Организационные структуры управления

Организационная структура — состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппа­рата управления, выполняющих различные функции менеджмента.

Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви. (Например, в православной церковной иерархий существует три уровня: епископство, священство, диаконство.)

Организационная структура — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит про­цесс управления, направленный на достижение целей организации.

Элементы организационной структуры:

• самостоятельное структурное подразделение— админист­ративно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;

звено управления — одно или несколько подразделений, ко­торые необязательно обособлены административно, но выполня­ют определенную функцию менеджмента;

управляющая ячейка — отдельный работник управления или
самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну
или несколько специальных функций менеджмента.

Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работ­ников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.

Структура управления характеризуется наличием связей меж­ду ее элементами:

горизонтальные связи носят характер согласования и явля­ются, как правило, одноуровневыми;

вертикальные связи— это связи подчинения, которые возни­
кают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные
связи бывают линейными и функциональными.

Структуры управления должны отражать цели и задачи орга­низации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внеш­ней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, дей­ствующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.

Построение структуры в организационном менеджменте осу­ществляется с учетом требований:

экономичность;

адекватность;

адаптивность;

гибкость;

динамизм;

специализация;

пропорциональность;

оптимальность;

оперативность;

надежность.

Принципы организационного менеджмента:

сочетание централизованного руководства с широкой само­стоятельностью и инициативой коллектива;

системный подход;

управляемость;

соответствие субъекта и объекта менеджмента;

адаптация;

профессиональная регламентация;

правовая регламентация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: