Тема 4. Организационные формы управления

 

Система менеджмента

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве,
транспорте, банковском деле, страховом деле и др.);

в любой сфере деятельности фирмы (НИОКР, производстве, сбыте, фи­нансах), если она направлена на получение прибыли как конечного ре­зультата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения при­были (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельно­сти. Менеджмент охватывает деятельность не только промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транс­портных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Содержание хозяйственной деятельности фирмы заключается в обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организации технологи­ческого цикла в целом: внедрении результатов НИОКР в производство; разработке и совершенствовании технологии производства; обеспечении требуемого уровня качества продукции; осуществлении коммерческих операций; проведении опера­ций товародвижения; осуществлении всех видов расчетов; обеспечении техниче­ского обслуживания продукции; материально-техническом снабжении процесса производства; обеспечении финансовыми ресурсами; обеспечении персоналом.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.

Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны преж­де всего с изменениями в характере собственности и с процессами делегирования (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собст­венникам или коллективам собственников.

Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспекти­вы (management by objectives) — это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели об­щие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в це­лом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуще­ствляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работни­ков фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе со­ответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который на­правлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социаль­но-экономических, технологических, социально-психологических задач, возни­кающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Фирма осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (пред­принимательского дохода). Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) для достижения конечных резуль­татов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельно­сти — функций.

В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, вы­полняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достиже­ния общей цели. Здесь речь идет об управлении фирмой (организацией).

Такое содержание понятия «менеджмент» соответствует нашему понятию внутрифирменного управления.

Менеджмент как аппарат управления. Обычно под аппаратом управления по­нимается состав подразделений, в рамках которых проводятся сознательно коор­динируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей.

Под аппаратом управления часто понимают также руководство, которое пред­ставляет фирму и действует от ее имени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: