Кафедра информатики и прикладной математики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
ИНФОРМАТИКЕ
Тема: Системы принятия решений и оптимизации в электронных таблицах, конструирование баз данных
Выполнил студент: Бабенко А.С.
Институт:
Курс: 1
Специальность: 140400.62
Шифр: 1110030043
Проверил преподаватель:
Оценка:
Подпись преподавателя:
Дата:
Санкт- Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 3
1.1 Общая схема принятия решения. 4
1.2 Разработка базы данных для системы принятия решения. 4
1.3 Построение дерева принятия решения. 5
1.4 Реализация системы принятия решений в табличном процессоре. 7
2. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 10
2.1 Постановка задачи. 10
2.2 Решение транспортной задачи. 10
2.2.1 Построение математической модели. 10
2.2.2 Разработка ЭТ с начальным планом решения. 12
2.2.3 Улучшение (оптимизация) плана перевозок. 16
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.. 18
3.1 Постановка задачи. 18
3.2 Информационно-логическая модель. 18
3.3 Создание логической структуры базы данных для СУБД Access. 21
3.4 Создание отчета с параметрами. 25
3.5 Создание запроса. 28
4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 31
1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Разработать систему принятия решения о постановке на очередь железнодорожных составов для проведения погрузки – выгрузки на железнодорожных терминалах. База знаний приведена в таблице 1.
Таблица 1. База знаний
№ пп | Атрибут | Весовой фактор атрибута |
Наличие свободных терминалов | ||
Возможность быстрого освобождения одного из занятых терминалов | ||
Наличие свободных кранов на нужном терминале | ||
Наличие свободных кранов на других терминалах | ||
Форма оплаты: -наличными -чеком -«по бартеру» -по квитанции | ||
Наличие скоропортящихся грузов для погрузки или выгрузки | ||
Наличие опасных или взрывчатых веществ для погрузки или выгрузки | ||
Трудоёмкость погрузочно-разгрузочных работ: -высокая -средняя -низкая | ||
Наличие договора об обслуживании составов с фирмой-владельцем |
Правила вывода:
Если сумма баллов выше 580, состав ставится на погрузку (разгрузку) немедленно.
Если сумма баллов в пределах 520 - 580 – обслуживание при освобождении любого занятого терминала.
Если сумма баллов ниже 520 – разгрузка (погрузка) в порядке общей очереди.
Общая схема принятия решения
Приведенная в таблице 1 база знаний является лишь фрагментом базы знаний реальной системы принятия решения о постановке на очередь железнодорожных составов для проведения погрузки – выгрузки на железнодорожных терминалах. Для получения корректного результата необходимо заполнить все атрибуты в таблице. Функционирование такой системы аналогично работе реальной контролирующей системы.
Разработка системы принятия решения включает три основных этапа:
1. Создание базы данных для тестовой проверки разработанной системы принятия решения.
2. Формализация правил принятия решений на основе имеющихся правил вывода (построение графа – дерева решений).
3. Компьютерная реализация системы (в табличном процессоре).
Разработка базы данных для системы принятия решения
База данных создается на основе базы знаний (Таблица 1), в которую добавляется столбец ответов (Таблица 2). Таблица 1 преобразуется в вопросы. Для каждого из железнодорожного состава будет свой набор ответов и, соответственно, своя база данных. В курсовой работе создан один из возможных вариантов заполнения базы данных, который будет служить тестом для проверки функционирования разработанной системы.
Если на заданный вопрос дается положительный ответ («Да»), весовой фактор атрибута – 1. Если ответ отрицательный («Нет»), то весовой фактор обнуляется.
Просуммировав весовые факторы ответов в базе данных (Таблица 2), находим суммарный весовой фактор (в данном случае - 220). Поскольку эта сумма баллов находится в диапазоне ниже 520 баллов, согласно правилам вывода – разгрузка (погрузка) производится в порядке общей очереди.
Таблица 2. База данных
№ пп | Вопрос | Весовой фактор атрибута | Ответ | Весовой фактор ответа |
Наличие свободных терминалов | Да | |||
Возможность быстрого освобождения одного из занятых терминалов | Да | |||
Наличие свободных кранов на нужном терминале | Да | |||
Наличие свободных кранов на других терминалах | Да | |||
Форма оплаты: -наличными - чеком -«по бартеру» -по квитанции | Нет Да Нет Нет | |||
Наличие скоропортящихся грузов для погрузки или выгрузки | Нет | |||
Наличие опасных или взрывчатых веществ для погрузки или выгрузки | Нет | |||
Трудоёмкость погрузочно-разгрузочных работ: -высокая -средняя -низкая | Да Нет Нет | |||
Наличие договора об обслуживании составов с фирмой-владельцем | Да |