Естественная жизнь характеризуется как наивная именно благодаря своей вжитости в мир - в мир, который всегда определенным образом осознан как наличествующий универсальный горизонт, но не тематизирован. Тематизировано то, к чему человек обращен, на что он направлен. С одной стороны, интересы новой установки могут служить естественным жизненным интересам практики; тогда новая установка сама оказывается практической. Наряду с практической установкой существует еще одна возможность изменения естественной установки: теоретическая установка; в ней в ходе естественного развития вырастает философская теория, становящаяся целью или полем интереса. Теоретическая установка целиком и полностью непрактична.
Мифо-религиозная установка заключается в том, что мир тематизи-руется как целостность, практически; под миром понимается здесь представляемый мир. К мифо-религиозной установке заранее относятся не только люди и животные и прочие дочеловеческие и доживотные существа, но и сверхчеловеческие. <...> Однако, поскольку весь мир считается управляемым мифическими силами, и от способа их действия зависит, прямо или опосредованно, судьба человека, универсально-мифическое видение мира оказывается побужденным практикой, а затем и само практически заинтересованным. К этой установке понуждаются представители жречества, сохраняющего единство религиозно-мифических интересов и их традиции. <...> При этом не упускается из виду и остальной, управляемый мифическими силами мир, и все относящиеся к нему человеческие и дочеловеческие существа, как они управляют событиями этого мира, как включают сами себя в единый порядок высшей власти, как сами, в единичных функциях, творчески, деятельно ловят предназначенную ими самим себе судьбу. Все это спекулятивное знание ставит себе целью служение человеку в его человеческих целях, чтобы возможно счастливее построил он свою мирскую жизнь, чтобы мог оборониться от болезни, судьбы, нужды и смерти. Понятно, что в этом познании мира могут выступать представления о фактическом мире, каким он выглядит для опытного знания, и эти представления могут в Дальнейшем быть использованы наукой.
|
|
От универсальной, мифо-практической установки резко отличается в любом указанном смысле непрактическая «теоретическая» установку из которой Платон и Аристотель выводили начало философии.
Конечно, рождение теоретической установки, как и все исторически ставшее, имеет свою фактическую мотивировку в конкретной связи исторических событий. <...> Возникающий теоретический интерес — модификация любопытства, изначальное место которого в естественной жизни и которое объяснимо как проявление изначально выработанного интереса к жизни или как развлечение зрелищем, когда все прямые жизненные потребности удовлетворены.
|
|
Философия, распространяющаяся в форме исследования и образования, оказывает двоякого рода духовное воздействие. С одной стороны, самое важное в теоретической установке философского человека - это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной традиции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную вселенную об истине самой по себе. Но это не только новая познавательная позиция. Благодаря требованию подчинить всю эмпирию идеальным нормам, нормам безусловной истины, происходят далеко идущие перемены в практике человеческого существования, следовательно, во всей культурной жизни