Тема №9: Государственное регулирование и контроль цен на товары

Цена как экономическая категория

Стоимость товаров, работ и услуг в классической политической экономии подразделяется на потребительскую (потребительную) стоимость и оценочную (стоимостную) стоимость.

Потребительная стоимость любого товара включает в себя оценку общеполезных свойств товара и его способность удовлетворять те или иные материальные или культурные потребности участников гражданского оборота. Оценочная стоимость есть способность товара подвергаться оценке, выражаемый в денежных единицах. Этот подход позволяет сопоставлять различные объекты.

Цена есть стоимостная стоимость объекта, по которой этот объект поступает в гражданский оборот в качестве товара. Стоимость и цена — понятия неразрывно свзянные между собой. Цена есть денежное выражение стоимости (К. Маркс).

Сегодня цена и стоимость рассматриваются как экономико-правовые категории, так как в юридической материи мы находим много моментов, где фигурирует цена (например, цена как элемент договора).

Иногда также употребляется понятие рентабельности. Это доля прибыли в цене реализации товара. Прибыль – это прибавочная стоимость в данном случае.

Однако это было в СССР, где рентабельность нормировалась. Сейчас это уже неактуально, можно накручивать сколько угодно, поэтому неинтересна сейчас и рентабельность. Однако рентабельность сохранилась, например, на железной дороге для расчётов ставок платы за пользования вагонами и контейнерами (рентабельность на уровне 25%).

Рентабельность в рыночной экономике директивным путем не устанавливается. Прибавочная стоимость складывается объективно, под влиянием определенных экомических факторов.

Разница между стоимостью и ценой в либеральной экономике может быть весьма существенной; соотношение между ними может быть самым различным. Для потребителей же продукции соотношение цены и стоимости значения не имеет. В таком случае стоит говорить уже о рыночной цене, а не просто о цене товаров, работ, услуг.

Понятие тарифа, расценок, сбора, ставки

Процесс тарификации основан на экономических расчетах и имеет целью государственное воздействие на определение цены конкретного товара, работы или услуги.

Тарифы публикуются в так называемых "тарифных руководствах".

С этим также связано понятие расценок. Субъекты устанавливают цены на оказываемые ими услуги исходя из расценок, привязывая цену к затраченному времени или же к иному показателю. Соответственно, документ, определяющий расценки называется прейскурантом.

Сбор — это ставка оплаты за дополнительные операции или работы, не предусмотренные условиями перевозки, например на железной дороге. Сбор взимается сверх установленных тарифов.

Ставка — это синоним понятия "расценка". Расценки применяются к сфере услуг, а ставки — к имуществу.

Виды цен

С точки зрения участия государства в ценообразовании цены подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

В установлении регулируемых цен, соответственно, принимает участие государство в лице уполномоченных органов. Государственное регулирование ценообразования осуществляется двумя способами:

· установление твердых цен на отдельные виды продукции (государственные / фиксированные цены);

· участникам коммерческого оборота предоставляется возможность устанавливать цены на производимые и реализуемые товары, работы, услуги самостоятельно с определенными ограничениями против взлета цена — например, фиксируются периоды времени, по истечении которых возможно изменение цен, устанавливаются предельные размеры коэффициентов, с применением которых и осуществляется пересчет базовых цен. Это косвенное государственное регулирование.

Нерегулируемые цены...не регулируются государством. Такие цены устанавливаются самими субъектами предпринимательской деятельности и зависят от воздействия со стороны рынка (это "рыночные цены").

Также выделяются так называемые "трансфертные цены". Это цены, которые сначала устанавливаются изготовителями продукции как отпускные цены, по которым продукция передается посредникам, которые применяют наценки, устанавливая свои отпускные цены на продукцию. Соответственно, потребитель получит продукцию уже по значительно большей цене. Такое изменение цены называется транфертным, а цены на различных этапах также называются транфертными. Такие процессы при этом могут регулироваться государством.

Также можно выделить институ базовых цен — это начальная цена, которая принимается за основу для расчета окончательной цены, закрепляемой в договоре (цена договора поставки может варьироваться в зависимости от стоимости перевозки и возложение расходов по перевозке на ту или иную сторону).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: