В финансовом году, который продолжался с 1 мая 2015 года по 30 апреля 2016 года, МВФ оказывал содействие своим государствам-членам, став более быстрой и гибкой организацией, более интегрированной и ориентированной на нужды государств-членов. МВФ предоставлял финансирование странам, пострадавшим от снижения цен на биржевые товары и стихийных бедствий. Расширялись знания о макроэкономических последствиях возникающих проблем, таких как миграция, замедление роста мировой торговли, а также неравенство доходов и гендерное неравенство. Непрерывно проводится углубленный анализ структурных реформ. Фонд применяет структурированный подход к развитию потенциала в уязвимых государствах, адаптированный к их потенциалу освоения. МВФ применял интегрированный подход к оценке вторичных эффектов перехода для государств-членов, особенно в связи с перебалансировкой экономики в Китае и низким уровнем мировых цен на биржевые товары. Ведется работа по усилению ориентации на макрофинансовые и макроструктурные вопросы в рамках надзора. Второй этап инициативы по устранению пробелов в данных Группы 20-ти начался в январе 2016 года, особое внимание уделяется выявлению рисков, взаимосвязям и вторичным эффектам. Продолжалась работа по интеграции возникающих проблем в деятельность по надзору. Были проведены пилотные аналитические исследования по изменению климата, гендерным вопросам и неравенству в странах, где эти проблемы являются существенными для макроэкономического развития, то есть там, где они могут сказаться на внутренней стабильности или стабильности платежного баланса. Персонал МВФ разработал новый инструмент для мониторинга неупорядоченной динамики ситуации на рынке, который может помочь информировать группы сотрудников по странам о проблемах внутреннего рынка и возможной широко распространенной напряженности. Был усилен синергетический эффект от мер в области надзора и развития потенциала, в том числе в областях мобилизации доходов, стандартах отчетности в рамках статистики государственных финансов, сбора данных, всеобъемлющего роста, реформы энергетических субсидий, систем социальной защиты и исламских финансовых институтов.
|
|
Статистический департамент распространяет для широкой общественности сопоставимые на международном уровне данные по финансовым секторам стран-членов МВФ, тем самым содействуя мониторингу финансовой стабильности на национальном и мировом уровнях. Денежно-кредитная статистика является главным инструментом для анализа изменений в денежно-кредитной сфере и выработки денежно-кредитной политики. Теперь задача состоит в значительном расширении охвата небанковских финансовых организаций сверх 43 стран, в настоящее время представляющих эти данные. Показатели финансовой устойчивости, отражающие состояние финансового сектора страны и его клиентов, публикуются на внешнем сайте МВФ по 108 странам, и их число планируется неуклонно увеличивать.
|
|
В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по рыночным (нельготным) процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях, при которых процентные ставки являются низкими, а в некоторых случаях — нулевыми.
Нельготное кредитование, в рамках счета общих ресурсов, включает новые обязательства по кредитованию утверждённые в 2016 финансовом году, по типу кредитования. 1,2 млрд долларов США составили договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА); 5,5 млрд долларов США составила гибкая кредитная линия (ГКЛ); 1,3 млрд долларов США составил инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). Также, прежние обязательства составили 178 млрд долларов США, включая все неиспользованные обязательства и непогашенные кредиты, по состоянию на 30 апреля 2016 года. Потенциал кредитования составил 975 млрд долларов США, включая квоты, новые соглашения о займах (НСЗ) и соглашения о займах 2012 года, по состоянию на 30 апреля 2016 года, за вычетом пруденциальных остатков.
Льготное кредитование включает в себя кредиты с низкой или нулевой процентной ставкой для развивающихся стран с низкими доходами по линии Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Новые обязательства составили 1,2 млрд долларов США, утвержденные в 2016 финансовом году, по типу кредитования, включая увеличение доступа; 258,7 млн долларов США приходится на расширенный кредитный механизм (ЕКФ); 792,4 млн долларов США – на кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) и 126,4 млн долларов США – на механизм ускоренного кредитования (РКФ).
Управление государственными финансами МВФ сотрудничает с государствами-членами по вопросам оказания поддержки управлению государственными финансами и государственными инвестициями в целях обеспечения эффективного использования странами своих бюджетных ресурсов и поддержки устойчивого развития. Например, в Сенегале МВФ оказывал помощь в проведении модернизации Министерства экономики, финансов и планирования и выполнении мероприятий в рамках программы реформ управления государственными финансами в целях обеспечения плавных преобразований и устойчивых изменений в Главном бюджетном управлении. В Нигерии МВФ помог правительству создать единый казначейский счет, в который в настоящее время входит большинство министерств, ведомств и агентств, на которые приходится порядка 98 процентов бюджетных расходов. Значительные свободные средства (в размере 2 процентов ВВП в период с августа 2015 года по январь 2016 года) были направлены на Единый казначейский счет с отдельных банковских счетов министерств, ведомств и агентств. Единый казначейский счет Нигерии теперь является одним из наиболее полных во всем мире. Внедрение новой программы оценки управления государственными инвестициями сыграло важную роль в способности МВФ оказывать странам помощь в определении сильных и слабых сторон в управлении государственными инвестициями. Эти оценки в настоящее время используются для определения приоритетов реформ, оказания помощи при формировании дополнительных мероприятий в области развития потенциала со стороны МВФ и других организаций, а также стимулирования донорского финансирования. Например, в Того, на основе проведенной оценки и представленных рекомендаций, Всемирный банк завершил при финансовой поддержке Европейского союза (ЕС) проект стоимостью 15 млн долларов США, в основном направленный на укрепление системы оценки, отбора и закупок для проектов. МВФ также все чаще признает важность обучения на опыте коллег для стимулирования реформ в области управления государственными финансами. Например, МВФ поддерживает работу Казначейского форума стран Латинской Америки, являющегося полезной площадкой для обмена опытом на уровне региона и платформой для проведения мероприятий по подготовке кадров и организации семинаров. Эти усилия помогли странам региона существенно усовершенствовать структуру и улучшить функционирование единых казначейских счетов, внедрить более активное управление денежными средствами, разработать планы по обеспечению непрерывности деятельности и расширить использование электронных платежных инструментов. Поддержка уязвимых государств Важным направлением деятельности МВФ по развитию потенциала в налогово-бюджетной сфере по-прежнему является оказание поддержки государствам-членам, чей потенциал в области институтов и разработки и проведения экономической политики пострадал в результате конфликта или других потрясений. Например, в Гаити МВФ помог добиться значительного улучшения институционального потенциала, в том числе создания макробюджетного подразделения в Министерстве финансов и отделы бухгалтерского учета в различных органах правительства. В 2017 году была еще больше усовершенствована работа единого казначейского счета, охватывающего финансируемые из бюджета государственные органы. В Мали после заключения мирного соглашения в 2015 году МВФ сосредоточил свои усилия на развитии потенциала в области основных процессов расходования средств, управлении денежными средствами и налогово-бюджетной децентрализации, причем последнее является важнейшим положением в мирном соглашении. В 2016–2017 годах с помощью МВФ официальные органы Мали сумели добитьсязаметного прогресса в области модернизации и внедрения автоматизированной системы бухгалтерского учета Казначейства для объединения денежных средств сектора государственного управления на едином казначейском счете и усовершенствования основных институтов управления государственными инвестициями.
|
|
|
|
В условиях существования значительных глобальных экономических рисков и факторов уязвимости усилия МВФ по развитию потенциала в денежно-кредитном и финансовом секторах направлены на удовлетворение важнейших потребностей государств-членов: обеспечение денежно-кредитной и финансовой стабильности, а также предотвращение и урегулирование кризисов. Сюда входит поддержка государств-членов в основных областях финансового регулирования и надзора, денежно-кредитной политики и операций центрального банка, управления долгом и других аспектов финансовой стабильности. МВФ реагирует на меняющиеся потребности государств-членов, в том числе помогая преодолевать воздействие низких цен на биржевые товары на курсовую политику, содействуя развитию потенциала по управления долгом в странах — экспортерах нефти, способствуя переходу государств-членов от финансового надзора на принципах проверки соблюдения требований к надзору на основе оценки рисков, поддерживая внедрение государствами-членами принципов «Базель II/III» и адаптируя меры макропруденциальной политики к нуждам стран с формирующимся рынком. С помощью управления Трастовым фондом при родных ресурсов МВФ расширил свою деятельность в области развития потенциала на страны, зависящие от экспорта природных ресурсов. В последнее время эти страны испытывают сильные колебания в своих условиях торговли. Это оказывает давление на их основы денежно-кредитной политики, которые часто связаны с режимами управляемогообменного курса (если не с режимом прямой привязки), и на стабильность их финансовых систем. МВФ дает дополнительные средства богатым природными ресурсами странам в сферах как денежно-кредитной, так и макропруденциальной политики. В ноябре 2016 года МВФ и Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая подписали соглашение о расширении технического сотрудничества в поддержку про водимых комиссией реформ финансового сектора страны. Сотрудничество будет сосредоточено на регулировании рынков ценных бумаг и надзора за ними, системном мониторинге рисков и их предотвращении, а также коммуникациях с заинтересованными сторонами. Примеры работы МВФ в области развития потенциала в денежно-кредитном и финансовом секторах.
МВФ активизирует свою деятельность в области развития потенциала в странах Центральноафриканского экономического и валютного сообщества, чтобы помочь официальным органам справиться со сложными внешними условиями настоящего времени. Постоянный советник МВФ в Центральноафриканском региональном центре технической помощи МВФ регулярно взаимодействует с региональными надзорными органами для проведения занятий по профессиональной подготовке и семинаров. Из штаб-квартиры персонал МВФ организовал интенсивные практические курсы, посвященные проведению денежно-кредитной политики и оказанию чрезвычайной поддержки ликвидности, для должностных лиц из Банка центральноафриканских государств (БЦАГ). БЦАГ продемонстрировал твердую приверженность модернизации своей основы денежно-кредитной политики, что является отражением результатов нескольких лет проведения мероприятий по развитию потенциала. МВФ планирует назначить долго срочного советника для оказания помощи БЦАГ во время проведения реформ. n Создание основы финансовой стабильности в Азии. за последние 20 лет, по мере того как финансовые сектора стран Азии становились все более крупными и тесно взаимосвязанными, консолидация мониторинга и надзора за этими финансовыми конгломератами стала критически важной для выявления рисков финансовой стабильности.
Инициированная государствами-членами помощь МВФ в области развития потенциала, включающая как развитие институтов и мер политики (техническая помощь), так и профессиональное развитие сотрудников (подготовка кадров), охватила все 189 государств-членов. Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2017 финансовом году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23 процента общих административных расходов, а на долю подготовки кадров приходится 5 процентов согласно рисунку 2.1.
Рисунок 2.1 - Доли расходов на основные виды деятельности МВФ, 2017 финансовый год
Источник:
Деятельность МВФ в области развития потенциала про должала расширяться в 2017 финансовом году в основном за счет большего объема работы со странами Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Европы. Увеличились объемы оказания технической помощи по налогово-бюджетным и правовым вопросам. Общая сумма прямых расходов на деятельность по развитию потенциала (финансируемых за счет внешних источников и за счет средств МВФ) составила 267 млн долларов США в 2017 финансовом году, по сравнению с 256 млн дол ларов США в 2016 финансовом году, увеличившись на 4 про цента (рис. 2.6). Компонент финансирования из внешних источников составил 134 млн долларов США или 50 процентов от общего объема, увеличившись почти на 6 процентов в 2017 финансовом году.
Рисунок 2.2 – Расходы на 2017 финансовый год (в млн. долл. США)
Источник:
Объемы оказания технической помощи в 2017 финансовом году немного уменьшились. Увеличение объема работы со странами Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Европы в целом было нейтрали зовано сокращением работы со странами Западного полуша рия и Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 2.3). Примерно половина всей технической помощи МВФ по-прежнему направляется в развивающиеся страны с низкими доходами (рис. 2.4). В 2017 финансовом году Африка к югу от Сахары получала наибольшую долю технической помощи, учитывая большое число развивающихся стран с низкими доходами в этом регионе. Оказание технической помощи по налоговобюджетной тематике увеличилось в ответ на повышение спроса со стороны государств-членов (рис. 2.9). Вопросы налогово-бюджетной политики продолжают составлять чуть более половины технической помощи, предоставляемой МВФ.
Рисунок 2.3 – Оказание технической помощи 2013-2017 финансовый год (в человеко-годах оказания помощи на местах)
Источник:
Рисунок 2.4 - Оказание технической помощи в разбивке по группам доходов, 2013–2017 финансовый год (в человеко-годах оказания помощи на местах)
Источник:
В апреле 2015 года, в рамках среднесрочного бюджета на 2016–2018 финансовые годы, Исполнительный совет санкционировал совокупное чистое ассигнование административного бюджета на 2016 финансовый год в размере 1051,5 млн долларов США. Совет также утвердил лимит валовых расходов на уровне 1289,8 млн долларов США, в том числе перенос на следующий год до 42,5 млн долларов США неизрасходованных ресурсов 2015 финансового года для покрытия возможных расходов в 2016 финансовом году. Он также утвердил капитальные расходы в размере 42,1 млн долларов США на капитальные проекты в области строительства объектов и информационных технологий (таблица 2.1).
Программа работы Международного Валютного Фонда на 2016 финансовый год продолжала поддерживать постепенную стабилизацию глобальной экономики после кризиса на фоне растущей неопределенности в отношении темпов восстановления и факторов уязвимости. Хотя число поддерживаемых ресурсами МВФ программ было ниже пиковых уровней 2011/2012 финансовых годов, растущая сложность мировойэкономики и финансовой системы создавала нагрузку на проводимую Фондом работу по надзору и приводила к повышенному спросу на техническую помощь. Фонд был в состоянии удовлетворять эти потребности в рамках неизменного бюджета в реальном выражении благодаря реализации сквозной инициативы по рационализации расходов, согласованной в рамках бюджета на 2016 год, наряду с продолжающимися усилиями департаментов по пересмотру приоритетности расходов. Фактические административные расходы в 2016 финансовом году составили в общей сложности 1038,3 млн долларов США, что на 13,2 млн долларов США меньше совокупного чистого бюджета. Средние коэффициенты вакансий продолжают снижаться и в настоящее время, как считается, находятся на фрикционном уровне. Расходы на обеспечение физической безопасности, как в штаб-квартире МВФ, так и в представительствах за рубежом, и безопасности информационных технологий еще больше увеличились в соответствии с тенденцией, наблюдаемой в последние годы.
Таблица 2.1 - Бюджет по основным категориям расходов, 2015–2017 финансовые годы (в млн долларов США)
Административные расходы | Финансовый год | ||||
Бюджет | Исполнение | Бюджет | Исполнение | Бюджет | |
Кадры | |||||
Командировки | |||||
Содержание зданий и другие расходы | |||||
Резервы на непредвиденные расходы | - | - | |||
Совокупные валовые расходы | 1 224 | 1 177 | 1 247 | 1 215 | 1 273 |
Поступления | -197 | -167 | -196 | -176 | -200 |
Всего чистый бюджет | 1 027 | 1 010 | 1 052 | 1 038 | 1 072 |
Перенос средств | - | - | |||
Всего чистый бюджет, включая перенос средств | 1 069 | 1 010 | 1 094 | 1 115 | |
Капитальные расходы | - | - | - | - | - |
Объекты и информационные технологии | |||||
в том числе ремонт здания HQ1 | - | - | - |
Источник:
Капитальные расходы на объекты и информационные технологии составили в общей сложности 131 млн долларов США, включая суммы, выделенные в предыдущие годы. Продолжала продвигаться реализация программы ремонта здания HQ1,причем несколько частей здания находятся на заключительной стадии проверки и сдачи в эксплуатацию перед открытием. В январе 2016 года Исполнительный совет утвердил выделение дополнительных средств на программу ремонта здания HQ1 для покрытия непредвиденных расходов. Капитальные расходы на информационные технологии составили в общей сложности 25,9 млн долларов США и в основном направлялись на совершенствование управления информацией, расширение потенциала управления данными и анализа данных, а также рационализацию доступа к информации, используемой внутри Фонда и должностными лицами в странах
Чистый доход МВФ в 2016 финансовом году составил 998 млн СДР, в основном за счет дохода, связанного с высоким уровнем деятельности по предоставлению кредитов, и дохода от инвестиций на Инвестиционном счету. Согласно требованиям Международных стандартов финансовой отчетности, чистый доход за финансовый год включает прибыль в размере 543 млн СДР в связи с немедленным признанием последствий изменений в актуарных допущениях, используемых для определения обязательств МВФ по пособиям работникам с установленным размером выплат по окончании работы в организации.
Просроченные финансовые обязательства перед МВФ немного уменьшились с 1290,8 млн СДР на конец апреля 2015 года до 1285,7 млн СДР на конец апреля 2016 года (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Просроченная задолженность странперед МВФ, на 30 апреля 2016 года (В млн СДР)
Страна | Сумма задолженности | По видам | ||
Департамент общих ресурсов | Трастовый фонд | Трастовый фонд на цели сокращ. бедности и содейств. экономич.росту | ||
Сомали | - | |||
Судан | - | |||
Зимбабве | - | - | ||
Всего | 1 286 | 1 116 |
Источник:
На конец апреля 2016 года три государства-члена — Сомали, Судан и Зимбабве —по-прежнему имели долговременную просроченную задолженность перед МВФ (непогашенную в течение более чем шести месяцев). Сомали и Судан накопили просроченную задолженность начиная еще с середины 1980-х годов, которая составляет примерно 18 и 76 процентов совокупной просроченной задолженности, соответственно. Просроченная задолженность Зимбабве перед Трастовым фондом на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ), накопленная с февраля 2001 года, составляла остающиеся 6 процентов. Одна треть совокупной просроченной задолженности, по состоянию на конец апреля 2016 года, состояла из просроченной основной суммы долга, а остающиеся две трети — из просроченных сборов и процентов. Более четырех пятых составляла просроченная задолженность по ГРА, а остальную часть — задолженность перед Трастовым фондом и ПРГТ. Зимбабве является единственной страной, имеющей хроническую просроченную задолженность по ПРГТ. Благодаря распределениям СДР в августе–сентябре 2009 года все страны, имеющие хроническую просроченную задолженность, смогли осуществлять текущие платежи в Департамент СДР.
Всемирный банк
Таблица 2.3 – Основные финансовые показатели МБРР, 2013-2017 ф.г. (в млн. долл. США, кроме %)
Показатель | Финансовые годы | ||
Основные показатели кредитования | |||
Зарезервированные средства | 18 604 | 23 528 | 29 729 |
Предоставленные средства, брутто | 18 761 | 19 012 | 22 532 |
Предоставленные средства, нетто | 6 552 | 9 999 | 13 197 |
Основа составления отчётности | |||
Отчёт о прибылях и убытках | |||
Трансферты | |||
Чистая прибыль/убыток | |||
Баланс | |||
Совокупные активы | 358 883 | 343 255 | 371 260 |
Инвестиционный портфель, нетто | 42 708 | 45 105 | 51 760 |
Непогашённые займы, нетто | 151 978 | 155 040 | 167 643 |
Портфель взаимствований | 152 643 | 158 853 | 178 231 |
Допустимый для распределения доход | |||
Распределение | |||
Общий резерв | |||
Международная ассоциация развития | |||
Резерв | |||
Уровень достаточности капитала | |||
Свободный капитал | 40 467 | 40 195 | 39 424 |
Соотношение свободного капитала и выданных займов (%) | 25,7 | 25,1 | 22,7 |
Источник:
Таблица 2.4 – Кредитование МБРР в разбивке по секторам, 2014 – 2015 ф.г. (в млн. долл. США)
Сектор | Финансовые годы | ||
Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство | |||
Образование | 1 123 | 1 477 | 1 754 |
Энергетика и горнодобывающая промышленность | 2 356 | 3 150 | 4 557 |
Финансы | 1 293 | 3 404 | 2 634 |
Здравоохранение и др. услуги в соц. сфере | 1 598 | 2 949 | 2 399 |
Промышленность и торговля | 1 054 | 1 653 | 3 426 |
Информация и связь | |||
Гос. управление и судебно-правовая система | 4 806 | 4 318 | 5 775 |
Транспорт | 4 032 | 3 086 | 4 330 |
Водоснабжение | 1 279 | 2 616 | 4 121 |
Всего по секторам | 18 604 | 23 528 | 29 729 |
Источник: