double arrow

Дорожно-транспортных средств в Украине

Техническое состояние автомобиля и его изменение в процессе эксплуатации.

1.1 Техническое состояние и работоспособность автомобиля.

1.2 Классификация отказов.

Автомобиль представляет собой сложную техническую систему,
предназначенную для осуществления транспортной деятельности
и характеризуемую множеством параметров, определяющих технические и эксплуатационные показатели данной системы. Под системой понимается упорядоченная совокупность совместно действующих элементов, предназначенных для выполнения заданных функций. По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты, узлы, механизмы и детали — объекты или изделия.

Все элементы автомобиля (агрегаты, узлы, механизмы, детали)
имеют различные характеристики устойчивости к потере работоспособного состояния, на которые влияют как внутренние конструктивные факторы, зависящие от назначения и свойств элемента, так и совокупность внешних факторов, определяемых как условия эксплуатации автомобиля. Так, современный автомобиль состоит из 15...20 тыс. деталей, из которых 7...9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем около 3...4 тыс. деталей имеют срок службы меньший, чем у автомобиля в целом. Из
них 80... 100 деталей влияют на безопасность движения, а 150... 300
деталей, «критических» по надежности, чаще других требуют замены, вызывают наибольшие простои автомобилей, ресурсные затраты в эксплуатации.

Работоспособность элементов автомобиля определяется его техническим состоянием. Техническое состояние представляет собой
совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств
объекта, характеризуемых в определенный момент признаками,
установленными технической документацией.
Техническое состояние автомобиля и его элементов определяется количественными показателями конструктивных параметров: у1 у2, у3, …,уn.

Например, для двигателя это размеры деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, для тормозов — толщина тормозных накладок, диаметров тормозных барабанов и зазоров между ними.

Возможность непосредственного измерения конструктивных
параметров многих изделий без частичной или полной разборки
узла чаще всего ограничена. Для этих изделий при определении
технического состояния пользуются косвенными величинами, так
называемыми диагностическими параметрами, связанными с конструктивными параметрами и дающими о них определенную информацию. Например, о техническом состоянии двигателя можно
судить по изменению его мощности, расходу масла на угар, компрессии, содержанию продуктов износа в масле.

В процессе работы автомобиля показатели его технического
состояния изменяются от начальных ун, соответствующих новому
изделию, до предельно допустимых упд, а затем и до предельных уп.
Значение уп соответствует предельному состоянию, при котором
его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно (рис. 1.1).

Продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или
километрах пробега, а в ряде случаев в единицах выполненной
работы, называется наработкой
li.

Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом lр. Тогда в интервале пробега 0 ≤ lilр при ун ≤ уi ≤ уп (зона работоспособности) изделие считается исправным и может выполнять свои функции.

Если изделие удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации по всем показателям, то оно считается исправным.

Если параметры изделия, характеризующие его способность выполнять заданные функции, соответствуют установленным нормативно-технической документацией требованиям, то оно признается работоспособным. Отсюда следует, что когда автомобиль может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации (например, помято
крыло), он работоспособен, но неисправен.

Рис.1.1. Изменение состояния автомобиля в зависимости от значений параметров состояния.

Если продолжать эксплуатировать автомобиль до состояния уi ≥ уп,
то наступит отказ, т.е. событие, заключающееся в нарушении
работоспособности.

Отказы классифицируют по следующим категориям: по характеру возникновения и возможности прогнозирования (постепенные, внезапные); по причине возникновения; по связи с отказами других элементов; по последствиям; по методам устранения; по частоте возникновения (наработке); по трудоемкости устранения; по влиянию на потери рабочего времени.

По характеру (закономерности) возникновения и возможности
прогнозирования
различают постепенные (монотонное изменение показателя технического состояния) и внезапные (скачкообразное изменение показателя технического состояния) отказы. Постепенные отказы возникают в результате плавного изменения показателей технического состояния объекта, чаще всего вследствие изнашивания. Для постепенных отказов характерен последовательный переход изделия из начального исправного состояния в состояние отказа через ряд промежуточных состояний.

Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением
одного или нескольких заданных параметров машины.

Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров, определяющих работоспособность машины, вследствие превышения нагрузок, а также некачественного состояния элементов автомобиля.

По причине возникновения различают отказы: конструкционные,
возникающие вследствие несовершенства конструкции; производственные — вследствие нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия; эксплуатационные, вызванные нарушением действующих правил (например, перегрузкой автомобиля, несвоевременным проведением технического обслуживания и т.п.).

По связи с отказами других элементов различают зависимые и
независимые отказы. Зависимым называется отказ, обусловленный
отказом или неисправностью других элементов изделия. Независимый отказ такой обусловленности не имеет.

На автомобилях также встречается особый, так называемый
перемежающийся отказ, отличающийся тем, что многократно возникает и самоустраняется. Такой отказ, например, может возникнуть при ослаблении крепления электрического контакта.

Последствиями отказов могут быть изъятие объекта из эксплуатации или продолжение ее после устранения отказа.

Методами устранения отказов могут быть замена элементов или
восстановление требуемой взаимосвязи между ними.

По частоте возникновения (наработке) для современных автомобилей различают отказы с малой наработкой (3...4 тыс. км в зависимости от типа, марки и модели автомобиля), средней (до 16 тыс. км) и большой (свыше 16 тыс. км). Следует иметь в виду, что наработки между отказами существенно сокращаются при увеличении пробега автомобиля с начала эксплуатации.

По трудоемкости устраненияотказы можно разделить на требующие малую (до 2 чел.-ч), среднюю (2...4 чел.-ч) и большую (свыше 4 чел.-ч) трудоемкость восстановления автомобиля.

По влиянию на потери рабочего времениотказы подразделяют
на устраняемые без потери рабочего времени, т. е. при ТО или в нерабочее (межсменное) время, и отказы, устраняемые с потерей рабочего времени.

В этом случае прекращается транспортный процесс (остановка
на линии, преждевременный возврат с линии).

Роль предельно допустимого значения параметра заключается
в том, чтобы своевременно обнаруживать (предупреждать) приближение момента отказа для принятия соответствующих мер.

Для своевременного предупреждения отказа элемента автомобиля необходимо иметь представление о причинах изменения его
технического состояния и о факторах, определяющих проявление
этих причин, а также их влиянии на интенсивность изменения
технического состояния элементов автомобиля.

Изменение показателей эксплуатационных свойств автомобилей и их элементов, приданных им при проектировании и изготовлении, обусловлено их взаимодействием с факторами, характеризующими эксплуатационные условия: нагрузочными, скоростными, климатическими и др. Действие этих факторов оказывает значительное влияние на надежность автомобиля.

Под надежностьюпонимают свойство изделия, агрегата или
механизма выполнять заданные функции, сохраняя во времени
установленные эксплуатационные показатели в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.

Надежность автомобиля как единого целого характеризуется
следующими основными свойствами.

Безотказность— это свойство автомобиля непрерывно сохранять
работоспособность в течение определенного времени или пробега.

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения работ ТО и ремонта.

Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) —
свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к
предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов,
повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного
состояния путем проведения ТО и ремонта.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования. На автомобильном транспорте этот показатель применяется: для автомобилей — при длительном их хранении (консервации) и транспортировании; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей и др.) — при их кратковременном и длительном хранении.

Важнейшим показателем свойства долговечности является ресурс.

Имея отчетные данные или ведя наблюдения за изделиями (деталями, агрегатами, автомобилями), можно дать вероятностную характеристику свойствам надежности, а также оценить закономерности изменения технического состояния. Эти характеристики необходимы для решения практических вопросов организации ТО и ремонта автомобилей, в частности, для определения нормативов технической эксплуатации.

Контрольные вопросы

1. Что такое надежность автомобиля?

2. Как изменяется надежность автомобиля в течение всего срока службы?

3. Какими эксплуатационными свойствами определяется качество автомобилей?

4. Как вы понимаете понятие «работоспособное состояние автомобиля»?

5. Что такое отказ автомобиля и чем она отличается от неисправности?

6. Назовите основные виды разрушений автотранспортных средств.

7. Как влияет разборка автомобиля и его агрегатов на процесс срабатывания деталей?

8. Какие требования ставят к информации о надежности автомобилей?

9. Как обрабатывают и анализируют информацию о надежности автомобилей?

10. Что такое безотказность автомобиля и какими показателями ее определяют?

11. Что такое эксплуатационная технологичность автомобиля и какими показателями ее определяют?

12. Что такое долговечность автомобиля и какими показателями ее определяют?

13. Что такое сохраняемость| автомобиля и какими показателями ее определяют?

14. Что такс ремонтопригодность автомобиля и какими показателями ее определяют?

Тема 2.

Основные факторы изменения технического состояния автомобиля.

2.1 Классификация причин изменения технического состояния автомобиля.

2.2 Виды разрушений автомобиля.

2.3 Факторы, которые влияют на интенсивность изменения технического состояния автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой.
Это взаимодействие вызывает нагружение деталей, их взаимные
перемещения, вызывающие трение, нагрев, химические и другие
преобразования и, как следствие, изменение в процессе работы
физико-химических свойств и конструктивных параметров: состояния поверхностей, размеров деталей и их взаимного расположения, зазоров, электрических и других свойств.

Работоспособность автомобиля (и его элементов) зависит от всех видов воздействий, оказывающих влияние на его техническое состояние в каждый момент «жизненного» цикла:

механических (статические, динамические нагрузки от взаимодействия с внешней средой);

тепловых (температура окружающего воздуха, теплообразование при рабочих процессах);

электромагнитных;

химических (коррозия от продуктов сгорания топлива и других
эксплуатационных материалов);

атмосферных (атмосферная коррозия).

Причины, вызывающие изменение технического состояния автомобиля, могут быть разделены на две группы: случайные и постоянного действия (рис. 2.1).

Случайные (стохастические) изменения могут возникать в результате непрогнозируемых поломок вследствие неправильной эксплуатации, некачественного хранения и обслуживания, некачественных комплектующих, а также в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Причинами постоянного (монотонного) изменения технического состояния могут являться: износ, коррозия, старение и накопление отложений.

Износ– степень изменения размеров и веса деталей. Он зависит от материала детали (ее физико-химических свойств), характера взаимодействия деталей (рода и вида трения, геометрии контакта, макро- и микрогеометрии поверхностей трения, посадки сопряженных деталей), нагрузки (статической, динамической), химического воздействия, продолжительности воздействия.

Коррозия представляет собой агрессивное воздействие среды на
детали, приводящее к окислению металла и уменьшению его прочности, изменению его характеристик и разрушению, а также ухудшению внешнего вида. Коррозия металлов (сплавов) может возникать вследствие электрохимического или химического воздействия внешней среды.

Рис. 2.1. Классификация причин изменения технического состояния элементов автомобиля.

К другим постоянно действующим причинам изменения технического состояния элементов автомобиля относятся старение материала и накопление отложений.

Старение материала определяется изменением его свойств от
времени и потерей технических и эксплуатационных качеств в
независимости от возникающих причин изменения технического
состояния элемента. В большей степени это свойство относится к
неметаллическим частям автомобиля.

Накопление отложений существенно влияет на ресурс работы
элемента автомобиля. Отложение может проявляться в виде накипи (система охлаждения), нагара (свечи системы зажигания), наноса (система смазки), изменяя геометрию элемента и, таким образом, изменяя его технические характеристики. В некоторых случаях накопление отложений может служить причиной отказного состояния элемента.

В результате перечисленных воздействий ухудшается функционирование элементов автомобиля, утрачивается их работоспособность (поломка, износ, деформация, обрыв и т. п.). Наиболее часто нарушение работоспособности обусловлено разрушением агрегатов (узлов) и их элементов, приводящим к потере эксплуатационных качеств и работоспособности машин. Обычно повреждения возникают в том случае, когда внешние воздействия превышают допустимый уровень. Разрушения и повреждения металлических деталей и их сопряжений возникают вследствие физических и химических воздействий.

Изнашивание делится на механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое.

Механическое изнашиваниевозникает в результате механических воздействий и подразделяется на абразивное, эрозионное, кавитационное и изнашивание при фреттинге.

деформация – изменение форм и размеров детали под нагрузкой. При этом, если деталь после прекращения действия нагрузки вновь приобретает прежние размеры и форму, то говорят
об упругой деформации, в противном случае — о пластической. Пластическая деформация происходит под действием силовых нагрузок, превышающих предел текучести (при изгибе, кручении, растяжении и смятии поверхностей);

хрупкое разрушение происходит без предварительной деформации и вызывается нормальными напряжениями;

вязкое разрушение происходит при значительной деформации касательными нагрузками;

усталостное разрушение (рам, валов, пружин, рессор, шатунов и других деталей) имеет место при циклических нагрузках, связано с пластической деформацией и приводит к полной потере работоспособности элемента;

тепловое разрушение (головки блока цилиндров, поршней,
выпускных коллекторов) происходит в результате значительных
нагреваний, приводя к разрушению созданной структуры материалов, т. е. к утрате первоначальных эксплуатационных свойств;

оплавление некоторых деталей (электроды свечей, контакты
прерывателей и т.д.) появляется при электромагнитных воздействиях, когда вследствие искровых разрядов частицы переносятся с анода на катод.

Факторы, влияющие на интенсивность изменения
технического состояния автомобилей

В различных условиях эксплуатации показатели надежности автомобилей будут различными. Выделяют следующие факторы, влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобилей (рис. 2.2): производственные, условия эксплуатации, эксплуатационно-производственные.

Производственные факторы влияния на изменение технического
состояния автомобиля включают в себя: конструктивные особенности данной марки автомобиля; однородность производства (характеризуется рассеиванием сроков изнашивания одних и тех же деталей); надежность.

Условия эксплуатации включают дорожные условия, условия и интенсивность движения, природно-климатические, сезонные условия, агрессивность окружающей среды.

Дорожные условия и рельеф местности определяют режим работы автомобиля. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия, определяющих сопротивление движению автомобиля, элементами дороги в плане и профиле (шириной дороги, радиусами закруглений, уклоном подъемов и спусков).

В свою очередь, режим работы автомобиля влияет на надежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.

Рис.2.2. Классификация факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобилей.

Износ и нарушение дорожного покрытия повышают риск возникновения отказного состояния элементов автомобиля на 14...33 %.

Условия и интенсивность движения характеризуются влиянием
внешних факторов на режим движения и, следовательно, на режим работы автомобиля и его агрегатов. К этим факторам относятся условия перевозки: скорость движения, длина груженой ездки l, коэффициент использования пробега β, коэффициент использования грузоподъемности γ, коэффициент использования прицепов Кпр, род перевозимого груза.

Выделяются три группы интенсивности эксплуатации:

1) за пределами пригородной зоны;

2) в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. чел. и в пригородной зоне;

3) в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

Природно-климатические условия характеризуются температурой
окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации и некоторыми другими параметрами. Эти условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и соответственно на интенсивность изменения их технического состояния.

Сезонные условия связаны с колебаниями температуры окружающего воздуха, изменением дорожных условий по времени года, с появлением ряда факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей (пыли — летом, влаги и грязи — осенью и весной).

Агрессивность окружающей среды связана с коррозионной активностью атмосферного воздуха. Повышенная коррозионная активность вызывает интенсивную коррозию деталей автомобиля,увеличивая трудоемкость технического обслуживания и ремонта автомобиля, а также увеличение потребности в запасных частях до 10 %.

При этом ресурс автомобиля и периодичность технического обслуживания сокращаются. Данный фактор влияния на интенсивность изменения технического состояния автомобилей является характерным для прибрежных морских районов.

Эксплуатационно-производственные факторы определяют влияние реального технического состояния автомобиля и эффективности системы поддержания в технически исправном состоянии автомобиля на интенсивность изменения характеристик его элементов. Под эксплуатационно-производственными понимаются такие факторы, как возраст и связанное с ним реальное техническое состояние автомобиля, качество применяемых эксплуатационных материалов (топлив, масел, жидкостей), квалификация водителя, а также факторы, характеризующие уровень качества технического обслуживания и ремонта.

Контрольные вопросы

1. Какие виды износа| деталей автомобиля вы знаете?

2. Как влияет разборка автомобиля и его агрегатов на процесс срабатывания деталей?

3. Какие основные факторы влияют на техническое состояние автомобиля и как именно?

4. По каким признакам классифицируют отказы автомобилей?

5. Для чего собирают информацию о надежности автомобилей?

6. Какие требования ставят к информации о надежности автомобилей?

7. В каких пределах и как распределяются отдельные значения наработки к отказу?

8. Какие комплексные показатели надежности автомобилей вы знаете?

9. Какими способами можно определить закономерности возникновения отказов на базе теории надежности?

Тема 3.

Система технического обслуживания и ремонта

3.1 Формирование системы ТО и ремонта подвижного состава.

3.2 Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт – сложная система, наименьшей организационной структурной единицей которой|какой| является эксплуатационное автотранспортное предприятие, которое рассматривается во взаимодействии со специализированными автообслуживающими и авторемонтными предприятиями.

Автомобильную транспортную систему можно разделить на функциональную самостоятельную систему:

- коммерческую эксплуатацию автомобилей;

- техническую эксплуатацию автомобилей;

- ТО и ремонт автомобилей.

Каждой из названной системы свойственный свой процесс функционирования. Взаимосвязь этих процессов определяется общей целью и наличием одного объекта эксплуатации – автомобиля, который|какой| в каждой функциональной системе рассматривается со своей точки зрения. Управление процессами функционирования системы определяется соответствующей стратегией: коммерческой эксплуатации, технической эксплуатации, и ТО и ремонта.

Стратегия эксплуатации – совокупность правил, которые|какие| обеспечивают управление соответствующим| процессом эксплуатации. Коммерческая эксплуатация обеспечивает использование|употребление| автомобилей по прямому назначению. Все стратегии тесно связаны|повязал| с нею.

Система технической эксплуатации автомобилей охватывает|охватывающий| подсистему: организации дорожного| движения, управления автомобилем, организации хранения|сбережения| исправных|справных| автомобилей, и предоставление технической помощи автомобилям на линии. Следовательно|итак|, система технической эксплуатации автомобилей – совокупность автомобилей, средств организации| дорожного движения, водителей, положений и нормы, которая|какая| определяет выбор и поддерживание| самых выгодных режимов работы агрегатов автомобилей, а также поддерживание и возобновление|восстановление| потерянной работоспособности автомобилей в процессе| выполнения транспортной работы.

Система ТО и ремонта подвижного|движущегося| состава автомобильного транспорта охватывает совокупность| взаимоувязанных средств, документации, ТО и ремонта и исполнителей, необходимых для поддерживания и восстановление|восстановления| качества изделий, которые входят в эту систему.

Техническое обслуживание – комплекс операций (или операция) для поддерживания работоспособности (или исправности) подвижного|движущегося| состава|склада| при использовании его|употреблении| по назначению, ожидании, хранении|сбережении| и транспортировке.

Ремонт – комплекс операции для поддержания|восстановления| исправности или работоспособности подвижного|движущегося| состава|склада| и восстановления|восстановления| ресурса подвижного|движущегося| состава|склада| или его составных частей.

Между этой двумя группами операции может быть разное|различное| соотношение в зависимости от принятого критерия оптимума и метода проведения работы. Однако в любом случае основное требование|востребование|, которое относится к ТО и ремонту автомобилей, заключается в том, чтобы при ограниченных затратах труда и средств|средства| обеспечить выполнение поставленного задания|задачи| на автомобиле в нужный момент.

При разработке методов ТО и ремонта автомобилей основное внимание отводят плановой| профилактической работе. Правильно организованная профилактика оказывает содействие| уменьшению|сбавке| количества отказов и неисправностей, увеличивает срок|термин| эксплуатации автомобилей|. Однако на осуществление профилактических мероприятий и ремонтных работ затрачивается определенный фонд времени, и чем большие затраты времени, тем худшие показатели использования|употребления| автомобильной техники. Для осуществления профилактики современных автомобилей нужен большой|великий| штат специалистов и дорогое оборудование, которое увеличивает эксплуатационные расходы. Поэтому вопросам правильной организации и выполнения профилактической и ремонтной работы на автотранспортных предприятиях должно уделяться как можно больше внимание. Это даст возможность обеспечить экономную эксплуатацию автомобильной техники.

При формировании системы ТО и ремонта подвижного|движущегося| состава|склада| главное|головное| внимание должно быть обращено на режимы ТО и ремонта (количество видов обслуживания, периодичность, перечень|перечисление| и трудоемкость работ). При этом руководствуются такими принципами: количество видов ТО должен быть минимальным, высшие номера обслуживания должны охватывать|охватывающий| номенклатуру работы низших, нужно избегать ненужной разработки и регулировки сопряжений, предусматривать возможность механизации и автоматизации профилактической работы.

Режимы ТО разрабатывают для нескольких типичных|типовых| условий эксплуатации автомобилей. Проверяют их в конкретных условиях эксплуатации по критериями, что дают| возможность установить соответствие выбранных|избрал| режимов ТО действительно необходимым. Основными критериями оценивания является эксплуатационная надежность, трудоемкость ТО и текущего ремонта (ТР), расходы на выполнение ТО и ПР на 1000| км пробега и эффективность ТО.

Эксплуатационную надежность автомобилей определяют по среднему значению коэффициента| технической готовности, трудоемкость ТО и ТР – по хронометражным наблюдениям, а затраты – по экспериментальным данным в реальных условиях эксплуатации автомобилей.

Эффективность ( 𝜂 ) ТО автомобиля определяют как отношение количества отказов nТО|, обнаруженных|выявляет,проявляет| в процессе профилактики, к|до| количеству зарегистрированных отказов в процессе эксплуатации автомобиля:

𝜂 = nТО /( nТО + n),

где n – количество отказов, которые возникли между очередными ТР.

Режимы ТО автомобилей корректируют|корректирующий| в период государственных и эксплуатационных испытаний| (первый этап), в первые один-два| года контрольной эксплуатации специально выделенной группы новых автомобилей – в условиях АТП (второй этап) и в процессе эксплуатации автомобилей (третий этап).

Первый этап –это начало практической|практичной| проверки и уточнения начальных
режимов| ТО автомобилей. В течение|на протяжении| всего периода собирают и анализируют информацию об отказах и неисправности автомобилей, уточняют показатели их надежности, определяют целесообразность и необходимость выполнения нетипичной работы, уточняют объем и периодичность выполнения типичной|типовой| работы и структуру формы ТО автомобилей.

На втором этапе автомобили должны обслуживаться с большей периодичностью и сокращенным (по сравнению с|сравнительно с| остальным парком этого типа автомобилей) объемом выполнения профилактической работы. Статистическую информацию о надежности автомобилей собирают так же, как и на первом этапе.

Третий этап – системная|систематичная| корректировка режимов ТО автомобилей в процессе их эксплуатации. Основой|основанием| для корректировки режимов ТО является опыт эксплуатации автомобилей и данные об отказах и неисправностях, обнаруженных|выявляет| в процессе ТО.

Корректировка режимов ТО предусматривает такую работу:

- сбор|сборка| статистической информации об отказах и неисправности автомобилей; - качественный анализ обнаруженных|выявляет| отказов и неисправностей;

- расчет надежности агрегатов, которые|какие| влияют на безопасность движения автомобиля (по наиболее опасным|небезопасными| отказам и неисправностям);

- оценка показателей надежности;

- разработка перечня|перечисления| изменений|смены| в действующих режимах ТО и рекомендаций для их усовершенствования;

- проверка новых режимов ТО автомобилей на ограниченном их количестве с помощью|посредством| проведения контрольной| эксплуатации по специальной программе;

- окончательная доработка режимов ТО и внедрение их для всего парка автомобилей этой модели.

На автомобильном транспорте принята планово-предупредительная система ТО и ремонта| подвижного|движущегося| состава (см.рис.3.1.)|склада|. Основные принципы ее определенные действующим Положением по ТО и ремонту дорожных транспортных средств автомобильного транспорта.

Согласно | Уставу автомобильного| транспорта| Положение обязательно| для всех| организаций| и предприятий| автомобильного| транспорта|, для организаций| и предприятий| автомобильной| и смежных| отраслей| промышленности| по обеспечению| установленных| нормативов| и взаимодействия| с эксплуатационной, ремонтной| организацией| и предприятиями| автомобильного| транспорта|.

В Положении определенны основные направления взаимодействия, задачи|задачи|, и ответственность организаций и предприятий автомобильного транспорта, промышленности и авторемонтного производства, относительно|касательно| обеспечения высокой надежности подвижного|движущегося| состава|склада| и уменьшение|сбавка| расходов на ТО и ремонт.

Рис. 3.1. Схема планово-предупредительной системы ТО и ремонта подвижного состава.

Промышленные предприятия должны своевременно обеспечивать автотранспортные и авторемонтные| предприятия технической документацией, образцами нестандартизированного оборудования, оснасткой, специальным инструментом, запасными|припас| частями и эксплуатационными материалами, необходимыми для организации ТО и ремонта; способствовать|содействовать| организации капитального ремонта автомобилей на промышленной основе|основании|, а также реставрировать|восстанавливать| детали.

Это Положение определяет порядок проведения технического обслуживания и ремонта| дорожных транспортных средств, и его действие распространяется|ширит| на юридические и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые|какие| осуществляют|свершают| эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт дорожных транспортных средств (за исключением троллейбусов, мопедов и мотоциклов), независимо от формы собственности.

Цель технического обслуживания и ремонта — поддерживание дорожных
транспортных| средств в технически исправном|справном| состоянии|стане| и надлежащем внешнем виде|, обеспечение надежности, экономичности, безопасности движения, и экологической безопасности|.

В этом Положении термины употребляются в таком значении:

— дорожное транспортное средство (ДТС) — транспортное средство, предназначенное для эксплуатации преимущественно на автомобильных дорогах|пути| общего пользования|использования| всех категорий и сконструированных согласно их нормам;

— техническое обслуживание (ТО) — комплекс операции (или операция), направленные на поддержание| работоспособности или исправности подвижного состава во время использования|употребления| по назначению, хранения|сбережение| и транспортировки;

— система технического обслуживания и ремонта техники — совокупность
взаимосвязанных| средств, документации технического обслуживания и ремонта и| исполнителей, которые|какие| нужны для поддержания и восстановления|восстановления| качества изделий, что| входят в эту систему;

— периодичность технического обслуживания (ремонта) — интервал времени или| наработки между определенным видом технического обслуживания (ремонта) и следующим таким же видом или другим большей сложности;

— наработка — длительность или объем работы изделия. Напрацювання
може быть| выраженно| как| непрерывной| величиной| (длительность| работы| во времени, километрах| пробега| и т. др.), так и целочисленной| (количество| рабочих| циклов|, пусков|, и т. д.);

— подготовка к|до| продаже — комплекс операции или операция относительно|касательно| выявления|обнаружения| и устранения всех неисправностей, которые|какие| возникли в процессе транспортировки и хранения| ДТС и подготовка их к|до| использованию|употреблению|;

— сезонное техническое обслуживание — техническое обслуживание, которое осуществляется| для подготовки изделия к|до| использованию|употреблению| в осенне-зимних или весенне-летних|пожилых| условиях;

— трудоемкость технического обслуживания (ремонта) — трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) определенного вида;

— фирменное обслуживание — метод выполнения технического обслуживания предприятием-изготовителем|;

— техническое состояние|стан| — совокупность склонных|подверженных| к|до| изменению|смене| в процессе производства или| эксплуатации качеств изделия, которые|какие| характеризуются в определенный момент времени признаками|, установленными технической документацией на это изделие;

— исправное|справное| состояние|стан| (исправность) — состояние|стан| изделия, которое|какое| отвечает всем требованиям|востребованию| нормативно технической и (или) конструкторской документации;

— ремонт — комплекс операции по восстановлению исправности или работоспособности изделий и возобновлению|восстановления| ресурсов изделий или их составных частей;

— работоспособное|трудоспособное| состояние|стан| (работоспособность) — состояние|стан| изделия, в котором|каком| значения всех параметров, которые|какие| характеризуют способность выполнять|исполнять| заданные функции, отвечают| требованиям|востребованию| нормативно технической и (или) конструкторской документации;

— текущий ремонт (ТР) — ремонт, который|какой| выполняется|исполняет| для обеспечения
или| восстановления|восстановления| работоспособности изделия и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных| частей (может выполняться|исполнять| заявочное или по результатам|по результатам| диагностирования агрегатным, обезличенным, и другими методами);

— капитальный ремонт (КР) — ремонт, который|какой| выполняется|исполняет| для восстановления|восстановления| исправности и полного (или близкого к|до| полному) восстановления|восстановлению| ресурса изделия с| заменой или возобновлением|восстановлением| любых|какой-нибудь| частей, в том числе базовых;

— ресурс — суммарная наработка изделия с начала его эксплуатации или возобновления эксплуатации после ремонта определенного вида до перехода|перехождению| в предельное состояние|стан|;

— предельное состояние|стан| — состояние|стан| изделия, когда его последующее использование по назначению| недопустимо или нецелесообразно или восстановление|восстановление| его исправного|справного| или работоспособного|трудоспособного| состояния|стана| невозможно или нецелесообразно.

Согласно Положению техническое состояние|стан| дорожно-транспортных средств (ДТС) должно отвечать требованиям|востребованию| таких нормативных документов:

— Закону Украины «О дорожном движении» (ст. 12, 16, 29, 32, 33, 36, 37,53);

— Правилам дорожного движения Украины;

— ДСТУ 2322—93 «Автомобили легковые отремонтированные. Общие технические условия|»;

— ГОСТу 25478—91 «Автотранспортные средства|. Требования к техническому| состоянию| по условиям| безопасности| движения|. Методы проверки|»;

— ГОСТу 17.2.2.03—87 «Охрана природи. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания | окиси углерода и углеводородов в отработанных газах автомобилей с| бензиновыми двигателями. Требования|востребование| безопасности»;

— ГОСТу 21393—75 «Автомобили с|із| дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений|вимірювань|. Требования безопасности»;

— ДСТУ 2323—93 «Автомобили легковые| и мототехника|. Передпродажная подготовка|. Порядок|лад|»;

— Инструкциям заводов-производителей| ДТС.

Ответственность за техническое| состояние|стан| ДТС определяется| согласно с |сс|с|действующим| законодательством|.

Системой ТО и ремонта предусматривается выполнение двух основних частей операций: контрольную и исполнительную. Планово-предупредительный характер системы ТО| и ремонта определяется плановым и принудительным (через|из-за| установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного|движущегося| состава|склада|) выполнением контрольной части| операции, предусмотренной Положением, со следующим выполнением по потребности исполнительной части. Некоторые|некая| операци ТО и ремонта (например, смазочные операции) могут выполняться|исполнять| в плановом порядке без предыдущего|предварительного| контроля.

Техническое обслуживание предусматривает поддержание подвижного|движущегося| состава|склада| в работоспособном|трудоспособном| состоянии|стане| и надлежащем|подобающем| внешнем виде; обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды; уменьшение|сбавка| интенсивности ухудшения параметров технического состояния|стана|; предупреждение отказов и неисправностей, а также выявление|обнаружение| их, с целью своевременного устранения. Это профилактическое мероприятие|закат|, которое|какое| осуществляют|свершают| в плановом порядке через|из-за| определенные пробеги или время работы подвижного|движущегося| состава|склада|, как правило, без разборки и снятия с|с| автомобиля агрегатов, узлов и деталей. Если при ТО нельзя определить техническое состояние|стан| отдельных узлов, то их снимают с|с| автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

Ремонт выполняется|исполняет| как при необходимости (после появления соответствующего отказа или неисправности), так и по плану (через|из-за| определеный пробег или время работы подвижного|движущегося| состава|склада|). Ремонтные работы, что выполняются| по плану, — профилактические и называются планово-предупредительным ремонтом.

Планово-предупредительный ремонт применяют прежде всего для подвижного|движущегося| состава, к| которому|какого| выдвигаются повышенные требования|востребование| относительно|касательно| безопасности движения и безотказности в работе, а также для автомобилей, которые|какие| работают|трудятся| в одинаковых условиях, при которых упрощается| возможность выявления|обнаружения| сроков|термина| замены или ремонта отдельных деталей и узлов с целью предупреждения отказов при работе автомобилей на линии и связанных|повязал| с ими простоев.

Цель профилактических и ремонтных действий — обеспечить исправное|справное| состояние|стан| автомобильной техники. Однако при других одинаковых условиях важнейшим фактором, от которого|какого| зависит уровень суммарных материальных и трудовых расходов на поддерживание автомобилей в исправном|справном| состоянии|стане|, является соотношение профилактических и ремонтных действий. Важно отметить, что расходы на ремонтные действия больше, чем на профилактических. Требования к техническому состоянию|стану| автомобильной техники определяются действующими правилами технической эксплуатации подвижного|движущегося| состава|склада| и правилами дорожного движения. Неисправный подвижной|движущийся| состав|склад|, который создает угрозу для безопасности движения, не должен принимать участие в транспортном процессе. В тех случаях, когда неисправность автомобиля не влияет на безопасность движения и не связана|повязал| с интенсивным или преждевременным разрушением деталей, автомобиль может завершить транспортную работу в пределах сменного|изменяемого| или суточного задания|задачи|.

Определения технического состояния|стана| подвижного|движущегося| состава|склада|, его агрегатов и узлов без разборки|, осуществляют|свершают| с помощью|посредством| контроля (диагностирования), который является технологическим элементом ТО и ремонта.

Цель контроля (диагностирования) при ТО заключается в определении действительной потребности| в исполнении операций, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента| возникновения неисправного состояния путем сравнения фактических значений параметров с предельными, а также в оценивании качества работ.

Цель контроля (диагностирования) при ремонте заключается в выявлении|обнаружении| неисправного состояния|стана|, причины его возникновения, и установлении наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества работы.

В нормативно технической документации по ТО и ремонту отмечаются:
принципы|, определения, рекомендации, нормативы и методы их корректировки с учетом| условий эксплуатации, технология.

Средства ТО и ремонта предусматривают наличие производственно-технической базы (зданий, сооружений, оборудования), размещенной на автотранспортных или специализированных предприятиях для ТО и ремонта подвижного|движущегося| состава|склада|; материально-технического обеспечения (с учетом конструкции подвижного|движущегося| состава|склада|, пробега, от начала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).

Номенклатура профессии персонала, который|какой| обеспечивает исправное|справное| состояние|стан| подвижного|движущегося| состава|склада|, охватывает|охватывающий| рабочих разных|различных| специальностей, техников и инженеров|инженер-металлурга|.

В Положении раскрыто содержание составных элементов ТО и ремонту, определены виды| ТО и ремонта.

Система технического обслуживания и ремонта ДТС предусматривает:

— подготовку к|до| продаже;

— ежедневное обслуживание;

— первое техническое обслуживание;

— второе техническое обслуживание;

— сезонное техническое обслуживание;

— текущий ремонт;

— капитальный ремонт;

— техническое обслуживание во время консервации ДТС;

— техническое обслуживание и ремонт ДТС на линии.

Подготовка к|до| продаже осуществляется торговой организацией с|с| целью
введения| ДТС в эксплуатацию. Она осуществляется на специализированных пунктах или| предприятиях, которые|какие| реализуют продукцию и осуществляют|свершают| фирменное обслуживание. В случае отсутствия обслуживания подготовку ДТС к|до| эксплуатации осуществляет|свершает| покупатель.

Перечень|перечисление| и объем работы по подготовке к|до| продаже устанавливается производителем и приводится|приводит| в сервисной документации ДТС. Подготовка к|до| продаже обязательно предусматривает такую работы, как снятие с|с| консервации, очистку|очищение|, регулировку, заправку, смазку, крепежные работы, а также проверку комплектности и| работоспособности.

Перечень|перечисление| и объем работы технического обслуживания в период обкатки ДТС устанавливается производителем и указывается|приводит| в сервисной документации.

Контрольные вопросы

1. В чем суть автомобильной транспортной системы и на какие функциональные самостоятельные системы ее можно разделить?

2. Какое отличие между профилактическими и ремонтными работами?

3. Как формируют систему ТО и ремонту автомобилей?

4. Какими показателями оценивают режимы ТО автомобилей?

5. В чем суть планово-предупредительной системы ТО автомобилей?

6. На какие виды разделяют ТО и ремонт автомобилей?

Тема 4.

Виды и нормативы технического обслуживания и ремонта автомобилей.


Сейчас читают про: