Правила разраб-ки и утверж-я нац станд-тов (НС)

Нац орган по ст-ции разраб-т и утвержд-т прогр-му разраб-ки НС.

Разраб-ком НС м.б. люб лицо. Уведом-е о разраб-ке НС направ-ся в нац орган по ст-ции и должно содерж инф-цию об имеющихся в проекте НС полож-ях, к-рые отлич-ся от полож-й соотв м/унар станд-тов.

Разр-к НС должен обеспеч доступ-ть проекта НС заинтересован лицам для ознаком-я. Он дорабат-т проект НС с учетом получ замеч-й заинтерес лиц, проводит публичн обсуж-е проекта НС и сост-т перечень получ замеч-й и рез-тов их обсужд-я. Разр-к обязан сохр-ть получ замеч-я до утверж-я НС и представ-ть их в нац орган по ст-ции.

Проект НС одновр-но с перечнем замеч-й предст-ся разр-ком в технич комитет по ст-ции, к-рый организ-т провед-е экспертизы дан проекта. Нац орган по ст-ции на основ-и док-тов, представ-ных технич комитетом по ст-ции, принимает реш-е об утверж-и или откл-и НС. В случ если НС отклонен, реш-е нац органан по ст-ции направ-ся разр-ку проекта НС.

Все уведом-я о разраб-ке НС, о заверш-и публич обсуж-япроекта НС, об утверж-и НС публикуются в печат издании федер органа исполнит власти по технич рег-нию и в информацион системе общ польз-я в элект-но-цифр форме.

26. Виды стандартов

В зависимости от назначения и содержания Государственная систе­ма стандартизации устанавливает на продукцию стандарты всех катего­рий следующих видов:

-общих технических условий;

-общих технических требований (технических требований); параметров и (или) размеров;

-типов, основных параметров и (или) размеров;

-конструкции и размеров;

-марок;

-сортамента;

-правил приемки;

- методов контроля (испытаний, анализа, измерений)

- правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

- правил эксплуатации и ремонта;

- типовых технологических процессов.

 

Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, термины и определения, единицы физических величин, системы класси­фикации и кодирования, требования к поставке, требования к изготов­лению и др.) на виды не подразделяются.

27. Осн принцивы ст-ции (принцип предпочтит-ти)

Для того чтобы ст-ция была эффек-ной, при ее провед-и необх-мо соблюд-е опред принципов.

1. Целенапр-ть и технико-эк целесооб-ть: провед-е работ по ст-ции, разраб-ка ст-та д.б. обоснованы (потр-тями изгот-ля, потр-ля, технико-эк эффектом и др.) и напр-ны на реш-е конкр задач.

2. Научн подход и использ-е передового опыта: показ-ли, нормы, хар-ки и треб-я, включ в ст-т, должны соотв-ть прердовому ур-ню науки и тех и основыв-ся на рез-тах научно-исслед и опытно-конструкторск работ.

3. Прогресс-ть и оптим-ть ст-та: нов ст-ты должны отвечать современ запросам и учит-ть тенденции разв-я соотв отраслей. При разраб-ке ст-тов необх-мо стремиться получ оптим сочет-е показ-лей, норм и треб-й к прод-ции, обеспечить макс эк эффект при мин затратах.

4. Необх-ть взаимн увязки ст-тов.

5. Комплексность ст-ции. Сущ-ют 2 напр-я ее осущ-я: 1) от частного к цел (ему соотв-ет разв-е ст-ции снизу вверх: от стандартизир сырья к готов прод-ци; хар-но для изделий общ прим-я); 2) от целого к частн (хар-ет разв-е ст-ции сверху вниз: от ст-ции осн пар-ров сложн об-тов к ст-ции соот-щих этих эл-тов)

6. Функциональн взаимозамен-ть стандартизир деталей – св-во независимо изгот-ных деталей и сборочн ед-ц занимать свое место в изделии без доп обработки.

7. Принцип предпочтит-ти исп-ся при провед-и униф-ции, типизации и разраб-ке ст-тов на изделия широк прим-я, реш-и задач рациональн выбора и уст-ния градаций количеств знач-й пар-ров изделий (размеров, масс) и должен основ-ся на испльз-и рядов предпочтит чисел. Уст-ние на их основе параметрич рядов препятств-т неоправдан расшир-ю номенк-ры и типоразмеров и позвол уст-ть такие техни ко-эк хар-ки изделий, к-рые соотв-ют современ треб-ям, и учесть перспективы разв-я соотв прод-ции.

В РФ дейт-ет сист предпочтит чисел ИСО (ряды R); Прим-ся также предпочтит числа, постоен по рядам, принятым М/унар электротехнич комиссией (ряды Е).

В общ случ при построении рядов предпочтит чисел исп-ют след принципы:

- ряды д-ны представ-ть рацион систему градаций, от­веч-щую потреб-тям произ-ва и экспл-ции; - быть ∞-ными как в сторону малых, так и в стор больших зна­ч-й, т.е. допускать неогранич разв-е пар-ров или размеров в направ-и их уменьш-я или увел-я;

- вкл все десятичн знач-я люб числа и ед-цу; - быть простыми и легко запомин-ся.

Этим треб-ям наилуч образом удовлет-ют ряды, построенные по геом прогрессии. Менее удобны, но прим-ся также ряды на основе ариф прогрессии (недостаток – нераномер-ть ряда).

ИСО рекомендовано для построения рядов предпоч чисел на основе геом прог исп-ть ряды, в к-рых происх десятикрат увел-е каждого m-ного члена: a1=1, φ=m√10. Ст-том уст-но 4 осн ряда Rm предпоч чисел: R5, R10, R20, R40.

Таб-цы рядов содержат числа в диап-не от 0 до ∞, полученные для знач-й а, леж в инт-ле 1<a1<10. Для перехода от чисел, приведен в табл в люб др десятичн интервал, необх-мо умножить соотв число на 10k, k – цел «+» или «-» число.

Для рядов Е φ=m√10, m=3,6,12,24 (номинальн знач-я ем-ти конд-ров и сопр=й рез-ров).

28. Органы и комитеты по стандартизации

В РФ функционирует система органов и служб стандартизации, про­водящих работы по стандартизации (в том числе и в области метрологии и метрологического обеспечения) на всех уровнях управления хозяй­ством. Система построена по территориально-отраслевому принципу и включает в себя:

- государственные органы стандартизации и их службы;

- органы и службы стандартизации в отраслях народного хозяйства;

- территориальные органы и службы стандартизации.

Органом государственного управления, осуществляющим руково­дство стандартизацией и метрологией в стране, является Госстандарт РФ. Он несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие стан­дартизации и за проведение единой технической политики в области стандартизации, сертификации и метрологии в стране.

Главными задачами Госстандарта РФ являются:

- определение основных направлений развития и разработка научно-методических и технико-экономических основ стандартизации, сертифи­кации, метрологии;

- стандартизация основных показателей качества продукции, общих тре­бований к ее разработке, производству, приемке и методам испытаний, орга­низация работы по аттестации и сертификации качества промышленной про­дукции в стране;

- развитие унификации промышленных изделий как важнейшего условия специализации, комплексной механизации и автоматизации производства;

- обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы и эталонной базы, соз­дание новых и совершенствование существующих методов и средств измере­ний высшей точности;

- стандартизация методов и средств измерений, контроля и испытаний, а также значений физических констант, аттестация стандартных образцов ве­ществ и материалов;

- организация и проведение государственных испытаний средств из­мерений;

- государственный надзор за соблюдением стандартов и технических ус­ловий, за состоянием и применением измерительной техники в отраслях хо­зяйства.

В соответствии с этими задачами Госстандарт РФ выполняет следую­щие функции:

- разрабатывает проекты перспективных и годовых планов государст­венной стандартизации (и представляет их на утверждение или утверждает), рассматривает и согласовывает проекты планов отраслевой и территориаль­ной стандартизации;

- осуществляет методическое руководство и координирует деятельность министерств и ведомств в области стандартизации и сертификации;

- разрабатывает и утверждает важнейшие стандарты и другие норма­тивно-технические документы по стандартизации межотраслевого значения, утверждает государственные стандарты;

- устанавливает единицы физических величин, допускаемые к приме­нению в стране, разрабатывает, утверждает и хранит государственные этало­ны физических величин;

- представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в меж­дународных организациях по вопросам стандартизации и метрологии.

Территориальные органы охватывают всю территорию страны и реали­зуют функции и права Госстандарта РФ на закрепленной за ними территории.

Структура территориальных органов включает в себя:

- территориальные органы управления Госстандарта РФ;

- центры метрологии и стандартизации Госстандарта РФ (ЦМС);

- областные (территориальные) лаборатории государственного над­зора за соблюдением стандартов и измерительной техникой Госстандар­та РФ.

1) .Территориальным органам Госстандарта РФ предоставлено право контроля за внедрением и соблюдением стандартов и состоянием изме­рительной техники на предприятиях и в организациях, расположенных на закрепленной территории независимо от их ведомственной подчинен­ности.

2) Центры метрологии и стандартизации несут ответственность за научно-методическое обеспечение развития стандартизации и метроло­гии на закрепленных территориях, проводят научные исследования и

осуществляют функции и права лабораторий государственного надзора Госстандарта РФ на этих территориях.

3) Областные лаборатории государственного надзора за стандарта­ми и измерительной техникой отвечают за состояние и развитие стан­дартизации и метрологического обеспечения на предприятиях и в орга­низациях, расположенных на территории области.

29. Основные понятия сертификации

В Российский Федерации действует Государственная система стандарти­зации (ГСС), введённая в действие в 1968 году, объединяющая и упорядочи­вающая работы по стандартизации на всех уровнях производства и управле­ния на основе комплекса государственных стандартов. ГСС включает в себя стандарты, содержащие совокупность взаимосвязанных правил и положений, определяющих основные понятия, цели и задачи стандартизации; организа­цию и методику планирования и проведения работ по стандартизации; поря­док разработки, внедрения и обращения стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации; порядок внесения в них изме­нений; контроль за внедрением и соблюдением стандартов; объекты стандар­тизации; категории и виды стандартов; правила построения, изложения, оформления и содержания стандартов и др.

Стандартизация — установление и применение правил с целью упо­рядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон в частности для достижения всеобщей опти­мальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться не­разрывно с прогрессом.

Объектами стандартизации являются изделия, нормы, правила, требо­вания, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу много­кратного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, других сферах деятельности, а также в международной торговле.

В зависимости от формы руководства стандартизацией и сферы дейст­вия стандартов:

Государственная стандартизация — форма развития и проведения стан­дартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым Государственным планам стандартизации.

Национальная стандартизация — проводится в масштабе государства без государственной формы руководства.

Международная стандартизация — проводится специальными меж­дународными организациями или группой государств с целью облегчения вза­имной торговли, научных, технических и культурных связей.

Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нор­мативно-технической документации по стандартизации — стандартов и технических условий.

Стандарт — нормативно-технический документ по стандартизации, уста­навливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный (принятый) компетентными органами. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, сырье, образцы ве­ществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: