double arrow
Что такое знание, и чем оно отличается от труда?

В отличие от труда, знание является только теоретическим, а не практическим овладением объектом. Знать, что такое сапоги и как их можно сшить, - это еще не значит иметь сапоги на ногах. Знание дает не сам предмет, а идею предмета и способ его практического получения. Теоретическое овладение предметом является предпосылкой получения его в практике. Здесь приходят на память слова К. Маркса об отличии человеческого труда от трудоподобной деятельности животного: «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отлича­ется тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеаль­но» <.„>. Знание как результат умственного труда образует мир идей, отдельный и противостоящий миру вещей <...>.

Можно дать еще одно определение знания: знание - форма де­ятельности субъекта, в которой целесообразно, практически направленно ражены вещи, процессы объективной реальности.. Оно дает образ, форму вещи, которая существует только в деятельности человека, в фор­мах его сознания и воли, «как форма» вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке «как внутренний образ, как потребность, как побуждение и цель человеческой деятельности». Но оно существует и реально, прак­тически, принимая определенную чувственно воспринимаемую форму знаков в котором эти образы вещей связываются с предметами опреде­ленного вида (звуками, графическими изображениями).




Как взаимосвязаны знание и язык?

Если бы знание не было выражено с помощью языка, им нельзя было бы оперировать в обществе. Человек не может передать другому, напри­мер, план создания топора, который имеется у него в голове, — это воз­можно только тогда, когда план будет выражен в той или иной чувствен­но воспринимаемой форме. Знания приобретают предметный характер, становясь знаком <...>. Таким образом, в качестве обобщающего опре­деления знания можно сформулировать следующее: знание как необхо­димый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и су­ществующих в виде определенной языковой системы.

С.Л. Франк // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 291-292.






Сейчас читают про: