Производственного предприятия

 

Материально-техническое обеспечение (МТО) – это вид коммерческой деятельности по обеспечению ресурсами процесса производства, осуществляемый от момента возникновения потребности в материально-технических ресурсах до их использования при изготовлении продукции.

Цель МТО – доведение до конкретных потребителей конкретных ресурсов требуемых свойств в точное время в определенном месте с допустимыми затратами.

Субъекты МТО – поставщики ресурсов, объекты МТО – потребители материально-технических ресурсов, предмет МТО – предметы и средства труда. Функции МТО отражены на схеме. Основные функции коммерческого характера связаны с покупкой ресурсов, технологического характера – с доставкой, хранением. Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции, технологического характера – предпроизводственная подготовка (распаковка, подготовка, заготовка, предварительная обработка и др.)

В зависимости от системы обеспечения и особенностей ресурсов выделяют транзитную (прямую) и складскую (опосредованную) формы МТО. В первом случае ресурсы поставляются напрямую предприятием изготовителем, во втором – через склады посреднических организаций. Выбор формы производится на основе расчетов по доставке и хранению ресурсов с учетом потребности.

Организация МТО включает организацию управления и инфраструктуру (совокупность подразделений).

Организационная структура управления представлена совокупностью подразделений для осуществления функций управления МТО. По признаку сосредоточения функций управления различают три формы управления: централизованную, децентрализованную и смешанную.

Инфраструктура МТО в общем случае включает следующие подразделения:

- складские хозяйства;

- транспортное хозяйство;

- заготовительное хозяйство;

- тарное хозяйство.

Решения о закупке ресурсов определяются тремя факторами: ресурсными, закупочными и факторами поставщика. Процесс приобретения ресурсов отражен на схеме 13.1.

 

 

 

Схема 13.1. Алгоритм процесса снабжения [38]

 

Для выбора поставщика проводится подробная оценка, которая может включать следующие критерии, объединенные в четыре группы.

Стоимостные и внутрипроизводственные показатели:

· финансовая стабильность;

· наличие активно проводимой программы управления затратами на этапе конструкторско-технологических разработок;

· текущие прибыль, объем продаж, статистические данные по этим показателям;

· производительность труда;

· прочие.

Показатели поставок:

· длительность цикла поставки;

· местоположение;

· время обработки заказа;

· логистическая система предприятия;

· прочие.

Показатели качества:

· результаты оценки предприятия по стандартам качества;

· политика в области гарантийного обслуживания;

· статистика показателей качества поставщика;

· прочие.

Показатели уровня обслуживания (сервис):

· уровень технической поддержки;

· время отклика на запрос;

· уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания;

· возможности развития системы обслуживания;

· прочие.

Выделяют несколько типов заказов на закупку, которые отличаются друг от друга продолжительностью действия, точностью регламентирования поставок и некоторыми другими признаками (схема 13.2).

 

Схема 13.2. Виды заказов на закупку [38]

Алгоритм подтверждения заявки представлен на схеме 13.3.

 

Схема 13.3. Алгоритм подтверждения заявки [38]

Следующим этапом МТО после заключения контракта является разработка плана снабжения. План разрабатывается на основе бюджета МТО, каторый состоит из:

- бюджета закупок;

- бюджета хранения;

- бюджета общих затрат.

Планы закупок бывают долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Организация МТО с точки зрения стратегического подхода должна быть ориентирована на потребление развитых и специализированных ресурсов и обеспечение ими с минимальными издержками. Этому способствует процесс сертификации поставщиков (табл. 13.1).

Таблица 13.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: