Контрольное тест-задание 1
1. Левая страница разворотного титульного листа:
а) авантитул;
б) контртитул;
в) шмуцтитул.
2. Заголовок, расположенный на поле страницы:
а) фонарик;
б) форточка;
в) шапка.
3. Комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров и начертаний:
а) кегль;
б) графема;
в) гарнитура.
4. Размер полосы по ширине и высоте:
а) формат полосы набора;
б) формат набора;
в) формат издания.
5. Техническая подготовка оригиналов издания к производству осуществляется в процессе редактирования:
а) художественного;
б) технического;
в) научного.
6. Конструктивный элемент издания в переплете, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой:
а) фронтиспис;
б) фальчик;
в) форзац.
7. В число макетов художественного оформления издания не входит:
а) принципиальный;
б) типовой;
в) оригинал-макет.
8. Междустрочный пробел, расстояние между строками:
а) пагинация;
б) интерлиньяж;
в) парантез.
9. Порядковый номер печатного листа, проставляемый в нижнем поле первой страницы, служащий для контроля комплектования тетрадей в книжный блок:
а) сигнатура;
б) норма;
в) кресты.
10. Пробел между колонками набора при верстке в две и более колонки:
а) прографка;
б) каптал;
в) средник.
Ответы к тесту
1. б)
2. а)
3. в)
4. а)
5. б)
6. в)
7. в)
8. б)
9. а)
10. в)
Контрольное тест-задание 2
1. Левая страница разворотного титульного листа:
а) авантитул;
б) контртитул;
в) шмуцтитул.
2. Заголовок, расположенный на поле страницы:
а) фонарик;
б) форточка;
в) шапка.
3. Размер полосы по ширине и высоте:
а) формат полосы набора;
б) формат набора;
в) формат издания.
4. В число макетов художественного оформления издания не входит:
а) принципиальный;
б) типовой;
в) оригинал-макет.
5. Техническая подготовка оригиналов издания к производству осуществляется в процессе редактирования:
а) художественного;
б) технического;
в) научного.
6. Междустрочный пробел, расстояние между строками:
а) пагинация;
б) интерлиньяж;
в) парантез.
7. Увеличение межбуквенных просветов:
а) выворотка;
б) втяжка;
в) разрядка.
8) Единица объема всего материала книги, кроме рекламных текстов:
а) учетно-издательский лист;
б) авторский лист;
в) условно-печатный лист.
9. Что такое издательский оригинал? Перечислите виды издательских оригиналов.
10. Перечислите виды выделений в тексте.
Ответы к тесту
1. б)
2. а)
3. а)
4. в)
5. б)
6. в)
7. б)
8. в)
9. Издательский оригинал – это текстовый или графический материал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный ответственными лицами в набор или печать и подготовленный для тиражирования на полиграфическом предприятии. Виды издательских оригиналов: текстовый, иллюстрационный; машинописный, рукописный, кодированный, оригинал-макет, репродуцируемый оригинал-макет.
10) По роли в издании: скрытые в тексте заголовки, логические усиления, мнемические справочные выделения, структурные выделения, технические выделения. По способу оформления: шрифтовые и нешрифтовые выделения.
Словарь терминов
Издательский оригинал – это текстовый или графический материал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный ответственными лицами в набор или печать и подготовленный для тиражирования на полиграфическом предприятии.
Оригинал – макет – точная копия будущего издания, предусматривающая построчное совпадение.
Макет-модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании.
Интерлиньяж – междустрочный пробел, расстояние между строками.
Авантитул – начальная страница книги, предшествующая титулу.
Формат издания – размер страницы издания после обреза блока.
Формат полосы набора – площадь запечатанной части страницы по ширине и высоте.
Шапка – заголовок вверху спускового пробела начальной полосы.
Выделение – вид подчеркивания элементов текста (букв, слов, предложений) с помощью отличного от основного текста оформления, чтобы упростить чтение, активизировать запоминание терминов или других текстовых элементов, убыстрить их поиск, акцентировать смысл некоторых из них.
Логическое усиление – это вид выделения, усиливающего смысловую нагрузку слова или словосочетания, придающего ему дополнительный смысл для выражения которого понадобилось бы немало слов.
Шрифт – это графическая форма знаков определенной системы письма.
Гарнитура шрифтов – комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера.
Иллюстрации – это пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и другими изображениями; в более узком понимании – это область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературного произведения.
Архитектоника книги – композиционно-соразмерное расположение частей, их логическое соподчинение.
Шрифт. Группы шрифтов. Требования к шрифтам
Шрифт – это 1) графическая форма знаков определенной системы письма; 2) комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры и знаки; 3) это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.
Под графической основой знаков подразумевается комплекс знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке и характеризующийся исторически сложившимися национальными особенностями письменности.
Шрифт может быть наборным и рисованным. Рисованный шрифт используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной части книги используется наборный шрифт.
Шрифты характеризуются графической основой, рисунком, начертанием и размером.
Под графической основой знаков подразумевается комплекс знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом, английском. Состав алфавита и характерный общий облик шрифтов определяется исторически сложившимися национальными особенностями письменности.
Рисунок шрифта имеет свои стилистические особенности, которые сложились исторически. Один из главных признаков, характеризующий рисунок шрифта – это соотношение толщины основных и дополнительных (соединительных) штрихов, называемый контрастом шрифта. Шрифты могут быть равноконтрастные, с незначительной контрастностью (малоконтрастные), умеренно контрастные и резкоконтрастные (высококонтрастные).
Еще один из признаков, характеризующий рисунок шрифта – это наличие засечек или серифов.
Начертание – комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью и толщиной штрихов, пропорциями, контрастностью и наклоном основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта. Наиболее распространенные начертания – обычные, полужирные, курсив или наклонный, полужирный курсив или наклонный, узкий и широкий.
По насыщенности шрифты бывают светлые, полужирные и жирные. Степень насыщенности определяется соотношением толщины основных штрихов и просветов между ними. Отношение 1: 6 – светлые; 1: 2 – полужирные; 1: 1 – жирные.
По наклону различают прямые, наклонные и курсивные шрифты.
По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на 5 групп:
1) нормальные (отношение ширины очка к высоте 3: 4);
2) широкие (1: 1);
3) узкие (1: 2);
4) сверхузкие;
5) сверхширокие (ширина очка превышает его высоту).
Пропорции шрифта – показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.
По характеру заполнения штрихов шрифты бывают нормальные, контурные, выворотные (выворотка – оттиск с белым изображением на черном или цветном фоне), оттененные; штрихованные, переплетные (латунные или цинковые шрифты, служащие для тиснения на переплетных крышках заголовков и других текстов) и т.д. Все они, кроме нормальных, имеют специальное назначение (для заголовков, выделений, продукции специального характера: рекламных афиш, пригласительных билетов).
Размер шрифта характеризуется кеглем. Кегль – высота буквы или знака в строке с просветом над и под ним, необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом. Кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква или знак. Кегли измеряется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и англо-американская система Пика. 1 пункт в ситстеме Дидо равен 0,376 мм, в системе Пика – 0,352 мм. Разница составляет около 7 %. Шрифты, имеющие кегль до 12 пунктов (включительно), принято считать текстовыми, а шрифты, кегль которых больше 12 пунктов, называют титульными или заголовочными.
В книгах для взрослого читателя широко применяется шрифт 10 кегля. Он достаточно хорошо читается на расстоянии 30-35 см. Для многих изданий для квалифицированного читателя целесообразно применять шрифт 9 кегля с увеличением на 1 пункт интерлиньяжа (такой шрифт обозначается как кг. 9/10). Шрифтом 9/10 набрана, например, серия «Классики и современники».
Для справочных изданий особенно важна компактность. Т.к. в справочных изданиях за один прием читается сравнительно небольшое количество текста, он не утомляет зрение. Поэтому для справочных изданий широко применяется шрифт 8 кегля. Шрифт 8 кегля хорошо подходит и для сборников стихов небольших форматов. Шрифтом 8 кегля набирают вспомогательные тексты при наборе основного – шрифтом 10 кегля.
Шрифт 6 кегля очень мелок, читается хуже и поэтому применяется лишь для таких книжных изданий, где необходима особая компактность, например, для словарей-малюток, в отдельных случаях – для миниатюрных памятных и подарочных изданий.
Шрифты крупнее 10 кегля применяются главным образом в изданиях для детей. 12 кеглем набирают учебники для начальной школы и книги для детей младшего школьного возраста.
Гарнитура – комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Каждая гарнитура имеет свое название, например, «Школьная», «Журнальная», «Академическая», «Литературная», «Таймс» и др. Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В настоящее время наиболее распространенными и проработанными являются шрифты гарнитуры «Таймс», которая используется и в персональных компьютерах. Практика последних лет показывает, что при подготовке художественной литературы издательства чаще используют гарнитуры «Антиква», «Баскервилль», «Литературная», «Таймс»; научно-технической, справочной и учебной литературы – «Гельветика», «Прагматика», «Таймс»; энциклопедических изданий – «Кудряшовская», «Литературная», «Таймс». Гарнитура для детских изданий и учебной литературы для общеобразовательной школы выбирается в соответствии с ОСТ 29.116 – 98 «Издания книжные для детей. Общие технические условия» и действующими СанПиНами. Рекомендуемые гарнитуры – «Букварная», «Азбука», «Журнальная рубленая», «Школьная».
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.
В зависимости от целевого назначения шрифты можно разделить на: текстовые, выделительные, титульные (заголовочные), афишно-плакатные. К текстовым относятся шрифты светлого прямого начертания. К выделительным относятся курсивные, наклонные, полужирные, жирные, широкие шрифты. Их используют для выделений при текстовом наборе (например, драматических произведений), а также в газетах и журналах. К титульным или заголовочным относятся крупнокегельные шрифты (кегль от 16 до 48 пунктов) всех начертаний. Их применяют для набора заголовков в газетах, книгах и журналах, на титульных листах и обложках, объявлений программ и других работ.
Несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, все их можно разделить на 4 группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески), декоративные и рукописные.
Засечки или серифы – горизонтальные элементы окончания основных (иногда соединительных) штрихов. Имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, одностороннюю и т.п. Они облегчают чтение, как бы соединяя буквы между собой. Принято считать, что полноценными шрифтами с засечками являются гарнитуры антиквенных групп.
Гротески или рубленные – это шрифты без засечек, слабоконтрастные или без контраста. К группе рубленых шрифтов относятся шрифты, имеющие равное отношение основных и соединительных штрихов без засечек.
Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, т.к. засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Но буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера.
Рукописные шрифты – это собственно рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью шрифты, а также шрифты, имеющие сходство с рукописными, но не относящиеся к готическим и древнерусским.
Категорию декоративных шрифтов составляют многочисленные шрифты, которые не укладываются в обычные группы, а также специально предназначенные для акцидентного набора (полиграфическое воспроизведение малых форм: бланки, аттестаты, ярлыки, грамоты, афиши, плакаты и др.) и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например: Модерн, Ар Деко, Оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные. Чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но лучше не использовать их в качестве основного текста, т.к. они неудобочитаемы. Эти шрифты к месту в заголовках или выделениях.
Неалфавитные и символьные шрифты. К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, электротехнические, картографические, нотные и др.), а также линейки, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относят пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические).
Альтернативные шрифты. В данную группу входят шрифты, которые созданы в собственном ни на что не похожем стиле. В основном это новые виды штриховых форм, созданные производителями совсем недавно. Их применение пока рассматривается в качестве броских заголовков.
По государственному стандарту, определяющему ассортимент шрифтов, все шрифты в полиграфии делятся в зависимости от их графических признаков (контраста между основными и соединительными штрихами, наличия и формы засечек), на 5 основных групп и 1 дополнительную:
- шрифты с умеренным контрастом между основными и соединительными штрихами; засечки короткие, по форме напоминающие треугольник;
- шрифты с резко выраженным контрастом между основными и соединительными штрихами; засечки длинные, тонкие;
- шрифты с малым контрастом между основными и соединительными штрихами; засечки имеют почти прямоугольную форму;
- шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами; засечки прямоугольные;
- шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами и без засечек;
- дополнительная группа: шрифты имитационные (рукописные, машинописные) и такие, которые не могут быть отнесены к какой-либо основной группе.
Группа обыкновенных шрифтов имеет контрастное отношение штрихов, подсечки завершают основные штрихи под прямым углом.
Характерная особенность так называемых новых малоконтрастных шрифтов – длинные подсечки, которые соединяются с основными штрихами с легким закруглением.
Требования к шрифтам:
Издание в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического, технологического и производственного характера.
С эстетической точки зрения шрифт должен быть красивым.
Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и определяется средним количеством знаков, которые можно разместить в строке, в полосе, в изданиях равных форматов.
Производственные, технические и технологические требования к шрифтам характеризуются 2-мя показателями:
1) возможной точностью воспроизведения графики шрифта в разных видах печати (высокой, глубокой, плоской). Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся высокой и офсетной печатью;
2) механической прочностью и линейной точностью шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.
Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Удобочитаемость шрифта определяется скоростью (быстротой восприятия) и удобством чтения как отдельных знаков, так и текста в целом, а также правильностью понимания прочитанного без лишнего напряжения и повышенной утомляемости. На удобочитаемость влияют особенности набора, длина строки, ширина междустрочных пробелов, цвет краски и бумаги. Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, т.к. благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги. Но для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только учится распознавать буквы, отсутствие засечек повышает удобочитаемость шрифта. Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер; они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур.
При выборе шрифта для набора издания необходимо учитывать условия чтения, степень подготовленности читателя. Различают 4-ре модели чтения: побуквенное, послоговое, пословное, понятиями. При побуквенном и послоговом чтении наилучшей удобочитаемостью обладают гротесковые шрифты. Шрифты Литературной гарнитуры сохраняют хорошую удобочитаемость во всех кеглях. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12 – 16 пунктов. Для квалифицированного читателя шрифты 8 – 10 пунктов. Для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль шрифта может быть снижен до 6 – 7 пунктов.
Обычно шрифтовики склонны различать понятия читаемость и четкость шрифта.
Четкость – это легкость, с которой читатель отличает один символ от другого.
Читаемость – более широкое понятие, означающее легкость, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. При этом читаемость связана в том числе и с написание текста и со стилем его изложения.
С точки зрения типографики читаемость зависит от следующих факторов:
1) стиль шрифта. Стилистически знакомые шрифты более удобочитаемы;
2) кегль шрифта. Чем крупнее кегль, тем лучше, но в пределах разумного;
3) длина строки. Узкие колонки в пределах разумного лучше широких колонок, очень короткие и очень длинные строки читать труднее;
4) величина интерлиньяжа;
5) текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения и занимает порой до 50% больше площади листа; курсив читать труднее, чем прямое начертание;
6) контраст между темным текстом и светлой бумагой. Чем контрастнее, тем лучше. Текстура бумаги не должна быть навязчивой и мешать восприятию текста;
7) связь между шрифтом и другими элементами оформления полосы должна быть логичной;
8) соответствие шрифта содержанию текста.
Каждый дизайнер имеет свои предпочтения и предубеждения относительно использования тех или иных шрифтов.
Анализируя любое конкретное издание с точки зрения удобочитаемости, прежде всего нужно попытаться определить назначение и предполагаемый срок службы издания. Соотношение эстетических и экономических нюансов в оформлении издания зависит от срока службы издания. В роскошных изданиях удобочитаемость не столь важна, так как их не столько читают, сколько гордятся ими. Эффектного оформления требуют также вступления в художественных альбомах. Чем выше ценность текста (например, в культурном смысле), тем менее значимым становится требование экономичности. В книге важна традиционность и удобочитаемость, сдержанное употребление модных приемов, так как она создается не для одного поколения.