Особенности организации управления коммерческой деятельностью промышленного предприятия

 

Коммерческая деятельность на производственном предприятии не относится к основной, здесь производство – центральная функция. В процессе производства формируется вещественное воплощение предмета труда и предмета коммерческой деятельности. Здесь формируется стоимость и потребительная стоимость товара. Экономическое содержание результата коммерческой деятельности производственного предприятия проявляется в основных функциях коммерческого характера – коммерческой продажи. Вспомогательные функции коммерческого характера являются предшествующими и сопровождают все процессы функциональной деятельности (маркетинг, юридические функции). Функции технологического характера (доставка, хранение, предпроизводственная и предпродажная подготовка, сервисное обслуживание) вторичны по отношению к функциям коммерческого характера. Функции и предмет коммерческой деятельности производственного предприятия представлены на схеме 12.1.

Организация управления коммерческой деятельностью зависит от множества факторов: рынка (емкость, спрос, количество продавцов и покупателей, характер конкуренции); товара (качество, объем потребления, цена, СЖЦ); внешней микросреды (поставщики, потребители, конкуренты); особенностей предприятия.

Концептуальная схема организации управления коммерческой деятельностью представлена на схеме 12.2.

Динамизм внешней среды вызывает необходимость построения проблемно-ориентированной структуры управления производственным предприятием. Чем выше динамизм внешней среды, тем труднее работать фирме, тем больше она должна прикладывать усилий для адаптации структуры к факторам внешней среды. С учетом этого создается проблемно-целевая организационная структура (схема 12.3). Формирование структуры требует учета целевого перехода, ориентации на проблемы, на конкретные товары и рынки, а также обеспечения мобильности и адаптивности структуры к изменениям внешней среды.

Для предприятий с неширокой номенклатурой работающих в относительно стабильных внешних условиях, со средними объемами выпускаемой продукции, примерное построение организационной структуры коммерческой службы представлено на схеме 12.4, а функции подразделений этой службы отражены в табл.12.1.

 


Вид   Характер Роль Материально-техническое обеспечение Сбыт
Коммерческие Технологические Коммерческие Технологические
Основные Закупка Аренда Доставка Хранение Продажа Аренда Хранение Распределение Доставка
Вспомогательные Маркетинг Юридические Предпроизводственная подготовка и заготовка Маркетинг Юридические Пред- и послепродажная подготовка
Обеспечивающие Инновационное, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение
Создание товара (ценности)
Предмет коммерческой деятельности Товар (продукция и услуги) поставщика (производственный ресурс предприятия Товар (продукция и услуги) предприятия

 

Схема 12.1. Функции и предмет коммерческой деятельности производственного предприятия [22]

 
 
 


 

Схема 12.2. Концептуальная схема организации управления коммерческой деятельностью [38]

 

 
Схема 12.3. Проблемно-целевая организационная структура [13]


Схема 12.4. Организационная структура коммерческой службы предприятия [38]

 

 

Таблица 12.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: