Материально-техническое обеспечение (МТО) – это вид коммерческой деятельности по обеспечению ресурсами процесса производства, осуществляемый от момента возникновения потребности в материально-технических ресурсах до их использования при изготовлении продукции.
Цель МТО – доведение до конкретных потребителей конкретных ресурсов требуемых свойств в точное время в определенном месте с допустимыми затратами.
Субъекты МТО – поставщики ресурсов, объекты МТО – потребители материально-технических ресурсов, предмет МТО – предметы и средства труда. Функции МТО отражены на схеме. Основные функции коммерческого характера связаны с покупкой ресурсов, технологического характера – с доставкой, хранением. Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции, технологического характера – предпроизводственная подготовка (распаковка, подготовка, заготовка, предварительная обработка и др.)
В зависимости от системы обеспечения и особенностей ресурсов выделяют транзитную (прямую) и складскую (опосредованную) формы МТО. В первом случае ресурсы поставляются напрямую предприятием изготовителем, во втором – через склады посреднических организаций. Выбор формы производится на основе расчетов по доставке и хранению ресурсов с учетом потребности.
|
|
Организация МТО включает организацию управления и инфраструктуру (совокупность подразделений).
Организационная структура управления представлена совокупностью подразделений для осуществления функций управления МТО. По признаку сосредоточения функций управления различают три формы управления: централизованную, децентрализованную и смешанную.
Инфраструктура МТО в общем случае включает следующие подразделения:
- складские хозяйства;
- транспортное хозяйство;
- заготовительное хозяйство;
- тарное хозяйство.
Решения о закупке ресурсов определяются тремя факторами: ресурсными, закупочными и факторами поставщика. Процесс приобретения ресурсов отражен на схеме 13.1.
Схема 13.1. Алгоритм процесса снабжения [38]
Для выбора поставщика проводится подробная оценка, которая может включать следующие критерии, объединенные в четыре группы.
Стоимостные и внутрипроизводственные показатели:
· финансовая стабильность;
· наличие активно проводимой программы управления затратами на этапе конструкторско-технологических разработок;
· текущие прибыль, объем продаж, статистические данные по этим показателям;
· производительность труда;
· прочие.
Показатели поставок:
· длительность цикла поставки;
· местоположение;
|
|
· время обработки заказа;
· логистическая система предприятия;
· прочие.
Показатели качества:
· результаты оценки предприятия по стандартам качества;
· политика в области гарантийного обслуживания;
· статистика показателей качества поставщика;
· прочие.
Показатели уровня обслуживания (сервис):
· уровень технической поддержки;
· время отклика на запрос;
· уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания;
· возможности развития системы обслуживания;
· прочие.
Выделяют несколько типов заказов на закупку, которые отличаются друг от друга продолжительностью действия, точностью регламентирования поставок и некоторыми другими признаками (схема 13.2).
Схема 13.2. Виды заказов на закупку [38]
Алгоритм подтверждения заявки представлен на схеме 13.3.
Схема 13.3. Алгоритм подтверждения заявки [38]
Следующим этапом МТО после заключения контракта является разработка плана снабжения. План разрабатывается на основе бюджета МТО, каторый состоит из:
- бюджета закупок;
- бюджета хранения;
- бюджета общих затрат.
Планы закупок бывают долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Организация МТО с точки зрения стратегического подхода должна быть ориентирована на потребление развитых и специализированных ресурсов и обеспечение ими с минимальными издержками. Этому способствует процесс сертификации поставщиков (табл. 13.1).
Таблица 13.1