Понятие и сущность института уполномоченного экономического оператора

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет Таможенного администрирования и безопасности_______________

 

Направление (Специальность ) Таможенное дело_________________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

Оценка роли и перспектив деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации

 

 

  Автор работы: студентка V курса гр.ТД-5-13-02 очной формы обучения Дурина Виктория Алексеевна Подпись  
  Руководитель работы: Заведующий кафедрой ТАиБ,к.п.н.,генерал-майор таможенной службы Чижиков Сергей Михайлович Подпись   «___» _______________ 2017 г.

 

 

Санкт-Петербург 2017 г.

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности уполномоченного экономического оператора. 5

1.1.Понятие и сущность института уполномоченного экономического оператора 5

1.2. Правовая основа функционирования института уполномоченного экономического оператора. 8

Глава 2. Практика применения института уполномоченного экономического оператора 12

2.1. Условия получения статуса уполномоченного экономического оператора 12

2.1. Специальные упрощения уполномоченного экономического оператора как исключительное право на совершение таможенных операций. 16

Глава 3. Перспективы развития института уполномоченного экономического оператора 21

Заключение. 21

Библиографический список. 21

 

 

 

Введение

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности уполномоченного экономического оператора

Понятие и сущность института уполномоченного экономического оператора

 

Институт уполномоченных экономических операторов (далее УЭО) является свидетельством качественно нового витка развития таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС). Впервые данный субъект таможенных правоотношений появился в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) в 2010 году. В Российской Федерации институту УЭО предшествовал льготный режим в виде специальной упрощённой процедуры, предусмотренной Таможенным кодексом Российской Федерации, в Республике Беларусь – институт добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а в Республике Казахстан существовал реестр лиц категории минимального риска.

Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных процедур; ослабление административного давления и др.

В соответствии с положением ст. 41 ТК ТС суть создания института уполномоченного экономического оператора заключается в предоставлении определенной категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения.Они заключаются в предоставлении УЭО возможности осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС, иные специальные упрощения.

Обратимся к понятию УЭО. В России понятие УЭО закреплено законодательно в статье 38 ТК ТС и гласит, что УЭО это «юридическое лицо, отвечающее определенным условиям, которое вправе пользоваться специальными упрощениями[1]». Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее №311–ФЗ) конкретизирует приведенное в ТК ТС понятие и гласит, что УЭО может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов[2]. Для выявления особенностей определения УЭО в России проведем сравнительный анализ данных категорий, закрепленных в Рамочных стандартах безопасности Всемирной таможенной организации (далее ВТамО) и в законодательстве Европейского союза (далее ЕС).

Согласно Рамочным стандартам УЭО – это субъект, вовлеченный в международную торговлю товарами, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТамО или стандартам обеспечения безопасной цепи поставки товаров[3]. Отмечено также, что УЭО могут быть производители, импортеры, экспортеры, таможенные представители, перевозчики, консолидаторы, посредники, операторы морских, воздушных портов, операторы терминалов, интегрированные операторы, склады, дистрибьюторы и экспедиторы.[4]

Сопоставление понятий УЭО в ТК ТС и Рамочных стандартах может привести к выводу о придании разной значимости правового статуса субъекта претендующего на получение специальных упрощений. В то же время таможенным законодательством ЕАЭС ограничена возможность получения искомого статуса иными лицами кроме производителя, импортера и экспортера, что следует из анализа п.2 статьи 41 ТК ТС, в соответствии с которой «специальные упрощения, предусмотренные данной статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений».

Обратимся к опыту Европейского союза в этом вопросе. Так, статьей 5а (1) Таможенного кодекса Европейского союза установлено, что таможенные администрации в соответствии с критериями, установленными пунктом 2, предоставляют статус «уполномоченного экономического оператора» любому экономическому оператору, созданному на таможенной территории Сообщества»[5]. Таким образом, условиями получения статуса УЭО являются: факт создания предприятия на территории Сообщества, наличие статуса экономического оператора и его соответствие определенным критериям ТК ЕС. При этом под экономическим оператором понимают лицо, которое в ходе осуществления своего бизнеса вовлечено в деятельность, регулируемую таможенным законодательством.Таким образом, руководствуясь передовой практикой и международными стандартами в сфере таможенного администрирования, можно предположить, что вопрос об упразднении ограничения, установленного п.2 ст. 41 ТК ТС, приобретет особую значимость. Для получения поддержки программы УЭО со стороны бизнес-сообщества важно, чтобы таможня предоставила ясное объяснение того, что влечет за собой получение правового статуса УЭО для юридического лица, а также какие существуют требования и условия его получения.

Итак, институт УЭО это относительно новый для России институт,который предусматривает определенные внешнеторговые упрощения для той категории юридических лиц, которые соответствуют определенным, установленным законодательством ЕАЭС и России условиям.

Вместе с тем совершенствование правового статуса УЭО не может ограничиваться только развитием одного из его элементов - таможенных преимуществ (специальных упрощений). Предметом совершенствования могут выступить в комплексе и такие элементы административно–правовой статус (далее АПС) УЭО, как права и обязанности, сфера деятельности УЭО, порядок взаимодействия с таможенными органами, порядок включения в реестр УЭО, порядок приостановления статуса УЭО, полномочия органов государственной власти в отношении УЭО, взаимное признание правового статуса УЭО и т.д.При этом ориентиром совершенствования АПС УЭО должны выступить стандарты ВТамО, современное таможенное законодательство, а также отечественная и зарубежная правоприменительная практика.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: