Политические учения древности

 

История политической мысли уходит в древность, но политические знания первоначально носили отрывочный характер.

Со 2-1 тыс.до н.э. до нас дошли великие памятники человеческой мысли с др. Египта, Индии, Китая – это законы Ману, Айвесто, философские системы конфуциазма.

Со второй половины 1-ого тысячелетия до нас дошли труды, мысли из др. Греции (Геродот, Платон)

Уже Аристотель назвал политику королевой наук.

Ученья древности делят на:

1) политические учения древнисти

2) политические учения средневековья

3) политические учения нового времени

4) политические учения 20 века.

 

  1. Европейская наука начала развиваться в древней Греции.

 

Платон (427-347 до н.э.). Основные труды: государство, политика, законы. Его взгляды имеют философско-религиозный характер. Государство-Полис Платон рассматривает как высшее благо разума, справедливости, и лучшие формы государства служат общему благу и счастью. Государство и общество – синонимы. Государство творение природы, воплощение человеческих потребностей и задача политиков – найти наилучшею форму этого государства. Анализируя различные формы государства, создает модель идеальной формы государства. Это такое идеальная форма, включает в себя 3 слоя населения (1. философы, мудрецы, правители. 2. войны, стражи. 3. земледельцы, ремесленники и т.д.). 1 и 2 не должны иметь частной собственности, семьи – все должно быть общее. В таком благополучном государстве все будут счастливы. Идеальная модель напоминающая реально существующую форму – аристократия. И более подобна – Спарта. Он критиковал тимократию, олигархию (власть богатых), демократию (власть народа), а самое худшее – тирания. Однако взгляды Платона к концу его жизни несколько изменились, и наилучшая форма государства та, которая сочетает монархию и демократию.

 

Его ученик Аристотель во многом развивает мысли Платона, по некоторым взглядам значительно отличается.Аристотель рассматривает формы государства, выделяет 6 форм – 3 правильные и 3 неправильные. Правильные: монархия (правление одного), аристократия (нескольких умных), полития (правление большинства). Цель – правление общее благо.

Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Они правят в интересах личной выгоды.

Самая лучшая – полития. Реально существующие идеалы – Спарта и Крит. В отличие от Платона, который считал что в благополучном государстве все счастливы, Аристотель считает, что в благополучным государством будет, если все люди в нем счастливы.

 

Цицерон повторил взгляды платона.

 

2.После расцвета античности наступило господство церкви, подавление свободы мысли и т.д. 1.5 тысячелетия, темпы развития были снижены. Августин Блаженный (354 –430 гг.) и Фома Аквинский (1274)

Главная проблема – взаимоотношения церкви и государства. Они подчеркивали первенство церковной власти над государственной, т.к. она обеспечивает спокойствие и “Божие государство”. Светская власть – “Град Земной” – царство греховности и зла.

Они все же говорили и о независимости и самостоятельности этих двух властей, но это не исключало их взаимодействие – государство должно защищать церковь, а церковь воспитывала подданных в духе подчинения власти.

Фома Аквинский - некоторая государственная власть может быть греховной (не от Бога), поэтому подданные могут ей сопротивляться.

 

С 14-15 в. начинается эпоха возрождения в Италии. Выразители взглядов – Никкола Маккиавелли (1469-1527) – “Государь”, рассуждение о первой декаде, “История Флоренции”.

Это историк, теоретик, практик. Он первый выделил политику в особый вид знаний и деятельности. Он сказал, что политика свобода от богословия, от христианской морали. Он впервые выводит политику государей из под моральных оценок, провозглашает тезис, что государь может убить мать, сына и мораль не может его осудить, если это необходимо для укрепления государства.

Рассматривая государства он считал, что его основа – хорошие законы и крепкое войско; право и справедливости – не государственные понятия. Власть должна быть твердой и решительной, должна заботится о самосохранении любой ценой. Чиновники – это осуществление указов государства. Народ – необузданная масса, пассивный объект государственной власти. Государь должен быть пастухом, опекуном народа, защитником от произвола чиновников. Народ должен любить и боятся государя.

Подданные должны чувствовать абсолютную непрерикательность власти.

 

3.В 16-17 в. появляется новое учение, которое получило весьма широкое распространение, дожило до наших дней - учение социализма. В нем можно выделить несколько этапов:

- ранний

- 19 века

- 20 века

Ранний этап – утопический социализм (от названия труда Томаса Мора “Утопия”, в котором впервые формировались мысли о принципиально новом типе государства, общества, Основным критерием которого является отсутствие частной собственности, равноправия, забота государства о каждом человеке, выбор правителей по их опыту и знаниям, большая роль науки в обществе, обязательность труда для всех, справедливость и забота).

Томасо Компанелло “Град солнца”. Здесь люди жили очень скромно, ходили в одинаковых одеждах.

 

Наибольшее развитие страны получили в 17 в. – Англия, Голландия, в которой развивался капитализм. Соответственно это отразилось и на политических учениях Гудо Гроций, Томас Гобс, Джон Локк.

Гроций считал что государство возникает в результате договора людей между собой о его создании. Его считают основоположником теории общественного договора о происхождении государства. Рассматривая качество власти Гроция считает лучшей единоличную и аристократию. Какая бы власть не была, подданные должны ей подчинятся. Исключение: сопротивляться можно если это не ослабит государство и не будет много жертв. Власть должна делать все, что бы обеспечить мир, и все войны ведутся для этого: справедливые(оборонительные) и несправедливые(захватнические). Его считают отцом международного права.

Англия.

Томас Гобс (1588 – 1679 гг.) – “Левиофан”(чудовище - государство) – главный труд.

В этом труде он показывает что государство возникло на определенной стадии развития общества, в догосударственном состоянии человечество жило по принципу “война каждого против всех”, что бы защитить себя люди договорились и создали государство. Они отдали части своих прав, создают государство и оно их защищает взамен этого. Поэтому государство обязано обеспечивать мир, сотрудничество, и взамен люди ему подчиняются. Если не подчиняется – наказывают. Далее если власть не выполняет свои обязательства, ей все ровно должны подчинятся, иначе будет еще хуже.

Джон Локк (1632 – 1704). Государство возникло в результате общественного договора. До этого люди жили в мире и согласии, но создали государство и теперь обязаны выполнять обязательства. Если государство их не выполняет нужно сопротивляться. Локк основоположник буржуазного либерализма. Подчеркивает право на государственную собственность. Локк сейчас считается одним из основоположником прав человека. Его учение разделение властей. Локк писал что это власть должна быть разделена на 3 ветви: законодательную, исполнительную, природную (договора, мир и т.д.). Цель этого разделения – избежать злоупотреблением власти.

 

Франция

Большой вклад внесли Шарль-Пуи Мотескье (1689-1755), Жан-Жак Русо 1712-1778.

“О духе законов”(монтескье). Это родоначальник политико-правовой теории. Его взгляды – основа “Декларации прав человека и граждан”, конституции США. Необходимость разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, показывает обусловленность гражданского слоя условиями географической среды. Он показывает, это политическая свобода ускоряет процесс развития экономики, укрепляет общество. Он поддерживает что четкое разделение властей обеспечит стабильность, законность, политические свободы.

Монтескье выделяет 3 формы правления: республику, монархию, деспотию. Им соответствует добродетель, честь, страх и произвол. Закономерными являются конституционные монархии и республики. Небольшие государства имеют формы республики, средние – монархию, обширные – деспотию. Он подчеркивает что лучшая форма - демократия.

Жан-Жак Русо – принципы: демократизм, гуманизм, коллективизм, антимонархизм. До государства был “золотой век” человечества. Появление частной собственности привело к появлению бедных и богатых, поэтому богатые способствовали созданию государства, которое ограничивает свободу. Поэтому народ имеет право на революцию.

В ХIХ веке появился либерализм, консерватизм, социализм и марксизм.

Учение марксизма связано с именами К. Маркса, 5 мая 1818 года родился. Умер 1883 году Ф. Энгельса. (1820-1895).

К. Маркс продолжил учение утопических социалистов и в основном Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. Они жили в первой трети ХIХ века. В отличии от раннего М. Много внимания уделяли критике буржуазного строя. Они показывали, что лозунги буржуазной революции «Свобода, равенство, братство» не дали ничего этому народу. К. Маркс берет на вооружение критическую сторону их учений и создает научный социализм. Если предыдущие мыслители мечтали о возникновении нового общества, то он открыл неизбежность его наступления. Сила – быстрорастущий рабочий класс. Буржуазия не может существовать без рабочих. Она хочет больше богатства, и это возможно лишь при * количества рабочих и их эксплуатации. Но она должна повышать образование, сплоченность и др. Они со временем поймут, это их больше и они сильнее и свергнут буржуазию. Крестьянство будет помогать. В результате рабочий класс станет господствующим и установит свои порядки - диктатура пролетариата, основанная на желаниях рабочих, общая собственность, нет товарно - денежных отношений. Это общество будет жить в два этапа: социализм и коммунизм. Социализм обеспечит распределение благ по принципу- от каждого по способностям, каждому по труду.

Коммунизм - нет различий между классами.

Принцип – от каждого по способности, каждому по потребностям.

Государство на втором этапе будет отмирать.

 

Итак марксизм начал быстро распространяться во всем мире и стал теоретической базой для партии рабочего класса. Это все привело к появлению разных вариантов марксизма(наличие противоречий в самом учении, а также из-за того, что он распространился в разных странах). Ленинизм- большевизм, меньшевизм- Плеханов, маоизм, троцкизм, австро - маркизм,

Маркс учил, что пролетарская революция произойдет во всех странах или в большой группе самых развитых стран. И тогда это произойдет, когда будет кризис в буржуазном порядке.

Ленин: революция может быть в одной стране, не самой развитой, где противоречия наиболее развиты.

В конце ХIХ века появилась политология, как наука. Книга политолога Г. Моска в 1896 году. «Элты политической науки» – первый учебник.

Вильфредо Порето продолжил эти учения и центральная проблема – политическая элита.

 

Политическая власть.

 

1. Понятие и сущность.

2. Субъекты и объекты.

3. Ресурсы. Виды. Легитивность. Разделение властей.

 

1. Говоря о политике мы отмечаем, что она связана с властью. Власть- основа всякой политики. Она обеспечивает удовлетворение интересов. Власть – объект борьбы и сотрудничества различных групп, партий, государств. Определений власти очень много. Группы: целеологические????? (власть – способность достижения поставленных целей), системные (власть – это производная от соц. системы, способность системы обеспечить выполнение обязательств), структурно-функциологические (способ организации человеческой общности, основанный на разделении функций управления и исполнения. Власть – способ интеграции и соглосования…), бихериористская (власть – тип поведения, когда одни подчиняются другие командуют).

Итог: Власть – 1) Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо. 2) решающее воздействие на судьбы, поведения и деятельность людей с помощью средств права и воли. 3) это политическое господство над людьми.

2. Непосредственными носителями, агентами власти являются объекты (актив.) и объекты (пассив.) власти:

Субъект: индивид, партия, комитет, совет, класс, нация, народ, мировое сообщество.

Обладание властью обозначает право действовать по своему усмотрению, учитывая установившейся порядок.

Объект: индивид, социальная группа, народ, класс, общество. Границы отношения объекта к субъекту простираются от сопротивления до повиновения. Власть базируется на использовании разнообразных средств и методов: влияние, авторитет, закон, прямое насилие. В древности власть опиралась главным образом на авторитет правителя. В индустриальном – организация.

Конфуций считал что ресурсы власти личный пример следования моральным принципам, гуманность, мудрость. Маккиавелли – страсти и пороки. П???- убеждения и интересы. Тоффлер – основные ресурсы – сила, богатство, знания, связанные между собой. Власть основанная на силе – низший тип власти, в настоящем себя изживает власть среднего качества – богатство, высший порядок – знания, которые являются основным ресурсом. Определенная тенденция мирового развития – переход от низшей к высшей. С ресурсами власти связана проблема основания власти. Подчинение может быть основано:

- страхах

- привычка к повиновению

- заинтересованность

- убежденность в необходимости подчинения

- авторитет руководителя

- идентификация объекта и субъекта власти

Сила власти основанной на страхе прямо пропорциональна силе наказания. Безболезненно воспринимается власть основанная на привычке. Стабильной является власть основанная на интересе. Подчинение по убеждению и авторитет тоже очень надежны.

Виды власти:

- экономическая

- социальная

- культурно – революционная

- политическая

Политическая власть – система отношений:

- социально-политические (они регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью).

- Политико-управленческие (они регулируют отношения политических кругов с социальными образованьями и общественными организациями)

- Политико-идеологические (влияние на массовое сознание)

По мере развития общества власть создает специальные институты со следующими функциями: выражение общественных интересов, управление, обеспечение мира и порядка.

Легитимность власти:

Нормальное функционирование власти возможно лишь на базе двух основных принципов: суверенитета и легитимности.

Суверенитет – верховенство и независимость государственной власти

Легитимность – признание обществом законности и правомерности официальной власти и ее права управлять

Легитимность – отражает убежденность людей в том что данная власть имеет право управлять обществом.

Различают три основных типа легитимности власти

- традиционная (обычаи, традиции)

- хоризматическая (вера в особые качества)

- рационально-правовая (в результате выборов)

Разделение власти:

- законодательная

- исполнительная

- судебная

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: