Особенности психологической поддержки семей с приемными детьми

В последние годы наметились положительные тенденции в решении вопроса о передаче ребенка в семью на усыновление. Количество детей, усыновленных и взятых под опеку частными лицами, постоянно увеличивается. Вне всякого сомнения, эта тенденция в последнее время сохраняется (в Москве за прошедшие три года количество детей, усыновленных из домов ребенка, увеличилось более чем в 3 раза) и, таким образом, проблема усыновления получает все большую актуальность, в частности, и в ее психологических аспектах.

Основные причины усыновления и приема под опеку детей в нашей стране следующие: невозможность иметь ребенка по медицинским показаниям; нежелание иметь собственного ребенка по социальным причинам; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребенка.

Как считают специалисты, в каждом из этих случаев необходима совершенно особая психологическая работа с приемным (принимающим) родителем еще до того, как в его доме появится ребенок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические.

Передача осиротевшего ребенка в приемную семью ставит ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье требует времени. В первое время у ребенка возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные, нарушения. На определенном этапе могут проявиться несовместимость темпераментов, черт характера, привычек, проблемы с памятью, неразвитость воображения, узость кругозора и знаний об окружающем, отставание в познавательной сфере. При отсутствии адекватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности приемного ребенка (агрессивность, замкнутость, расторможенность), которые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).

Естественно, что поведенческие и психические проявления адаптации индивидуальны и зависят от характера ребенка, состояния его здоровья, в том числе, и психического. В то же время у взрослых, решивших принять в семью чужого ребенка, есть обычно определенные представления о том, каким будет ребенок, как сложатся их отношения, которые могут различаться у разных членов семьи и которым реальный ребенок чаще всего не соответствует, что вызывает разочарование, тревогу, раздражение и чувство родительской несостоятельности. Приемные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновленного ребенка, и это еще больше увеличивает взаимное напряжение. Оставшись один на один с ребенком и не справившись со столь сложной психологической и нравственной проблемой, приемные родители нередко возвращают его в детский дом. Нет нужды говорить о том, какая душевная травма наносится при этом ребенку и каким жизненным крахом это может оказаться для неудавшихся родителей. А между тем, вовремя оказанная квалифицированная помощь позволила бы такой семье избежать трагедии и жить полноценной жизнью. Подобная работа должна вестись и с семьями, собирающимися принять ребенка, и с детьми, подлежащими усыновлению, и с семьями, уже имеющими приемных детей. Однако в настоящее время таких служб практически не существует.

Одним из реальных путей оказания социальной и социально-психологической поддержки детей, лишенных возможности воспитываться в родных семьях, является развитие института приемной семьи, в которой приемные родители способны достаточно эффективно отстаивать права детей и патронировать их после достижения ими совершеннолетия. Приемная семья, создаваемая на основе договора, может обеспечить комфортную социально-психологическую атмосферу пребывания приемного ребенка в ней. Однако, несмотря на достаточно распространенную практику помещения детей в приемную семью, имеет место и расторжение договоров. Как показывает практика и теоретические исследования, типичными особенностями взаимоотношений родителей с детьми во многих приемных семьях являются: высокий уровень требовательности родителей по отношению к ним, выраженное контролирующее поведение, отсутствие сотрудничества между родителями и детьми. Не для всех приемных родителей характерно принимающее поведение по отношению к ребенку, принятие его личностных качеств и поведенческих проявлений. У родителей нередко преобладает негативная оценка облика, поведения, деятельности приемного ребенка, отсутствует эмпатийно-эмоциональный контакт. Все это препятствует становлению гуманных взаимоотношений, которые бы обеспечивали гармоничное развитие всей семьи, призванной заменить приемному ребенку биологически родную семью. На расторжение договоров нередко влияет сама специфика приемной семьи, которая заключается в том, что приемные дети имеют возможность общаться со своими биологическими родителями, которые могут настраивать детей против приемных родителей и при возобновлении родительских прав могут изъять своих детей из приемной семьи.

В качестве главных причин социально-психологических проблем взаимодействия приемных родителей и их детей можно назвать: трудности во взаимоотношениях в системе «родитель-ребенок»; сложности в адаптации

ребенка к приемной семье; недостаточный учет приемными родителями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; недостаточное использование дифференцированного подхода в подготовке приемных родителей и т.п. Причиной этих проблем является противоречие между практической потребностью создания приемных семей и недостаточной подготовкой приемных родителей. Наличие этого противоречия обусловливает необходимость исследования эффективности социально -психологической подготовки приемных родителей по формированию гуманных взаимоотношений в приемной семье.

Дети, лишенные родителей и взятые на воспитание в семью, – новая проблема в научной и практической психологии. Одновременно с расширением гласности в области воспитания детей, лишенных родителей, в государственных учреждениях, с ростом общественного и научного внимания к практике организации воспитания в детских домах и домах ребенка должен быть поставлен вопрос и о помощи тем родителям, которые воспитывают приемных детей. Вполне отдавая себе отчет в деликатности, интимности и психологической сложности данной проблемы, считаем все же, что ее замалчивание, неприкосновенность, а, следовательно, отсутствие психологических исследований оборачивается серьезными жизненными драмами и для детей, и для взрослых. На сегодняшний день родители, взявшие на себя благородное дело воспитания сирот в семье, оказываются один на один с трудностями воспитания. Они, по существу, лишены возможности обратиться за квалифицированной помощью к специалистам не только потому, что их сдерживает страх разглашения тайн усыновления, но и в связи с тем, что прикладная психология еще не готова предложить им квалифицированную и научно обоснованную помощь.

Вместе с тем развернувшаяся в нашей стране научная и практическая работа в области психологического консультирования семей, испытывающих трудности в воспитании детей, начинает накапливать и некоторый опыт по оказанию помощи родителям, воспитывающим приемных детей.

В работе принимали участие шесть семей, дети которых были взяты на воспитание из домов ребенка с рождения или на первом году жизни. К моменту обращения в консультацию возраст детей от 4 до 6,5 лет. Все дети были единственными в семье, из них 2 девочки и 4 мальчика, о факте своего усыновления дети не знали. Три семьи были полными, в трех воспитанием занимались мать с помощью бабушки, отцы после развода воспитанием детей не занимались. Родители обращались в консультацию с жалобами на трудное поведение детей. Состояние детей характеризовалось такими же чертами дезадаптации, как и в группе детей, живущих с родителями. Следовательно, можно думать, что сам факт усыновления не является причинным по отношению к невротическому дезадаптированному поведению детей. И для приемных детей причины попадания в группу повышенного риска в отношении неврозов связаны с действием описанных психологических факторов. Для усыновленных так же, как и для родных детей, были характерны искажения общего хода психического развития, одинаково отличающие и тех и других от группы гармонично развивающихся сверстников.

Особые черты, характеризующие семьи с усыновленными детьми, в отличие от всей исследованной группы, касались специфики поведения родителей в психологической консультации в ходе диагностического и установочного этапов работы, а также некоторых особенностей отношений в семье и семейного воспитания.

Характеристика поведения родителей приемных детей в процессе диагностики и создания установки на коррекционную работу. Переживания семейного неблагополучия и повышенная тревожность у родителей приемных детей достигают столь высокого накала, что первые встречи создают буквально непереносимое напряжение как у родителей, так и у психолога. Это проявляется в трудностях речи, в чрезвычайной осторожности в выборе слов, во всевозможных оговорках, разъяснениях и уточнениях со стороны родителей. Рассказ о своем ребенке кажется крайне запутанным и противоречивым, что нередко создает у психолога, как позже выясняется, ложное впечатление о том, что мать совершенно не знает своего ребенка и ничего толком не может о нем рассказать.

Очень важно иметь в виду, что, находясь в состоянии крайнего напряжения, охваченные тотальной тревожностью родители болезненно, с преувеличенной подозрительностью относятся к психологу и ко всей обстановке в консультации. Нить психологического контакта столь тонка и уязвима, что достаточно даже незначительного мешающего воздействия, абсолютно нейтрального по отношению к взаимодействию, чтобы контакт был прерван и родитель обвинил психолога в недостаточной чуткости, внимательности, способности понять.

Неоднократно, по тем или иным чисто внешним причинам, как, например, психолог был вынужден отвлечься на короткое время от беседы, т. к. его вызвали к телефону, или же за стеной кто-то громко говорил или смеялся, родители прерывали контакт, сообщали, что они поспешили с обращением в консультацию, но все-таки через некоторое время вновь приходили к психологу. Это вполне психологически понятно, т. к. остро переживаемый кризис буквально «гонит» родителей за помощью. Одна из матерей, прервав только-только начавшийся контакт, обвинила психолога в том, что ее никто не может понять, в раздражении покинула консультацию, а через некоторое время психолог получает от нее письмо с глубокой и прочувствованной исповедью. Впоследствии психокоррекционная работа прошла с мамой и ребенком весьма успешно. Следовательно, установление доверительного контакта с родителями, крайне важного в любой консультативной работе, для консультирования и коррекции родителей с приемными детьми приобретает особо важное, первостепенное значение. При этом в ходе первых встреч лишь малая часть родителей оказывается способными прорвать столь мучительную для них ситуацию «тайны рождения ребенка». В нашем опыте в большинстве случаев такие признания возникали после установочного этапа, после родительского собрания, а иногда только в ходе работы группы.

Немалую роль в достижении доверия со стороны родителей играет способность психолога построить естественный контакт с ребенком. Как уже отмечено, в ходе первых встреч родители, дети которых родились в семье, проявляли одну из трех стратегий: требование совета по воспитанию, требование включения в группу, поиск психологической помощи. Для родителей приемных детей характерна стратегия поиска психологической помощи, однако, ее проявление имеет некоторые специфические черты. Во-первых, идеи и ощущения родительской несостоятельности выражены очень сильно, практически основная, не вполне осознаваемая мотивационная формула обращения в консультацию звучит так; «что делать, ведь я плохая мать своему ребенку», «я старалась быть хорошей матерью своему ребенку, но у меня ничего не получилось».

Анализ семейного воспитания, супружеских и родительско-детских отношений показал некоторые особенности, характерные для родителей, воспитывающих приемных детей, что необходимо учитывать при построении индивидуальной программы коррекции.

Прежде всего, это проявилось при изучении мотивов семейного воспитания и родительских позиций. В работе были описаны разнообразные мотивы воспитания, вскрывающиеся в семьях детей из группы риска в отношении неврозов.

Можно выделить две большие группы мотивов воспитания. Мотивы, возникновение которых в большей степени связано с жизненным опытом родителей, с воспоминаниями собственного детского опыта, с их личностными особенностями, и мотивы воспитания, возникающие к большей степени как результат супружеских отношений.

К первой категории относятся следующие мотивы; воспитание как реализация потребности смысла жизни; воспитание как реализация потребности достижения; воспитание как реализация сверхценных идеалов или определенных качеств. Ко второй категории относятся мотивы: воспитание как реализация потребности в эмоциональном контакте; воспитание как реализация определенной системы.

Следует оговориться, что данное разделение, конечно же, условно. В реальной жизни семьи все эти мотивационные тенденции, исходящие от одного или обоих родителей и от их супружеских отношений, переплетены в ежедневном взаимодействии с ребенком, в бытии каждой семьи. Однако приведенное разграничение полезно, так как позволяет при построении коррекции мотивационных структур сделать центром психологического воздействия в одной семье личность родителей, а в другой направлять воздействие в большей степени на супружеские отношения.

Психологический анализ биографического материала показывает, что для родителей приемных детей (как для матерей, так и для отцов) воспитание стало основной деятельностью, мотив которой в реализации потребности смысла жизни. Как известно, удовлетворение этой потребности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. У родителей, взявших детей на воспитание, смысл жизни наполняется заботой о ребенке. Родители не всегда осознают это, полагая, что цель их жизни в другом, однако, счастливыми и радостными они чувствуют себя только в непосредственном общении с ребенком, в делах, связанных с заботой о нем. Для таких родителей характерна попытка создавать и удерживать излишне близкую личностную дистанцию с ребенком. Возрастное и закономерное отдаление ребенка, повышение субъективной значимости для него других людей воспринимается бессознательно как угроза собственным потребностям.

Для таких родителей характерна позиция «жить вместо ребенка», они стремятся слить свою жизнь с жизнью детей. Ярким примером может служить мама, которая излишне опекает своего ребенка, длительно выполняет за него все то, что он способен делать самостоятельно (одевает, кормит, моет). В результате она получает требуемое чувство своей необходимости и препятствует с необычайным упорством всякому проявлению самостоятельности ребенка. Обычно такие родители с особой ревностью и подозрительностью относятся к игровым занятиям ребенка с психологом. Они стараются показать, что ребенок самостоятельно не хочет играть, пытаются надолго оставаться с группой играющих детей в игровой комнате даже тогда, когда это ребенку совсем не нужно, а если дети просят родителей выйти, то все занятие стоят под дверью, прислушиваются ко всему, что там происходит. Доверительный контакт ребенка с психологом воспринимается нередко как угроза собственному родительскому авторитету.

При изучении позиций родителей, воспитывающих приемных детей, наряду с общими характеристиками неадекватности, ригидности и непрогностичности, была обнаружена некоторая специфика в конкретном проявлении этих неблагоприятных качеств. Например, неадекватность родительской позиции в сфере социально-перцептивных особенностей выражена особенно ярко. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей делается неточным, недифференцированным, грубо оценочным в основном за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность. Находясь под постоянным давлением особого комплекса страха, родители начинают фиксировать любые даже самые мелкие черты неправильного поведения, которые вполне могут быть объяснены естественным ходом взросления ребенка, закономерным возрастным кризисом. Образ ребенка окрашивается в представлении родителей в мрачные тона, начинает обосновываться как проявление болезни; будущее ребенка выступает в красках пессимистического предвидения всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей.

«Я» ребенка наполняется бессознательно для родителей негативными качествами, а достоинства ребенка преуменьшаются. Социально-перцептивные особенности приводят к нарушению родительских позиций и в сфере взаимодействия с детьми. Воспитание все более переосмысливается как исправление врожденных недостатков. Уходит непосредственная радость от общения с ребенком, естественность, возникает родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограничивается принятие ребенка, и в итоге любовь к ребенку становится условной, а жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так, как у других.

Коррекционная работа с детьми в ходе игровых занятий не выявила никакой специфики поведения приемных детей, которая хоть сколько-нибудь отличала бы их от группы родных детей. Для всей группы в целом была выявлена характерная динамика как в изменении поведения и личностного реагирования у каждого ребенка в отдельности, так и в целом для группы.

Коррекционный процесс в родительской группе в целом также характеризовался общими закономерностями, как для всей группы, так и для родителей приемных детей. Все участники психокоррекции проявляли характерную для групповой работы данного вида закономерную динамику изменения поведения, эмоционального реагирования, усвоения групповых правил и норм. Необходимо отметить, что коррекционный процесс выполняет для родителей приемных детей как общие, так и некоторые особые функции. Наиболее важным механизмом, обеспечивающим успешность всей дальнейшей коррекционной работы, становится снятие повышенной тревожности, напряженности, особого «комплекса страха», разрыв круга одиночества. Здесь не так важно, признался или не признался родитель в том, что он воспитывает приемного ребенка, гораздо важнее другое: родитель оказывается в кругу единомышленников и в кругу людей, объединенных сходными проблемами. Причем приемные родители убеждены в том, что их проблемы специфичны только для них, как для «неродных родителей». Но подобные проблемы возникают и у тех, кто родил детей, так как они тоже испытывают трудности в воспитании своих детей. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей – основнойфактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы.

Таким образом, опыт применения комплексной психологической коррекции в работе с родителями, воспитывающими приемных детей, в целях профилактики неврозов показал, что такая работа полезна и эффективна. Она может быть организована в учреждениях консультативного типа в полном объеме. Кроме того психологическая коррекция дисгармоний развития в детской игровой группе может быть использована в практике работы психологов в государственных дошкольных учреждениях для детей, лишенных родительского попечительства. Необходимо только организовать соответствующую подготовку специалистов в области консультирования и психокоррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: