Услуги, работы и товары, потребляемые туристами – это объекты туристского рынка и сам туризм — одним из ресурсов жизнедеятельности общества. Эти все является причиной необходимости регулирования туризма.
Значительное место в правовом регулировании в сфере туризма занимают имущественные и неимущественные отношения.
Для определения всех предприятий, удовлетворяющих туристские потребности, ипользуется термин «туристский сектор экономики». Он включает в себя: 1) предприятия гостиничного хозяйства; 2) предприятия питания и торговли; 3) пассажирский транспорт (кроме городского); 4) банки по обмену валюты 5) туроператоров и турагентов; Кроме того сюда включается службы безопасности и т д.
Правовое регулировани е — это упорядочение общественных отношений, осуществляемое государством с помощью права и различных правовых средств, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Можно сказать, что правовое регулирование туризма — это нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность участников этой сферы при помощи права и совокупности правовых средств с целью установления единых прав на туристском рынке, защиты прав и свобод человека в области туризма, в том числе, обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения, охрану здоровья.
|
|
Правовые средства — это такие юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы субъектов права. В качестве правовых средств выступают:
- нормы права;
- субъективные права и юридические обязанности (например, тур-
операторы и турагенты обязаны информировать заинтересованных лиц о чрезвы-
чайных происшествиях с туристами во время путешествия)
- юридическая ответственность;
- правовые ограничения;
- правовые стимулы, правовые поощрения и т. д.
Способ правового регулирования — это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Основными способами правового регулирования являются:
- дозволение — предоставление участнику правоотношения выбор своих действий в реализации определенного права
- запрещение — участник правоотношения обязан не совершать действий, ука-
занных в правовых нормах;
- обязывание — участник правоотношения обязан совершить определенные дей-
ствия, указанные в правовых нормах.
Метод правового регулировани я показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. 2 основных метода: 1) метод подчинения - предполагает приказывание определенных действий более властными участниками другим участникам 2) автономный метод - равноправие субъектов правоотношений.
|
|
Основными направлениями правового регулирования в сфере туризма являются:
- закрепление и охрана общественных отношений в этой сфере, например, в законодательстве закреплены положени;
- запрещение определенных общественных отношений и поведения;
- изменение характера отношений;
- стимулирование развития сферы туризма и др.
Правовое обеспечение туризма означает использование знаний, методов,
средств и форм юридического влияния на участников туристской индустрии с целью обеспечения эффективности туристского рынка.
Основные задачи правового обеспечения деятельности в сфере ту-
ризма:
1) правовое регулирование отношений,
2) защита прав и законных интересов всех участников туристской
индустрии;
3) соблюдение, исполнение и применение норм законодательства о туристской индустрии;
4) разработка, утверждение, изменение локальных нормативных актов;
5) обеспечение реализации норм действующего законодательства о туристской индустрии.
Целью правового обеспечения туризма является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, рационального использования окружающей среды, сохранности материальных и духовных ценностей общества; укрепление законности и правопорядка на туристском рынке.