школ, родителей, представителей общественности или местных органов управления. Решение о том, что учить в рамках отдельного учебного курса, может находиться полностью в руках каждого конкретного учащегося и фасилитатора. Решение построить новое здание для школы влияет на гораздо более широкую группу людей и поэтому должно обсуждаться и приниматься этой группой.
Каждый человек управляет своими переживаниями, своим мышлением, поведением и своими ценностями посредством своей собственной самодисциплины. Таким образом, очевидно,.что в таком типе образования полновластной политической силой является растущий и обучающийся человек. Ученик есть центральная точка. Этот процесс учения представляет собой революционный отход от политики традиционного образования.
|
|
Угроза человекоцентрированного подхода
Я начинаю постепенно понимать, что человекоцентрированный подход к учению пугает именно своими политическими аспектами. Учитель или директор, рассматривающие возможность использования данного подхода, неизбежно столкнутся с проблемой разделения власти и контроля и будут терзаться всякого рода страхами. Кто знает, можно ли доверять учащимся или учителям, можно ли доверять самому процессу учения? Придется рисковать, а риск пугает.
Человекоцентрированное учение пугает и учащегося. Гораздо легче подчиняться и жаловаться, нежели принимать на себя ответственность, совершать ошибки и жить с последствиями собственных решений. Кроме того, учащимися руководили на протяжении стольких лет, что они уже сами стремятся к продолжению безопасной ситуации, когда им говорят что надо делать. Буквально на этой неделе преподаватель, который ведет курс, посвященный вопросам брака и семьи, рассказал мне о попытке поделиться с учащимися ответственностью за процесс учения. Даже в отношении такого курса с таким огромным потенциалом для значимого личностного развития в самых первых реакциях учащихся звучала тревога: «Как нам будут выставляться оценки?», «Сколько будет контрольных работ?», «Какой объем текстов предполагается изучить?» Ясно, что выбор, связанный с ответственностью, пугает, и этот факт мы не всегда осознаем. Еще одна коллега, преподавательница геометрии в стар классах, решила постепенно отказаться от письменных контрольных работ в пользу проектов. Учащиеся стали жалобно ныть, что письменные проверки лучше подготовят их к тестам, используемым в колледже. На это учительница ответила, что выбранные ими проекты могут лучше подготовить их к жизни.
|
|
Вряд ли нужно упоминать о страхе директора школы. Мне неоднократно приходилось наблюдать следующую картину: если один учитель, работающий в традиционной системе, инициирует без лишних разговоров и фанфар человекоцентрированный процесс учения всего лишь в одном классе, то он становится угрозой для всей системы. Фермент ответственной свободы и разделенной власти начинает восприниматься как то, чем он на самом деле и является, то есть как революционная сила, — и он может быть подавлен. Естественно, представители традиционной системы не говорят, что они выступают против демократического процесса или ответственной свободы. Наиболее частая реакция на возникающую угрозу такова: «Эта идеалистическая идея весьма похвальна как некая мечта, но она просто не будет и не сможет работать на практике». Это утверждение подразумевает, что человекоцентрированное образование не является ни практически пригодным, ни эффективным….
Управление человекоцентрированным классом
Управление человекоцентрированным классом обеспечивает условия, необходимые для поощрения активного участия в учебной кооперации. Управление классом складывается из ряда аспектов, оно предполагает как заботу, руководство и кооперацию, так и администрирование и надзор. Заботе, руководству, кооперации и созданию самодисциплины уделяется главное внимание, так как они способствуют развитию всех учащихся класса. В таких классах учащихся побуждают к тому, чтобы они самостоятельно думали, заботились о себе и помогали друг другу.
В таблице сопоставлены классы традиционного типа, центрированные на учителе, и человекоцентрированные классы. Возможно, наиболее важно то, что в человекоцентриро ванных классах пользу для себя извлекают и учащиеся, и учитель. Большинство классов не принадлежит целиком к тому или другому типу, однако различия между двумя этими ориентациями совершенно очевидны.
Таблица 1
Дисциплина в классах, центрированных на учителе, и человекоцентрированных классах
Классы, центрированные на учителе | Человекоцентрированные классы |
Учитель — единоличный лидер | Лидерство распределено Управление — форма руководства |
Управление — форма надзора | Учащиеся — фасилитаторы всей деятельности класса |
Учитель отвечает за всю организацию и проверку работы учащихся | |
Дисциплина исходит от учителя | Дисциплина исходит от самого учащегося |
Учителю помогают лишь некоторые учащиеся | Все учащиеся имеют возможность быть составной частью управления классом |
Учитель устанавливает правила и вменяет их учащимся | Правила вырабатываются учителем и учащимися в форме соглашения или конституции класса |
Последствия поступков одинаковы для всех учащихся (фиксированные) | Последствия поступков отражают индивидуальные различия |
Поощрения преимущественно внешние | Поощрения преимущественно внутренние |
Учащиеся располагают ограниченной ответственностью | Ответственность распределена между учащимися класса |
Класс посещают лишь немногие взрослые | В целях обогащения и расширения учебных возможностей устанавливаются отношения партнерства с различными группами взрослых за пределами школы |
Мифы о дисциплине
Существует множество мифов и ложных представлений о дисциплине, и они очень явно представлены в языке, используемом для описания систем представлений о школе, детях и дисциплине:
«Пожалеешь розгу — испортишь ребенка».
«Это ранит меня больше, чем тебя».
«Без тягот нет успехов».
«Хорошая школа — тихая школа».
«Она — очень дисциплинированная девочка».
«Они вышли из-под контроля».
На ум приходят также слова, которые обычно используются для описания дисциплины: угодливость, контроль, наказание, уважение, авторитет, строгость.
Однако для описания человекоцентрированной дисциплины нужен совершенно другой язык:
«Здесь о нас действительно заботятся».
«Я люблю эту школу».
«Здесь нам совсем не нужно драться».
«Давай попробуем сделать это вместе».
«Я сделал это сам — вот здорово!»
«Мне нужно время, чтобы сосредоточиться».
А вот слова, которые приходят на ум для описания человекоцентрированной дисциплины: участие, помощь, уступчивость, сотрудничество, концентрация, забота, уважение, освобождение. При этом язык фиксирует, означает установки, ценности и саму философию освобождения.
Мы возвращаемся к самой сути предмета рассмотрения: наша философия, система наших представлений о природе преподавания, учения и учащихся определяет тип обучения и дисциплины в школах и классах. Мы склонны учить так, как учили нас самих. Мы склонны требовать такой же дисциплины, через которую прошли сами. Эти два аспекта нашего опыта влияют на направленность нашей деятельности по обеспечению и поддержке учебной атмосферы в классах и школах. Новый и для учащихся, и для учителей опыт жизни в человекоцентрированной среде изменит к взаимоотношение между дисциплиной и учением.