Природосообразное обучение, образование

Цель – обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей, сензитивных

периодов развития личности при одновременном развитии функций полушарий головного мозга, что является основанием для эффективного развития психических познавательных процессов–восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, на основе которых, в свою очередь, развиваются разные способности, таланты, личностный потенциал в целом.

Принципы природосообразного обучения и значение их реализации в системах общего и профессионального образования:

1) обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей и сензитивных

периодов развития личности, при этом сензитивным периодом для развития воображения, фантазии является возраст 5 – 7 лет; логического мышления 10 – 13 лет; личности в целом 18 – 20 лет, что обеспечивает активную, а не пассивную позицию учащихся в образовательном процессе и, в свою очередь, способствует сохранению здоровья школьников, студентов [21].

2) одновременное развитие функций правого и левого полушарий головного мозга

обучающихся – школьников, студентов в образовательном процессе, что обеспечивается за счет перевода учебной и иной информации с одного из 3-х языков познания (чувственно-

сенсорный, представленческий или образный, речемыслительный) на два других. Это

особенно важно осуществлять в дошкольных учреждениях и начальной школе, а в средних и старших классах необходим перевод информации с языка образов на язык знаков, символов и наоборот, реализующийся при решении задач по геометрии, стереометрии. В свою очередь, это способствует развитию функций полушарий головного мозга и, соответственно развитию

потенциала мыслителя и творческой личности обучающихся [16, С. 88 ];

3) обучение с учетом когнитивных – индивидуальных стилей познавательной деятель-

ности (импульсивность – рефлексивность; аналитичность – синтетичность; высокая – низкая

дифференциация; высокая–низкая ассоциативность; полезависимость – поленезависимость;

конкретность–абстрактность и др., способствующее развитию как доминирующих полюсов

когнитивных стилей, но противоположных и эффективности учебного процесса – достижение результатов при меньших временных и энергетических затратах учащихся [15, С. 120 – 123];

4) обучение школьников, студентов в соответствии с их склонностями к предметной,

профессиональной деятельности способствует формированию мотивации к учебной, будущей

профессиональной деятельности, развитию творческих, профессиональных и др.способностей

5) представление учебной и иной информации как в знаковой, концептуальной, так и в

обобщенной форме в виде информационно-логических (ИНС), структурно-логических схем (СЛС) и, в основном, по дедуктивному принципу – от общего к частному, что обеспечивает эффективность восприятия информации обладателями разных свойств нервной системы, активизацию и эффективность познавательной деятельности, учебного процесса в целом [16],

6) дидактические принципы – 1) наглядности, 2) доступности и посильности обучения,

связи обучения с жизнью (3).Их реализация в учебном процессе способствует соответственно эффективности восприятия (1) и переработки информации (2), мотивации обучения (3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: