Функции транспорта в системе распределения товаров

Транспортное обеспечение логистики решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами.

Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:

1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек.

2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг

Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний наглядно проявляется в применении технологии "точно вовремя" (Just in time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оплату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала.

Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. В случае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные финансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает использование транспорта, как если бы перевозка состоялась.

В первую очередь принципы логистики применены при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и других) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива.

Аналогичные единые технологические процессы реализованы в индустриально развитых странах, являющихся крупными производителями стали, в том числе и в России, где создана единая межотраслевая технология устойчивых перевозок рудно-угольного сырья - система "Ритм". Согласованный график объединяет движение поездов, работу станций, предприятий отправителей и получателей грузов по организации движения на технологических маршрутах, включая подачу порожняка от станций выгрузки к станциям погрузки. Договором предусмотрены взаимные обязательства и ответственность участвующих организаций и железной дороги.

В результате сокращены размеры омертвленного капитала в запасах, снижена потребность в складских помещёниях, ликвидирована перевалка грузов. Уменьшение перегрузок, например, кокса, который является одним из основных видов сырья сталелитейной промышленности, имеет большое значение. Только за одну выгрузку
и погрузку кокса около 27% его становится непригодным для производства металла.,

Чем значительнее номенклатура грузов, чем шире география распределения и чем больше количество потребителей, тем сложнее организовать единый технологический процесс доставки товара потребителям и тем выше эффект от разработки и внедрения логистических технологий. Усложнение технологий доставки происходит за счет операций контейнеризации, пакетирования, формирования грузовых единиц. Усложняются операции планирования маршрутов, выбора транспортных средств, учета, контроля и анализа. На пути товара к потребителю создаются распределительные центры, выполняющие комплекс логистических операций.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

• транспорт общего пользования. оказывающий транспортные услуги владельцам грузов на коммерческой основе;

• транспорт, принадлежащий владельцам грузов и обеспечивающий их потребности в перевозках:

К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:

• выбор транспортно-технологической схемы доставки;

• выбор перевозчика, включающий в себя определение вида транспорта, оператора перевозки (транспортно-экспедиционного, предприятия) и типа транспортного средства;

• согласование транспортного процесса с работой склада;

• размещёния грузов внутри транспортного средства;

• маршрутизация перевозок и контроля движения груза в пути;

• обеспечении сохранности груза во время перемещения;

• совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок.

Решение этих задач является предметом деятельности менеджеров по логистике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: