Можно ли отождествлять науку и философию?

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

 

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества

Тема 2. Понятие науки. Диалектика развивающейся науки. Роль философии в развитии науки

Тема 3. Взаимосвязь науки и философии в исторической динамике культуры

Тема 4. Кризис современного техногенного общества и формирование принципов постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания

Тема 5. Проблемы человека в философии и науке

Тема 6. Общество как развивающаяся система

Тема 7. Основные проблемы социальной динамики

Тема 8. Проблемы взаимосвязи природы и общества

Тема 9. Философия культуры

Тема 10. Философия, наука и будущее человечества

 


ТЕМА 1. СТАТУС И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Философия как сущностная характеристика бытия человека. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности

(Вопрос № 2 канд. экз.)

 

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 6, 8, 12, 15-17.

В чем заключаются трудности определения понятия философии?

Философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой (Хайдеггер). Множество различных понятий в отношении определения философии обуславливают сложность ее определения.

Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

Философию нельзя уловить и определить окольным путем и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой. Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование. Философия - последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную (Хайдеггер)? Сама философия задается вопросами о сущности человека, и она сама является характеристикой бытия человека, быть человеком и быть философом – тождественные понятия.

Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

Поскольку в наше время кризис культуры техногенного общества носит одновременно и системный (проявляется во всех сферах культуры), и глобальный (затрагивает все регионы земного шара) характер, то требования к личной ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастают. В свою очередь, осознание этих требований, которые предъявляет человеку сама социальная жизнь невозможно без личного участия в решении важнейших проблем человеческого бытия, т.е. без личного философствования.

Однако, хотя философия носит личностный характер и начинается тогда, когда личность задается вопросом о смысле бытия вообще и своего существования в частности, значимыми и для самого человека и для его социального окружения ответы на эти вопросы становятся только при условии, если вопрошающий об этом не удовлетворяется расхожим набором ответов на эти вопросы, которые предлагает ему господствующая культурная традиция, а ставит под вопрос основания самой этой культурной традиции. Тем самым философствование как личностное самовыражение и личностный поиск смысла бытия превращается в философию как рефлексию над основаниями культуры.

М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 6-9, 12-15.

Можно ли отождествлять науку и философию?

Раз философия по отношению к так называемым частным наукам есть наука общего характера, наши занятия благодаря ей обретут должную широту и закругленность. А что если разговоры о метафизике как надежно очерченном разделе философских знаний - предрассудок, и философия как преподаваемая и изучаемая наука - видимость!

В философии, тем более в метафизике, все шатко – сумятица мнений, в сравнении с выверенными результатами наук. Таким образом, философия, а тем более метафизика, пока еще не достигла зрелости науки. Со времен Декарта, с начала Нового времени, философия пыталась подняться до ранга науки, абсолютной науки, но это пока ей не удалось. Философия как абсолютная наука – высокий, непревосходимый идеал. И все-таки, возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлинного существа. Философия это высший идеал, которого трудно достичь!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: