double arrow
Что такое вера? Чем вера отличается от знания?

Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве// Соловьев В. С. Соч.: В2т.М., 1989. Т. 2. С. 54.

[Вера] свидетельство нашей свободы от всего и вместе с тем выражение нашей внутренней связи со всем. [Вера] - знание мистическое. [Но существует] вера в безус­ловное существование предмета <...> и познание, основывающееся на вере.

[Содержание веры] то, что не может быть ощущением и понятием, что больше всякого факта и всякой мысли, именно безусловное суще­ствование предмета.

Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал. // Соловьев В. С. Соч.: В 2т. М., 1988. Т.1. С. 851, 853, 867, 868, 855.

Последователям Соловьева вера также представляется концептом двунаправленным: вера как убежденность в чем-то и вера как признание без каких-либо сомнений существования Бога.

Что нужно разуметь под «верой»? Кажется, боль­шинство людей, следуя господствующему пониманию «веры», разумеет под ней некое своеобразное духовное состояние, при котором мы согласны признавать, считать достоверным, утверждать как истину нечто, что само по себе не очевидно, не может быть удостовере­но, для чего нельзя привести убедительных оснований и что поэтому есть предмет возможного сомнения и отрицания. Вера в этом смысле есть уверенность в том, основание чего нам не дано, истинность чего не очевидна. На каждом шагу нашей Жизни мы руководимся верой в неизменность того, что мы называем «за­конами природы», однако эта неизменность, по существу, ничем не гарантирована, и наша вера в нее есть слепая, ничем точно не гарантиро­ванная вера. В этом смысле вся наша жизнь основана на «вере» - на убеждениях, истинность которых не может быть доказана.




Еще важнее, однако, другое: чтобы повиноваться Богу, надо прежде всего знать, иметь уверенность, что Он существует. А чтобы подчинять­ся авторитету — надо, сверх того, еще знать, что она действительно есть такой проводник и выразитель. То и другое знание уже не может быть верой, основанной на слепом послушании авторитету, иначе мы впали бы в порочный круг, а должна быть непосредственным усмотрением, восхо­дить, как всякое знание, к некой непосредственной достоверности. Вся­кая вера—послушание, вера—доверие, основанная на подчинении авто­ритету, в конечном счете опирается на веру—достоверность, веру—знание. Вера есть в конечном счете встреча человеческой души с Богом, явле­ние Бога человеческой душе






Сейчас читают про: