Основные положения концепции природосообразного и культуросообразного образования

УДК: 37.062.2

КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАЗВИТИЕ, СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ, КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Соколова И.Ю.

ФБГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия (634034, ул. Ленина, 30), e-mail: tpu@ tpu.ru)

В статье представлены, выявленные в исследованиях автора с коллегами, причины недостаточного качества обучения и развития личностного потенциала (познавательного, интеллектуального, творческого и др.) потенциала общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, а также созданная автором с позиций системного психолого-педагогического подхода концепция качества обучения, качества подготовки специалистов. Сказанное выше, явилось теоретическим основанием для разработки концепции природосообобразного и культуросообразного образования, которая включает основные положения и принципы природосообразного и культуросообразного обучения. Их реализация обеспечивает развитие личности, сохранение ее здоровья и качество обучения выпускников общеобразовательных школ, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально исследованиями автора и его аспирантов.

Ключевые слова: концепция, принципы природосообразного культуросообразного образования; развитие, сохранение здоровья личности, качество обучения школьников, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров.

THE CONCEPT OF NATURECONFORMABLE AND CULTURECONFORMABLE EDUCATION PROVIDING DEVELOPMENT, PERSONALITY HEALTH PRESERVATION AND QUALITY OF LEARNING

I.Ju. Sokolova

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomck, Russia (634034, avenue of Lenin, 30, e-mail: tpu@ tpu.ru)

The author presents the reasons of low quality of learning as well as personal and intellectual potential development with regard to school leavers, training college graduates and higher education graduates identified in the works ritten with coauthors. At the same time, the concept of learning quality and specialists training quality is formulated by the author from the perspective of systematic psychoeducational approach. The reasons and concept mentioned became theoretical grounds for elaboration of the concept of natureconformable and cultureconformable education including main propositions and principles of natureconformable and cultureconformable learning. Their implementation provides personality development, health preservation and quality of school leavers learning as well as quality of specialists, bachelors and masters training. The foregoing is proved experimentally by the author and her postgraduates.

Key words: concept, principles of naturсonformable and cultureconformable learning, education, development, personality health preservation, quality of school learning, quality of specialists, bachelors and masters training.

 

Введение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития личности, сохранения ее здоровья и качества обучения, подготовки специалистов в образовательных системах, а также проводимая мною с коллегами более 20 лет, диагностика индивидуально-психологических личностных и интеллектуальных особенностей школьников и студентов, их склонностей к предметной, профессиональной деятельности, анализ результатов развития личности в системах общего и профессионального образования [17, 19, 20] позволили:

1. Выявить влияние обучения в общеобразовательной школе и вузе на развитие обучающихся,их интеллектуального и личностного потенциала, способностей, талантов [19];

2. Установить причины недостаточного качества обучения выпускников общеобразова-

тельных школ и вузов [20], основными из них являются:

  • интенсификация учебного процесса, а не его эффективность–достижение результатов

при минимальных временных и энергетических затратах обучающихся;

  • обучение без учета возрастных психофизиологических особенностей и сензитивных периодов развития учащихся, их потенциальных возможностей и склонностей к предметной, профессиональной деятельности, что снижает качество обучения и не способствует сохранению здоровья школьников – будущих студентов и специалистов;
  • все большая направленность учебного процесса на развитие левого полушария головного мозга без одновременного развития правого, что не способствует развитию пространственного, системного мышления и интеллектуальных стилей, которые обеспечивают решение стратегических проблем в разных сферах деятельности;
  • чаще пассивная, а не активная позиция учащихся в образовательном процессе, что не

способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала;

  • слабая направленность учебного процесса на развитие способностей учащихся к саморазвитию, самореализации, самоактуализации, в основе которых самопознание;
  • в учебном процессе не реализуются основные психологические концепции обучения,

являющиеся теоретическим основанием развития разных способностей и талантов личности;

· фактическое отсутствие творческой образовательной среды, как в предметных областях знаний, так и в образовательных системах в целом и т.д.

3. С позиций системного психолого-педагогического подхода (его принципы см. в

таблице 1) создать концепцию (обеспечения) качества обучения, качества подготовки специалистов [4, 5] в системах общего и профессионального образования, (рис. 1);

4. Выявить и обосновать принципы здоровьесбережения (сохранения и укрепления

здоровья личности) [21] – следование законам развития природы, мироздания; гармонии с

окружающей средой; гармонии телесной, душевной, духовной природы человека; поисковой

активности; аксиологический(ценностные ориентации), самоидентификации,самореализации

5. Выявить и обосновать принципы природосообразного и культуросообразного обучения, в соответствии с которымиразработать концепцию природосообразного и культуросообразного образования, сформулировать основные положения и цель концепции. Но, прежде чем говорить об этом обратимся к истокам природосообразного и культуросо- образного образования, основоположниками которого являются Я.А. Коменский – чешский педагог-гуманист, основоположник педагогической науки нового времени (1592 - 1670) и

А Дистервег, выдающийся немецкий педагог (1790 - 1866). Так, Я.А. Коменский в работе

«Великая дидактика» большое внимание уделил понятию природосообразного обучения. По

его мнению, человек – дитя природы, а поэтому все педагогические средства должны быть

природосообразными. Предметом его поиска был естественный (природосообразный) метод,

направленный на целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. По мнению Я.А. Коменского, автора дидактических принципов обучения, разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное изуче- ние основ наук и систематичность знаний. Он разрабатывал идеи пансофии–обучение всех и всему, что на наш взгляд, является одним из оснований культуросообразного образозования.

А. Дистервег в работе «Руководство к образованию немецких учителей» подчеркивает – обучай природосообразно, т.е. обучение должно соответствовать человеческой природе и законам ее развития и «чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь человека».

Рис. 1. Концепция качества обучения, качества подготовки специалистов.

.

Принимая во внимание, сказанное выше, современный уровень развития, достижения

наук о человеке – физиологии, психофизиологии, психологии, медицины и усугубившихся, как никогда ранее, основных проблем системы образования – развития личностного потенциала учащихся, сохранения их здоровья и качества обучения, качества подготовки специалистов, приходим к выводу о возможности решения этих 3-х взаимосвязанных проблем в условиях природосообразного и культуросообразного образования. В связи с чем, была поставлена цель – обеспечить решение трех взаимосвязанных проблем посредством реализации основных положений и принципов концепции природосообразного и культуросообразного образования в системах общего и профессионального образования.

Основные положения концепции природосообразного и культуросообразного образования

Для реализации в образовательном процессе систем дошкольного, общего и профессио-

нального образования концепции и принципов природосообразного и культуросообразного обучения необходимо, по нашему мнению, следующее.

1. Психолого-педагогическая подготовка учителей, преподавателей вузов и ссузов,

магистрантов педагогических, технических и других вузов к:

· решению трех взаимосвязанных проблем – развитие личности обучающихся –

школьников, студентов, сохранение их здоровья и качество обучения, качество подготовки

специалистов, бакалавров, магистров в учебном процессе систем образования;

· реализации в образовательных системах основных положений и принципов концепции природосообразного и культуросообразного образования;

· обобщению учебной и внешней информации, ее структурированию, систематизации и представлению в основном по дедуктивному принципу – от общего к частному и, в случае необходимости, от частного к общему, что обосновано нами в [16, С. 132 ];

2. Оценка и обеспечение качества обучения выпускников общеобразовательных школ, качества подготовки специалистов, бакалавров, магистров в системах профессионального образования, как с позиций системного психолого-педагогического подхода (по развитию у школьников, студентов научного мировоззрения, интеллекта – различных интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей и по сформированности психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной сфере деятельности) при применении валидных и стандартизированных психологических, диагностических и специально разработанных педагогических тестов, так и с позиций компетентностного подхода (по сформированности, развитию у школьников, студентов

компетенций и компетентностей) с использованием соответствующих средств контроля [16].

3. Реализация в системах общего и профессионального образования положений и принципов концепции природосообразного и культуросообразного образования осуществля- ется посредством разработки и применения дидактических, программно-методических средств (электронных образовательных ресурсов) и информационных технологий обучения;

4. Решение трех взаимосвязанных проблем – развитие личности обучающихся,

сохранение их здоровья и качество обучения, качество подготовки специалистов в условиях

природосообразного и культуросообразного образования обеспечивается при создании и

реализации в образовательном процессе трех групп психолого-педагогических технологий обучения – исследования, проектирования, организации процесса обучения (взаимодействия),

а также при применении в учебном процессе специально разработанных разнообразных

дидактических, программно-методических средств обучения (рис.2).

Рис. 2. Концепция природосообразного и культуросообразного образования

5. Теоретическим основанием при разработке трех групп психолого-педагогических технологий обучения являются принципы системного психолого-педагогического подхода, представленные в таблице 1 в сопоставлении с принципами личностно-развивающего профес-

сионального образования Э.Ф. Зеера [5].

Таблица 1.

Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода к подготовке специалистов И.Ю. Соколовой [18] и личностно-развивающего образования Э.Ф. Зеера [5]

№ п/п Принципы системного психолого-педагогическо го подхода к обучению, подготовке специалистов Принципы личностно-развивающего профессионального образования
1. гуманизации образования гуманистической направленности
2. образование в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности вариативности образования
3. развития и саморазвития личности в образовате- тельном процессе центрации образования на развитии и саморазвитии личности
4. личностно-ориентированное и совместное в группах-диадах, малых группах образование сочетания автономности с коллектив- ными формами образования
5. обеспечение качества обучения, качества подготовки специалистов, развития и сохранения здоровья личности в образовательных системах соразвития личности, образования и деятельности
6. реализации в образовательном процессе основ- ных психологических концепций обучения  
7. принципы сохранения здоровья личности, природо- и культуросообразного образования  

 

Как видим, пять из этих принципов согласуются между собой. Но, по нашему мнению, развитие различных способностей школьников, студентов и сохранение их здоровья в системах общего и профессионального образования требует реализации в учебном процессе:

· психологических концепций обучения – обучение на основе принципа высокого уровня трудности, развитие психических познавательных процессов, образного и простран- ственного мышления, дедуктивно-индуктивного мышления с преимуществом первого, проблемное обучение, формирование системного знания [16, С. 89];

· принципов сохранения здоровья личности, здоровьесбережения – следования законам

развития природы, мироздания; гармонии с окружающей средой; гармонии телесной, душевной и духовной природы человека; поисковой активности; аксиологический (ценностные ориентации); самореализации, самоактуализации; самоиндефикации [21].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: