Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, является первой попыткой определить общие международные нормы в области гражданского права и коррупции. В Конвенции предпринята попытка определения коррупции (с оговоркой: для целей настоящей Конвенции). Статья 2 характеризует коррупцию как требование, предложение, предоставление или принятие, прямо или косвенно, взятки или другого недолжного преимущества, которое извращает надлежащее исполнение обязанностей получателем взятки или недолжного преимущества[]. Целью Конвенции является создание эффективных средств правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность получения компенсации за ущерб.
Конвенция разделена на три главы, которые охватывают: меры, принимаемые на национальном уровне, международное сотрудничество и контроль за выполнением, а также заключительные положения. При ратификации Конвенции государства принимают на себя обязательство включить ее принципы и нормы в свое внутреннее законодательств с учетом их собственных конкретных обстоятельств.
В Конвенции рассматриваются следующие вопросы:
– ответственность (включая ответственность государства за акты коррупции, совершенные публичными должностными лицами);
– неосторожность пострадавшего: уменьшение компенсации или отказ в ней в зависимости от обстоятельств;
– юридическая сила сделок;
– защита должностных лиц, сообщающих о коррупции;
– ясность и точность отчетов и аудитов;
– получение доказательств;
– распоряжения судов о сохранении имущества, необходимого для исполнения заключительного постановления и поддержания статус-кво до решения рассматриваемых вопросов;
– международное сотрудничество.
Группа государств против коррупции (ГРЕКО) будет осуществлять мониторинг за выполнением обязательств, которые берут на себя государства-участники, присоединившись к Конвенции. Данная Конвенция открыта для государств - членов Совета Европы, государств-нечленов, принявших участие в ее подготовке (Беларусь, Босния и Герцеговина, Канада, Ватикан, Япония, Мексика и Соединенные Штаты Америки), а также для Европейского Сообщества. Государства, которые еще не являются членами ГРЕКО, при ратификации Конвенции автоматически становятся членами ГРЕКО на дату вступления Конвенции в силу[].
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (далее — Конвенция) разработана и принята в Страсбургев рамках Совета Европы. Участниками рассматриваемой Конвенции являются как государства — члены Совета Европы, так и государства, не являющиеся его членами (например, Республика Беларусь в 2004 г. присоединилась, а в 2006 г. ратифицировала Конвенцию). Под эгидой Совета Европы сформированакомплексная международно-правовая система противодействия коррупции, включающая как уголовно-правовые механизмы, закрепленные в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [7], так и механизмы гражданско-правового характера, объективированные вКонвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию[8, с. 87].
Документ рекомендует государствам, ратифицировавшим данную Конвенцию, установить санкции за коррупционные преступления гражданско-правового и гражданско-процессуального характера. В соответствии со ст. 5 Конвенции лица, понесшие ущерб от коррупции, имеют право на полную его компенсацию путем возмещения материального ущерба, потери доходов. При этом ответчиком выступает как сам коррупционер, так и государство. Конвенция предусматривает также ответственность юридических лиц за коррупционные преступления (напомним, что в отечественном праве ответственность юридических лиц может наступать в рамках гражданского права, с возможностью ликвидации юридического лица.Кроме того, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности).
Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию направлена на формирование в законодательстве стран, ее ратифицировавших, «эффективных средств правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность получения компенсации за ущерб». В России эта конвенция не подписана и не ратифицирована. Конвенция предусматривает, что ущерб возмещается в полном объеме, включая упущенную выгоду и моральный вред, а также возможность требовать возмещения вреда не только от должностного лица, совершившего акт коррупции, но и от государства.
Для возмещения вреда ст. 4 указанной Конвенции предусматривает наличие трех условий:
а) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для его предотвращения;
б) истец понес ущерб;
в) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.
При этом объем возмещения вреда может быть уменьшен или может быть отказано в его возмещении, если истец сам способствовал причинению ущерба или его усугублению. Положения Конвенции направлены на закрепление в национальном законодательстве положений о недействительности сделок, каким-либо образом связанных с коррупцией [9, с. 185-186].
Мероприятия