Согласно ч.3 ст.3 КРФ, свободные выборы наряду с референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа. Круг субъектов, имеющих право участвовать в выборах, определяется ст. 32 КРФ: это право принадлежит гражданам РФ (за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда). Выборы выступают способом реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участия в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32 КРФ); наиболее доступным и распространенным средством осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 КРФ). Выборы в России проводятся на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.
По ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
|
|
Принципы проведения выборов в РФ:
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину.
4. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно.
5. Иностранные граждане, лица без гражданства, организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе принимать участие в избирательных кампаниях (за исключением случаев, предусм. законодательством РФ). Участие указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.
|
|
6. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Выборы являются прямым выражением конституционного принципа демократизма, поскольку позволяют гражданам участвовать в политической жизни государства. Формирую политическое правосознание, деятельное участие граждан в выборах способствует развитию принципов правового государства. С помощью выборов также реализуется принцип равенства граждан
независимо от независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст.19 КРФ).
Также непосредственная демократия в РФ может осуществляться в формах
o всенародного обсуждения проектов нормативно-правовых актов (непосредственное волеизъявление граждан относительно содержания того или иного законопроекта или конкретного вопроса общественного и государственного значения. В отличие от референдума прямое волеизъявление граждан осуществляется не в форме голосования, а в форме направления замечаний и пожеланий по вопросу, вынесенному на всенародное обсуждение. Всенародные обсуждения могут проводиться в России на трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.)
o народной (правотворческой) инициативы (разработка гражданами проекта закона или иного правового акта и внесение его в уполномоченный орган для рассмотрения и принятия при условии поддержки реализации такой инициативы необходимым количеством голосов граждан, предусмотренным в соответствующей норме права. Внесенный гражданами проект правового акта подлежит обязательному рассмотрению в соответствующем органе. На федеральном уровне российской власти граждане не обладают народной (правотворческой) инициативой.)
o предложения (петиции) (направление гражданами в органы публичной власти обращений о принятии или отмене законов, дополнениях и изменениях действующего законодательства или проведении конкретных социально-экономических реформ или государственных программ.)
o отзыва выборных должностных лиц (это форма непосредственной демократии, при которой граждане имеют возможность досрочно прекратить полномочия избранного ими конкретного должностного лица (например, депутата путем прямого волеизъявления в порядке, предусмотренном для проведения референдума, в связи с совершением отзываемым лицом противоправных публично-властных актов, подтвержденных в качестве таковых в судебном порядке). На федеральном уровне российской власти граждане не обладают правом на отзыв выборных должностных лиц.)
o собраний граждан (собраний делегатов) (это форма непосредственной демократии, при которой граждане путем прямого волеизъявления могут принимать обращения к соответствующим органам или избирать делегатов, призванных представлять интересы населения перед властными структурами.)
o сходов граждан (форма непосредственной демократии, при которой граждане путем прямого волеизъявления принимают решения публично-властного характера, имеющие соответствующую юридическую силу и обязательное значение на соответствующей территории.)
o публичных слушаний (форма непосредственной демократии, при которой на заседании, организованном уполномоченными органами местного самоуправления с участием
населения, принимаются решения, как правило, по проектам нормативных правовых актов, программам развития территорий и т. д.)