Полная аэродинамическая сила (R) возникает по причине разности давлений перед крылом и за ним, под крылом и над крылом, а также в результате трения воздуха в пограничном слое. Направлена вверх и отклонена назад, приложена в центре давления (ЦД.).
ЦД – это точка приложения полной аэродинамической силы (R). Условно ЦД считают расположенной на пересечении линии действия R и хорды крыла.
Определяют по формуле: (кг)
CR – аэродинамический коэффициент R. Зависит от: формы крыла в плане;формы профиля; состояния поверхности крыла и от угла атаки крыла.
Определяется опытным путём при продувке в аэродинамической трубе.
S – площадь крыла в плане. - скоростной напор.
1. С R > R >;
2. > R>;
3. ρ > R >; V > R >.
Диаграмма распределения давления.
Распределение давления по профилю изображается в виде векторной диаграммы или эпюр относительного избыточного давления.
на малых αат. на больших αат
Перемещение Ц.Д.(центра давления).
С увеличением αат зона максимальной разности давлений перемещается к передней кромке профиля. Это происходит лишь до тех пор, пока сохраняется безотрывное обтекание.
|
|
Появление срыва потока и его увеличение интенсивности вызывает перемещение Ц. Д. назад по профилю.
Изменение Ц. Д. прямого крыла конечного размаха с увеличением αат происходит аналогично (см. выше).
На стреловидном срыв может привести к смещению Ц. Д. вперед по профилю.
Подъёмная сила крыла.
Возникает согласно закона Бернулли вследствие разности давлений под крылом и над крылом. Проложена Y в ЦД, направлена перпендикулярно к потоку и определяется по формуле:
(кг)
Зависит от: Сy; ρ; V; S где Сy – аэродинамический коэффициент подъемной силы зависит от формы крыла; профиля, состояния поверхности и угла атаки (αат) Определяется Сy опытным путём (аэродинамическая труба).
Сy > Y; αат >; Сy >; Y > αат <; Сy <; Y <.
S >; Y >; V >; Y >.
Зависимость Сy от (αат) Сy = f(α)
α0 = -2º30´ (Сy = 0; Y = 0)
Рис.1. Рис. 2.
Рис.3. Рис.4.
1) Угол атаки, при котором Сy = 0, называется углом атаки нулевой подъёмной силы или первым лётным углом атаки.
α0 = - 2º30´(рис. 1)
2) Возможен только в режиме отвесного пикирования.При увеличении αат от α0 до критического Сy растёт, т. к. растёт разность давлений.
3) Критическим называется угол атаки, при котором Сy достигает максимального значения. (рис 3).
αкр = 16º.
4) При увеличении αат за αкр происходит полный срыв потока с крыла, Сy резко падает, крыло становится неработоспособным, самолёт срывается в штопор.
С увеличением αат увеличивается Yкр., одновременно с этим увеличивается турбулентность у задней кромки крыла, которая распространяется вперёд по крылу и на α > αкр. На верхней поверхности возникает обратное движение воздуха, поток отрывается от поверхности крыла Y↓ самолёт сваливается в штопор(рис. 4).
|
|