Разработка базы данных для системы принятия решения

Кафедра информатики и прикладной математики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по

ИНФОРМАТИКЕ

Тема: Системы принятия решений и оптимизации в электронных таблицах, конструирование баз данных

Выполнил студент: Бабенко А.С.

Институт:

Курс: 1

Специальность: 140400.62

Шифр: 1110030043

 

Проверил преподаватель:

Оценка:

Подпись преподавателя:

Дата:

Санкт- Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 3

1.1 Общая схема принятия решения. 4

1.2 Разработка базы данных для системы принятия решения. 4

1.3 Построение дерева принятия решения. 5

1.4 Реализация системы принятия решений в табличном процессоре. 7

2. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 10

2.1 Постановка задачи. 10

2.2 Решение транспортной задачи. 10

2.2.1 Построение математической модели. 10

2.2.2 Разработка ЭТ с начальным планом решения. 12

2.2.3 Улучшение (оптимизация) плана перевозок. 16

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ.. 18

3.1 Постановка задачи. 18

3.2 Информационно-логическая модель. 18

3.3 Создание логической структуры базы данных для СУБД Access. 21

3.4 Создание отчета с параметрами. 25

3.5 Создание запроса. 28

4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 31


1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Разработать систему принятия решения о постановке на очередь железнодорожных составов для проведения погрузки – выгрузки на железнодорожных терминалах. База знаний приведена в таблице 1.

Таблица 1. База знаний

№ пп Атрибут Весовой фактор атрибута
  Наличие свободных терминалов  
  Возможность быстрого освобождения одного из занятых терминалов  
  Наличие свободных кранов на нужном терминале    
  Наличие свободных кранов на других терминалах  
  Форма оплаты: -наличными -чеком -«по бартеру» -по квитанции  
  Наличие скоропортящихся грузов для погрузки или выгрузки  
  Наличие опасных или взрывчатых веществ для погрузки или выгрузки  
  Трудоёмкость погрузочно-разгрузочных работ: -высокая -средняя -низкая  
  Наличие договора об обслуживании составов с фирмой-владельцем  

Правила вывода:

Если сумма баллов выше 580, состав ставится на погрузку (разгрузку) немедленно.

Если сумма баллов в пределах 520 - 580 – обслуживание при освобождении любого занятого терминала.

Если сумма баллов ниже 520 – разгрузка (погрузка) в порядке общей очереди.

Общая схема принятия решения

Приведенная в таблице 1 база знаний является лишь фрагментом базы знаний реальной системы принятия решения о постановке на очередь железнодорожных составов для проведения погрузки – выгрузки на железнодорожных терминалах. Для получения корректного результата необходимо заполнить все атрибуты в таблице. Функционирование такой системы аналогично работе реальной контролирующей системы.

Разработка системы принятия решения включает три основных этапа:

1. Создание базы данных для тестовой проверки разработанной системы принятия решения.

2. Формализация правил принятия решений на основе имеющихся правил вывода (построение графа – дерева решений).

3. Компьютерная реализация системы (в табличном процессоре).

Разработка базы данных для системы принятия решения

База данных создается на основе базы знаний (Таблица 1), в которую добавляется столбец ответов (Таблица 2). Таблица 1 преобразуется в вопросы. Для каждого из железнодорожного состава будет свой набор ответов и, соответственно, своя база данных. В курсовой работе создан один из возможных вариантов заполнения базы данных, который будет служить тестом для проверки функционирования разработанной системы.

Если на заданный вопрос дается положительный ответ («Да»), весовой фактор атрибута – 1. Если ответ отрицательный («Нет»), то весовой фактор обнуляется.

Просуммировав весовые факторы ответов в базе данных (Таблица 2), находим суммарный весовой фактор (в данном случае - 220). Поскольку эта сумма баллов находится в диапазоне ниже 520 баллов, согласно правилам вывода – разгрузка (погрузка) производится в порядке общей очереди.

 

 

Таблица 2. База данных

№ пп Вопрос Весовой фактор атрибута Ответ Весовой фактор ответа
  Наличие свободных терминалов   Да  
  Возможность быстрого освобождения одного из занятых терминалов   Да  
  Наличие свободных кранов на нужном терминале     Да  
  Наличие свободных кранов на других терминалах   Да  
  Форма оплаты: -наличными - чеком -«по бартеру» -по квитанции     Нет Да Нет Нет  
  Наличие скоропортящихся грузов для погрузки или выгрузки   Нет  
  Наличие опасных или взрывчатых веществ для погрузки или выгрузки   Нет  
  Трудоёмкость погрузочно-разгрузочных работ: -высокая -средняя -низкая         Да Нет Нет    
  Наличие договора об обслуживании составов с фирмой-владельцем   Да  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: