Законом предусмотрено три вида контроля и три вида надзора

Государственный метрологический контроль - деятельность, осуществляе­мая государственной МС по:

1)утверждению типа средств измерений;

2)поверке средств измерений, в том числе эталонов;

3)лицензированию деятельности юридических и физических лиц по изго­товлению и ремонту средств измерений.

Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназна­ченных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утвержде­нии типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении

типа.

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия Госстандартом решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сер­тификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет Госстандарт. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа уста­новленной формы:

При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потреби­телей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормированные метрологические харак­теристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверждения типа проводится по упрощенной схеме.

Поверка СИ. СИ, подлежащие ГМК и Н, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуа­тации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ.

Поверка СИ - установление органом государственной МС (или другим офици­ально уполномоченным органом) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых МХ и подтверждения их соответствия установ­ленным обязательным требованиям. Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результаты поверки – СИ пригодно или нет к применению. Если СИ признано пригодным, то на него и техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выда­ётся «Свидетельство о поверке».

Если СИ по результатам поверки признано непригодным к применению, от­тиск поверительного клейма гасится, «Свидетельство о поверке» аннулируется, выписывается «Извещение о непригодности» или делается соответствующая за­пись в технической документации.

СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Первичной поверке подлежат СИ утверждённых типов при выпуске из произ­водства и ремонта, при ввозе по импорту (подвергается каждый экземпляр СИ, до­пускается выборочная поверка).

Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении и выполняемая через установленные межповерочные интервалы време­ни. Межповерочные интервалы для периодической поверки устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости то стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до не­скольких лет.

Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его очередной периодической поверки. Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) СИ в следующих случаях: повреждение знака поверительного клейма, а также утрата свидетельства о поверке; ввод в эксплуатацию СИ после длитель­ного хранения (более одного межповерочного интервала); неудовлетворитель­ная работа прибора или проведение повторной настройки после ударного воз­действия на СИ.

Инспекционная поверка проводится органом государственной метрологиче­ской службы при проведении государственного надзора за состоянием и приме­нением СИ.

По способу проведения поверка СИ может быть комплектной, поэлементной и выборочной.

При комплектной поверке определяют МХ СИ, присущие ему как единому целому.

При поэлементной поверке значения МХ СИ устанавливаются по МХ его элементов или его частей. Поэлементную поверку проводят для измерительных систем или измерительных установок, когда неосуществима комплектная повер­ка.

Выборочная поверка - поверка группы СИ, отобранных из партии случайным образом, по результатам которой судят о пригодности всей партии.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изго­товлению и ремонту средств измерений. Как известно, лицензирование — вы­полняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной законода­тельством РФ. Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на территориях субъектов РФ. Основанием для выдачи юридическому или физическому лицу (лицензиату) лицензии являются положительные результаты проверки компетентным органом условий осуществления деятельности. Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) СИ представляет собой документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности

Так, лицензиаты, претендуемые на получение лицензии на ремонт СИ* для сторонних организаций (причем на коммерческой основе), должны иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и услови­ям хранения СИ; необходимое технологическое оборудование СИ, ремонтную документацию; квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту, наладке СИ; аттестат аккредитации на право поверки СИ данного типа или дого­вор на проведение поверки данных СИ с организацией, обладающей этим пра­вом.

Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирование может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению компе­тентного органа.

20. Характеристика государственного метрологического надзора

Государственный метрологический надзор - деятельность, осуществляемая органами государственной МС по надзору за:

-выпуском, состоянием и применением средств измерений (включая рабочие эталоны), аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

-количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций (при продажах);

-количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфа­совке и продаже.

Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственно­сти в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими НД, глав­ным образом Правил по метрологии.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России — государст­венные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ. Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными — с уча­стием другого контрольно-надзорного органа.

Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеоче­редными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с гра­фиком, составляемым ГМС.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспек­ций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недосто­верных результатов измерений.

 

Повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписа­ний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыду­щей проверки.

Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки. Содержание акта доводят до сведения руководителя пред­приятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений.

В случае обнаруженных нарушений госинспектор имеет право:

-запрещать применение СИ неутвержденных типов, не соответствующих ут­вержденному типу, неповеренных СИ;

-изымать при необходимости СИ из эксплуатации;

-гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал.

21. Калибровка средств измерений

Калибровка СИ - совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного СИ и соответст­вующим значением величины, определённым с помощью эталона с целью опре­деления действительных МХ этого СИ.

1) Калибровке могут подвергаться СИ, не подлежащие ГМК и Н.

2) Результаты калибровки позволяют определить действительные значения измеряемой величины, показываемые СИ, или поправки к его показаниям, или оценить погрешность этих средств. При калибровке могут быть определены и другие МХ.

3) Результаты калибровки СИ удостоверяются калибровочным знаком, нано­симым на СИ, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатаци­онных документах. Сертификат о калибровке представляет собой документ, удо­стоверяющий факт и результаты калибровки СИ, который выдаётся организацией, осуществляющей калибровку.

Таким образом, калибровка выполняет две функции:

-определение и подтверждение действительных значений метрологических характеристик СИ;

-определение и подтверждение пригодности СИ к применению.

В первом случае лаборатория, калибрующая по заявке (договору) заказчика СИ, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только в компетенции заказчика определять, в каких условиях и для каких целей можно и нужно использовать данные СИ.

Во втором случае СИ признается пригодным, если действительное значение его метрологических характеристик соответствует техническим требованиям, ус­тановленным в НД или заказчиком. Вывод о пригодности СИ в этом случае дела­ет калибровочная лаборатория.

В решаемых на практике измерительных задачах калибровка может сводиться только к проверке пригодности СИ, т.е. его работоспособности. В частности, требуется знать не действительные значения измеряемой величины, нужно лишь констатировать наличие величины измеряемого сигнала определенного уровня. Примером может служить калибровка устройств — сигнализаторов предельного значения

Необходимость обязательной «привязки» рабочего СИ к государственному (национальному) эталону важна потому, что в современной экономике измерения являются неотъемлемой частью технологических процессов и непосредственно влияют на качество продукции. Вот почему результаты измерений должны быть сравнимы, что достигается только передачей размеров единиц от государствен­ных эталонов.

аккредитацию МС проводят аккредитующие органы, компетентные в заявленной области аккредитации. В-пятых, это принцип самоокупаемости. Он означает, что аккредитация МС является платной услугой.

22. Метрологическая аттестация и градуировка средств измерения

Метрологическая аттестация средств измерения - признание МС узаконен­ным для применения СИ единичного производства (или ввозимого единичными экземплярами из-за границы) на основании тщательного исследования его свойств. Метрологической аттестации могут подлежать СИ, не подпадающие под сферы распространения ГМК и Н.

Градуировка средств измерений (нем. graduiren — градуировать, лат. gradus — шаг, ступень, степень) — метрологическая операция, при помощи которой средство измерения (меру или измерительный прибор) снабжают шкалой или градуировочной таблицей (кривой). Отметки шкалы должны с требуемой точностью соответствовать значениям измеряемой величины, а таблица (кривая) с требуемой точностью отражать связь эффекта на выходе прибора с величиной, подводимой ко входу (например, зависимость ЭДС термопары пирометра от температуры её рабочего спая). Градуировка производится с помощью более точных, чем градуируемые, средств измерений, по показаниям которых устанавливают действительные значения измеряемой величины. Точные средства измерений градуируются индивидуально, менее точные снабжаются типовой шкалой, напечатанной заранее, или стандартной таблицей (кривой) градуировки. Применение типовых шкал или стандартных градуированных таблиц требует иногда регулировки средств измерений с целью доведения их погрешностей до установленных нормами.

 

23. Ответственность за нарушение метрологических правил

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица, а также государствен­ные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административ­ную либо гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 14.7 Кодекса РФ «Об административных правонару­шениях» обмеривание и обвешивание или иной обман потребителей в органи­зациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегист­рированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечет наложение штрафа в размере: от 10 до 20 МРОТ на должностных лиц; на юри­дических лиц — от 100 до 200 МРОТ; на граждан — от 5 до 10 МРОТ.

В Уголовном кодексе РФ (далее — УК) отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как свидетельствует практика ГМК и Н, нарушения, выявляемые гос­инспекторами, зачастую характеризуются теми или иными признаками соста­вов преступлений, предусмотренных УК (например, обмеривание и обвешива­ние потребителей путем применения неверных, неисправных, непригодных СИ).

Так, согласно ст. 200 УК «Обман потребителей» виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате применения непригодных СИ, в слу­чае, если:

а)обман совершен в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (услуг);

б) эти деяния совершены в значительном или крупном размере.

При отсутствии одного из указанных признаков преступления уголовная ответственность не наступает.

Применение предусмотренных ч. 2 ст. 200 УК повышенных мер уголовной ответственности допускается лишь при наличии хотя бы одного из установлен­ных признаков:

-совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потребителей;

-совершение этого преступления группой лиц по предварительному сгово­ру или организованной группой;

-совершение преступления в крупном размере. Так, обмеривание, обвешивание наказываются:

-штрафом от 50 до 300 МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

-лишением свободы на срок до 2 лет.

Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору группой лиц, наказываются:

-штрафом от 300 до 1000 МРОТ;

-лишением свободы на срок до 5 лет.

Основная трудность при определении мер за метрологические нарушения заключается в том, что в большинстве случаев санкции могут быть предусмот­рены только за факт нарушения (например, за применение неповеренного при­бора, за просрочку лицензии), но не за последствия этих нарушений (например, взрыв, авария и др.), ибо последствия наступают, как правило, позднее, иногда с большим отрывом по времени, и на практике невозможно выявить причин­ную зависимость между ними и совершенным нарушением. Поэтому мера от­ветственности должна быть адекватна тяжести нарушения.

24. Цели, виды и формы стандартизации

Основными целями стандартизации являются:

- ускорение технического прогресса;

- повышение эффективности общественного производства и производи­тельности труда (в том числе инженерного и управленческого);

- улучшение качества продукции и обеспечение его надлежащего уровня;

- совершенствование организации управления и установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции;

- развитие специализации в области проектирования и производства продук­ции;

- рациональное использование производственных фондов;

- экономия материальных и трудовых ресурсов; обеспечение охраны здоро­вья населения и безопасности труда;

- развитие международного экономического, технического и культурного со­трудничества;

- создание условий для развития экспорта товаров, отвечающих требованиям мирового рынка.

Виды

В зависимости от последующего влияния на развитие производства можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающихся подхо­дом к установлению в стандартах соответствующих норм:

- стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показате­ли, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продук­ции;

- опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении по­вышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно про­гнозам будут оптимальными в последующее время.

- комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное ус­тановление и применение системы взаимосвязанных требований как к само­му объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным эле­ментам.

Формы

Симплификация — форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его про­изводстве марок и сортаментов материалов, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесо­образного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества.

Унификация — рациональное уменьшение числа типов, видов и раз­меров объектов одинакового функционального назначения.

Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные час­ти, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т.п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изде­лий, их применяемости, путем сведения близких по назначению, конструк­ции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции. При необходимости в конструкцию уни­фицируемых изделий и их элементов вносят технические усовершенствова­ния и доработки. Таким образом, устанавливается минимально необходимое для практики число типов, видов и типоразмеров изделий, обладающих вы­сокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью.

В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и по­высить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и ос­воения производства.

Типизация — это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, техно­логических, организационных и т.п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация со­стоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное — базовое для несколь­ких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Тре­буемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и допол­нений.

Типизация технологических процессов включает в себя создание ти­повых процессов изготовления деталей, выполнения сборочных операций, методов измерения и контроля и т.п. Типовой технологический процесс соз­дается на основе тщательного анализа технологии производства соответст­вующих изделий.

Агрегатирование — метод создания новых машин, приборов и дру­гого оборудования путем компоновки конечного изделия из огра­ниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

Возможность многократного применения элементов набора в различных модификациях машин и приборов одного класса или близких по назначению обеспечивает конструктивную преемственность при создании новых изде­лий, позволяет использовать освоенные в производстве узлы и агрегаты, зна­чительно сокращает трудоемкость проектирования, изготовления и ремонта изделий, повышает уровень взаимозаменяемости продукции, способствует специализации предприятий, механизации и автоматизации производствен­ных процессов, улучшает качество продукции, а также облегчает перестрой­ку производства при переходе предприятий на освоение новой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: