Культуросообразное и открытое обучение, образование

Цель – освоение в процессе обучения школьниками, студентами культурного наследия разных областей науки, искусства и развитие на этой основе личности (ее мировоззрения, сознания, интеллекта, личностного потенциала в целом, компетенций, компетентностей) и сохранение здоровья в системах общего и профессионального образования.

Принципы культуросообразного образования, значение их реализации в системах образования

1) самопознание с использованием психологических тестов личностных, интеллектуаль

ных и др. является основанием развития, саморазвития, самообразования личности учащихся

в учебном процессе школ и систем профессионального образования [16, С. 142-153];

2) реализация в учебном процессе психологических концепций обучения (обучение на

основе принципа высокого уровня трудности, развитие психических познавательных процессов, в т. ч., в процессе общения, развитие образного и пространственного мышления, дедуктивно-индуктивного мышления с преимуществом дедуктивного, проблемное обучение, формирование системного знания), является теоретическим основанием развития интеллектуальных, творческих, профессиональных и др. способностей учащихся [16, С. 89];

3) обобщение, систематизация учебной информации педагогами, представление ее в

виде СЛС и, в основном от общего к частному, способствует эффективности ее восприятия

учащимися, обладателями разных свойств нервной системы, активизации психических

познавательных процессов, познавательной деятельности в целом [16, С.132].

4) реализация принципов здоровьесбережения способствует формированию культуры

здоровья учащихся и сохранению их здоровья, если образовательный процесс направлен на

развитие у школьников, студентов мировоззрения, сознания, их активную, самостоятельную

познавательную деятельность проектно-исследовательскую и творческую [16, С. 106];

3) дидактические принципы – научности (1), последовательности и системности (2),

сознательности и творческой активности (3), связи обучения с жизнью (4), их реализация способствует соответственно – формированию мировоззрения учащихся (1) и системного знания (2), развитию сознания, интеллектуального и творческого потенциала (3), мотивации

обучения и направленности на решение разных значимых в жизни личности проблем (4).

Результаты исследований автора и его аспирантов свидетельствуют о том, что даже частичная реализация принципов природосообразного и культуросообразного обучения в школе, вузе способствует при освоении естественнонаучных [1, 4, 12, 24, 3, 22, 23], гуманитарных [8, 11, 6, 7, 10, 13], социально-экономических [2, 9] и технических дисциплин [14, 15, 25] активизации и эффективности познавательной деятельности школьников [1, 4, 8, 24], студентов [6, 7, 10], эффективности учебного процесса в целом. В свою очередь, это обеспечивает экологичность образовательного процесса и сохранение здоровья школьников, студентов в системах общего и профессионального образования.

Литература

1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной,

творческой деятельности учащихся (на примере курса химии) /Автореф. дис. канд. пед.

наук. – Томск / ТГПУ, 2003. –18 с.

2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2003. –18 с. – Томск /ТГПУ, 2005. – 19 с.

3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов

технического вуза в процессе математической подготовки / Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2010. – 23 с.

4. Голубева Л.М. Учебно-диагностический комплекс как средство развития интеллектуаль-

ных способностей школьников (на материалах алгебры 9 класса) /Автореф. дис. канд.пед.

наук. – Томск / ТГПУ, 2001. – 22 с.

5. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006. –

170 с.

6. Зюбанов В.Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в

процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса / Автореф. дис. канд.

пед. наук. – Томск /ТГПУ, 2007. – 22 с.

7. Иванова Т.В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки

студентов технического вуза /Автореф. дис. канд. пед. наук – Томск / ТГПУ, 2003. – 20 с.

8. Мишенина Л.С. Личностно-ориентированная система активизации познавательной и

исследовательской деятельности школьников 5-9 классов (на примере литературы) /Автореф. дис. канд. пед. наук.– Томск / ТГПУ, 2005.–21с.

9. Никифорова И.Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров /Дис. канд. пед. наук. - Томск, 2003.–186 с.

10. Павленко Л.В.. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов / Автореф. дис.

канд. пед. наук. – Томск /ТГПУ, 2010. – 23 с.

11. Пантиков В.А. Дидактические условия развития воображения и художественно-

творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

/ Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2003. –18с.

12. Пустынникова А.М. Дидактические повторения как средство развития комбинаторных

способностей школьников 5-11 классов /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ,

2004. –19 с.

13. Салосина И.В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе / Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск/ ТГПУ, 2007. – 22 с.

14. Соколова И.Ю. Гидромеханика и гидравлика. Учебно-методическое пособие с СЛС. –

Томск, Изд-во ТПУ, 1994. – 90 с.

15. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ, 1992. 100 с.

16. Соколова И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие с СЛС, имеет гриф УМО по профессионально-педагогическому образованию. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 332 с.

17. Соколова И.Ю. Потенциальные возможности личности и их развитие в системе непрерывного образования / Журнал «Социальный психолог». Ярославль-Москва, 2008. № 2 (16). С. 93 – 97.

18. Соколова И.Ю. Психологические основы технологий подготовки специалистов в

техническом вузе / Автореф. дис. докт. психол. наук. – С.Петербург/ СПБГУ, 1997. – 35 с.

19. Соколова И.Ю. Андриенко А.В. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенно-

стей первокурсников с успешностью их обучения в школе и вузе /Сибирский психологический журнал, 1997.– Вып.5. С.96–97.

20. Соколова И.Ю., Андриенко А.В. Развитие личности в образовательном процессе школы и вуза /Вестник интегративной психологии Ярославль, Москва, 2009. Выпуск 7. С.165–167.

21. Соколова И.Ю., Терехина Л.А. Принципы здоровьесбержения как основа формирования

культуры здоровья субъектов образовательного процесса в техническом вузе / Сб. трудов

Х Всероссийской конф. “Наука и образование”. – Томск: ТГПУ, 2006. С. 274 – 278.

22. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнона-

учного знания на основе биосфероцентрического подхода /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2007. – 22 с.

23. Тарбокова Т.В. Дидактическая система познавательной самостоятельности как средство эффективной математической подготовки студентов технического вуза /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк: КузГПА, 2009. – 23 с.

24. Ульянова Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск /ТГПУ, 2007. – 22 c.

25. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-

методического комплекса (по курсу ТОЭ)/Дис. канд. пед. наук.–Томск:ТГПУ, 2002.–167с.

 

Рецензенты: Скрипко Зоя Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», 634051, Томск, ул. Киевская, 60.

Лукашевич Ольга Дмитриевна, доктор технических наук, профессор кафедры охраны труда и окружающей среды ГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет», 634003, Томск, пл. Соляная, 2.

 

Соколова И.Ю. – доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Тел. сл. 3822 564193, дом. 3822 557636, Sokolira@Sibmail.com

 

Sokolova I.Yu. - Doctor of Education, Professor of Engineering Education Department at National Research Tomsk Polytechnic University.

Tel. work. +7 3822 564193, home. +7 3822 557636, Sokolira@Sibmail.com

 

Рис. 2. Концепция природо и культуросообразного образования


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: