double arrow

Шрифт. Группы шрифтов. Требования к шрифтам

1

Контрольное тест-задание 1

 

1. Левая страница разворотного титульного листа:

а) авантитул;

б) контртитул;

в) шмуцтитул.

 

2. Заголовок, расположенный на поле страницы:

а) фонарик;

б) форточка;

в) шапка.

 

3. Комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров и начертаний:

а) кегль;

б) графема;

в) гарнитура.

 

4. Размер полосы по ширине и высоте:

а) формат полосы набора;

б) формат набора;

в) формат издания.

 

5. Техническая подготовка оригиналов издания к производству осуществляется в процессе редактирования:

а) художественного;

б) технического;

в) научного.

 

6. Конструктивный элемент издания в переплете, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой:

а) фронтиспис;

б) фальчик;

в) форзац.

 

7. В число макетов художественного оформления издания не входит:

а) принципиальный;

б) типовой;

в) оригинал-макет.

 

8. Междустрочный пробел, расстояние между строками:

а) пагинация;

б) интерлиньяж;

в) парантез.

 

9. Порядковый номер печатного листа, проставляемый в нижнем поле первой страницы, служащий для контроля комплектования тетрадей в книжный блок:

а) сигнатура;

б) норма;

в) кресты.

 

10. Пробел между колонками набора при верстке в две и более колонки:

а) прографка;

б) каптал;

в) средник.

 

 

Ответы к тесту

 

1. б)

2. а)

3. в)

4. а)

5. б)

6. в)

7. в)

8. б)

9. а)

10. в)

Контрольное тест-задание 2

 

1. Левая страница разворотного титульного листа:

а) авантитул;

б) контртитул;

в) шмуцтитул.

 

2. Заголовок, расположенный на поле страницы:

а) фонарик;

б) форточка;

в) шапка.

 

3. Размер полосы по ширине и высоте:

а) формат полосы набора;

б) формат набора;

в) формат издания.

 

4. В число макетов художественного оформления издания не входит:

а) принципиальный;

б) типовой;

в) оригинал-макет.

 

5. Техническая подготовка оригиналов издания к производству осуществляется в процессе редактирования:

а) художественного;

б) технического;

в) научного.

 

6. Междустрочный пробел, расстояние между строками:

а) пагинация;

б) интерлиньяж;

в) парантез.

 

7. Увеличение межбуквенных просветов:

а) выворотка;

б) втяжка;

в) разрядка.

 

8) Единица объема всего материала книги, кроме рекламных текстов:

а) учетно-издательский лист;

б) авторский лист;

в) условно-печатный лист.

 

9. Что такое издательский оригинал? Перечислите виды издательских оригиналов.

 

10. Перечислите виды выделений в тексте.

 

 

Ответы к тесту

 

1. б)

2. а)

3. а)

4. в)

5. б)

6. в)

7. б)

8. в)

9. Издательский оригинал – это текстовый или графический материал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный ответственными лицами в набор или печать и подготовленный для тиражирования на полиграфическом предприятии. Виды издательских оригиналов: текстовый, иллюстрационный; машинописный, рукописный, кодированный, оригинал-макет, репродуцируемый оригинал-макет.

10) По роли в издании: скрытые в тексте заголовки, логические усиления, мнемические справочные выделения, структурные выделения, технические выделения. По способу оформления: шрифтовые и нешрифтовые выделения.

 

 

Словарь терминов

Издательский оригинал – это текстовый или графический материал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный ответственными лицами в набор или печать и подготовленный для тиражирования на полиграфическом предприятии.

Оригинал – макет – точная копия будущего издания, предусматривающая построчное совпадение.

Макет-модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании.

Интерлиньяж – междустрочный пробел, расстояние между строками.

Авантитул – начальная страница книги, предшествующая титулу.

Формат издания – размер страницы издания после обреза блока.

Формат полосы набора – площадь запечатанной части страницы по ширине и высоте.

Шапка – заголовок вверху спускового пробела начальной полосы.

Выделение – вид подчеркивания элементов текста (букв, слов, предложений) с помощью отличного от основного текста оформления, чтобы упростить чтение, активизировать запоминание терминов или других текстовых элементов, убыстрить их поиск, акцентировать смысл некоторых из них.

Логическое усиление – это вид выделения, усиливающего смысловую нагрузку слова или словосочетания, придающего ему дополнительный смысл для выражения которого понадобилось бы немало слов.

Шрифт – это графическая форма знаков определенной системы письма.

Гарнитура шрифтов – комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера.

Иллюстрации – это пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и другими изображениями; в более узком понимании – это область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературного произведения.

Архитектоника книги – композиционно-соразмерное расположение частей, их логическое соподчинение.

 

Шрифт. Группы шрифтов. Требования к шрифтам

Шрифт – это 1) графическая форма знаков определенной системы письма; 2) комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры и знаки; 3) это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.

Под графической основой знаков подразумевается комплекс знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке и характеризующийся исторически сложившимися национальными особенностями письменности.

Шрифт может быть наборным и рисованным. Рисованный шрифт используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной части книги используется наборный шрифт.

Шрифты характеризуются графической основой, рисунком, начертанием и размером.

Под графической основой знаков подразумевается комплекс знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом, английском. Состав алфавита и характерный общий облик шрифтов определяется исторически сложившимися национальными особенностями письменности.

Рисунок шрифта имеет свои стилистические особенности, которые сложились исторически. Один из главных признаков, характеризующий рисунок шрифта – это соотношение толщины основных и дополнительных (соединительных) штрихов, называемый контрастом шрифта. Шрифты могут быть равноконтрастные, с незначительной контрастностью (малоконтрастные), умеренно контрастные и резкоконтрастные (высококонтрастные).

Еще один из признаков, характеризующий рисунок шрифта – это наличие засечек или серифов.

Начертание – комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью и толщиной штрихов, пропорциями, контрастностью и наклоном основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта. Наиболее распространенные начертания – обычные, полужирные, курсив или наклонный, полужирный курсив или наклонный, узкий и широкий.

По насыщенности шрифты бывают светлые, полужирные и жирные. Степень насыщенности определяется соотношением толщины основных штрихов и просветов между ними. Отношение 1: 6 – светлые; 1: 2 – полужирные; 1: 1 – жирные.

По наклону различают прямые, наклонные и курсивные шрифты.

По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на 5 групп:

1) нормальные (отношение ширины очка к высоте 3: 4);

2) широкие (1: 1);

3) узкие (1: 2);

4) сверхузкие;

5) сверхширокие (ширина очка превышает его высоту).

Пропорции шрифта – показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

По характеру заполнения штрихов шрифты бывают нормальные, контурные, выворотные (выворотка – оттиск с белым изображением на черном или цветном фоне), оттененные; штрихованные, переплетные (латунные или цинковые шрифты, служащие для тиснения на переплетных крышках заголовков и других текстов) и т.д. Все они, кроме нормальных, имеют специальное назначение (для заголовков, выделений, продукции специального характера: рекламных афиш, пригласительных билетов).

Размер шрифта характеризуется кеглем. Кегль – высота буквы или знака в строке с просветом над и под ним, необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом. Кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква или знак. Кегли измеряется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и англо-американская система Пика. 1 пункт в ситстеме Дидо равен 0,376 мм, в системе Пика – 0,352 мм. Разница составляет около 7 %. Шрифты, имеющие кегль до 12 пунктов (включительно), принято считать текстовыми, а шрифты, кегль которых больше 12 пунктов, называют титульными или заголовочными.

В книгах для взрослого читателя широко применяется шрифт 10 кегля. Он достаточно хорошо читается на расстоянии 30-35 см. Для многих изданий для квалифицированного читателя целесообразно применять шрифт 9 кегля с увеличением на 1 пункт интерлиньяжа (такой шрифт обозначается как кг. 9/10). Шрифтом 9/10 набрана, например, серия «Классики и современники».

Для справочных изданий особенно важна компактность. Т.к. в справочных изданиях за один прием читается сравнительно небольшое количество текста, он не утомляет зрение. Поэтому для справочных изданий широко применяется шрифт 8 кегля. Шрифт 8 кегля хорошо подходит и для сборников стихов небольших форматов. Шрифтом 8 кегля набирают вспомогательные тексты при наборе основного – шрифтом 10 кегля.

Шрифт 6 кегля очень мелок, читается хуже и поэтому применяется лишь для таких книжных изданий, где необходима особая компактность, например, для словарей-малюток, в отдельных случаях – для миниатюрных памятных и подарочных изданий.

Шрифты крупнее 10 кегля применяются главным образом в изданиях для детей. 12 кеглем набирают учебники для начальной школы и книги для детей младшего школьного возраста.

Гарнитура – комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Каждая гарнитура имеет свое название, например, «Школьная», «Журнальная», «Академическая», «Литературная», «Таймс» и др. Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В настоящее время наиболее распространенными и проработанными являются шрифты гарнитуры «Таймс», которая используется и в персональных компьютерах. Практика последних лет показывает, что при подготовке художественной литературы издательства чаще используют гарнитуры «Антиква», «Баскервилль», «Литературная», «Таймс»; научно-технической, справочной и учебной литературы – «Гельветика», «Прагматика», «Таймс»; энциклопедических изданий – «Кудряшовская», «Литературная», «Таймс». Гарнитура для детских изданий и учебной литературы для общеобразовательной школы выбирается в соответствии с ОСТ 29.116 – 98 «Издания книжные для детей. Общие технические условия» и действующими СанПиНами. Рекомендуемые гарнитуры – «Букварная», «Азбука», «Журнальная рубленая», «Школьная».

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.

В зависимости от целевого назначения шрифты можно разделить на: текстовые, выделительные, титульные (заголовочные), афишно-плакатные. К текстовым относятся шрифты светлого прямого начертания. К выделительным относятся курсивные, наклонные, полужирные, жирные, широкие шрифты. Их используют для выделений при текстовом наборе (например, драматических произведений), а также в газетах и журналах. К титульным или заголовочным относятся крупнокегельные шрифты (кегль от 16 до 48 пунктов) всех начертаний. Их применяют для набора заголовков в газетах, книгах и журналах, на титульных листах и обложках, объявлений программ и других работ.

Несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, все их можно разделить на 4 группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески), декоративные и рукописные.

Засечки или серифы – горизонтальные элементы окончания основных (иногда соединительных) штрихов. Имеют самую разнообразную форму: прямоугольную, изогнутую, одностороннюю и т.п. Они облегчают чтение, как бы соединяя буквы между собой. Принято считать, что полноценными шрифтами с засечками являются гарнитуры антиквенных групп.

Гротески или рубленные – это шрифты без засечек, слабоконтрастные или без контраста. К группе рубленых шрифтов относятся шрифты, имеющие равное отношение основных и соединительных штрихов без засечек.

Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, т.к. засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Но буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера.

Рукописные шрифты – это собственно рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью шрифты, а также шрифты, имеющие сходство с рукописными, но не относящиеся к готическим и древнерусским.

Категорию декоративных шрифтов составляют многочисленные шрифты, которые не укладываются в обычные группы, а также специально предназначенные для акцидентного набора (полиграфическое воспроизведение малых форм: бланки, аттестаты, ярлыки, грамоты, афиши, плакаты и др.) и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например: Модерн, Ар Деко, Оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные. Чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но лучше не использовать их в качестве основного текста, т.к. они неудобочитаемы. Эти шрифты к месту в заголовках или выделениях.

Неалфавитные и символьные шрифты. К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, электротехнические, картографические, нотные и др.), а также линейки, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относят пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические).

Альтернативные шрифты. В данную группу входят шрифты, которые созданы в собственном ни на что не похожем стиле. В основном это новые виды штриховых форм, созданные производителями совсем недавно. Их применение пока рассматривается в качестве броских заголовков.

По государственному стандарту, определяющему ассортимент шрифтов, все шрифты в полиграфии делятся в зависимости от их графических признаков (контраста между основными и соединительными штрихами, наличия и формы засечек), на 5 основных групп и 1 дополнительную:

- шрифты с умеренным контрастом между основными и соединительными штрихами; засечки короткие, по форме напоминающие треугольник;

- шрифты с резко выраженным контрастом между основными и соединительными штрихами; засечки длинные, тонкие;

- шрифты с малым контрастом между основными и соединительными штрихами; засечки имеют почти прямоугольную форму;

- шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами; засечки прямоугольные;

- шрифты с почти полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами и без засечек;

- дополнительная группа: шрифты имитационные (рукописные, машинописные) и такие, которые не могут быть отнесены к какой-либо основной группе.

Группа обыкновенных шрифтов имеет контрастное отношение штрихов, подсечки завершают основные штрихи под прямым углом.

Характерная особенность так называемых новых малоконтрастных шрифтов – длинные подсечки, которые соединяются с основными штрихами с легким закруглением.

Требования к шрифтам:

Издание в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического, технологического и производственного характера.

С эстетической точки зрения шрифт должен быть красивым.

Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и определяется средним количеством знаков, которые можно разместить в строке, в полосе, в изданиях равных форматов.

Производственные, технические и технологические требования к шрифтам характеризуются 2-мя показателями:

1) возможной точностью воспроизведения графики шрифта в разных видах печати (высокой, глубокой, плоской). Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся высокой и офсетной печатью;

2) механической прочностью и линейной точностью шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Удобочитаемость шрифта определяется скоростью (быстротой восприятия) и удобством чтения как отдельных знаков, так и текста в целом, а также правильностью понимания прочитанного без лишнего напряжения и повышенной утомляемости. На удобочитаемость влияют особенности набора, длина строки, ширина междустрочных пробелов, цвет краски и бумаги. Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, т.к. благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги. Но для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только учится распознавать буквы, отсутствие засечек повышает удобочитаемость шрифта. Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер; они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур.

При выборе шрифта для набора издания необходимо учитывать условия чтения, степень подготовленности читателя. Различают 4-ре модели чтения: побуквенное, послоговое, пословное, понятиями. При побуквенном и послоговом чтении наилучшей удобочитаемостью обладают гротесковые шрифты. Шрифты Литературной гарнитуры сохраняют хорошую удобочитаемость во всех кеглях. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12 – 16 пунктов. Для квалифицированного читателя шрифты 8 – 10 пунктов. Для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль шрифта может быть снижен до 6 – 7 пунктов.

Обычно шрифтовики склонны различать понятия читаемость и четкость шрифта.

Четкость – это легкость, с которой читатель отличает один символ от другого.

Читаемость – более широкое понятие, означающее легкость, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. При этом читаемость связана в том числе и с написание текста и со стилем его изложения.

С точки зрения типографики читаемость зависит от следующих факторов:

1) стиль шрифта. Стилистически знакомые шрифты более удобочитаемы;

2) кегль шрифта. Чем крупнее кегль, тем лучше, но в пределах разумного;

3) длина строки. Узкие колонки в пределах разумного лучше широких колонок, очень короткие и очень длинные строки читать труднее;

4) величина интерлиньяжа;

5) текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения и занимает порой до 50% больше площади листа; курсив читать труднее, чем прямое начертание;

6) контраст между темным текстом и светлой бумагой. Чем контрастнее, тем лучше. Текстура бумаги не должна быть навязчивой и мешать восприятию текста;

7) связь между шрифтом и другими элементами оформления полосы должна быть логичной;

8) соответствие шрифта содержанию текста.

Каждый дизайнер имеет свои предпочтения и предубеждения относительно использования тех или иных шрифтов.

Анализируя любое конкретное издание с точки зрения удобочитаемости, прежде всего нужно попытаться определить назначение и предполагаемый срок службы издания. Соотношение эстетических и экономических нюансов в оформлении издания зависит от срока службы издания. В роскошных изданиях удобочитаемость не столь важна, так как их не столько читают, сколько гордятся ими. Эффектного оформления требуют также вступления в художественных альбомах. Чем выше ценность текста (например, в культурном смысле), тем менее значимым становится требование экономичности. В книге важна традиционность и удобочитаемость, сдержанное употребление модных приемов, так как она создается не для одного поколения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: