Основные школы и концепции отечественной культурологической мысли /Н.Бердяев, В.Соловьёв, П.Сорокин, К.Леонтьев/

Культурологическая концепция Н.Бердяева (1874–1948.) Изложил свои взгляды на культуру в работах «Самопознание», «Судьба России», «Смысл истории» и др. В трудах Бердяева получили освещение и осмысление наиболее значимые философские и культурологические проблемы того времени. Бердяев ставит свободную творческую личность выше культуры. Бердяев считает, что культура ограничивает творческий порыв духа. Культурная форма – это «остывшая свобода» духа. В результате дух воплощается в предметно-символические формы, сковывающие его. Определяя соотношение между культурой и цивилизацией, Бердяев противопоставляет значимость «воли к культуре» прагматичной «воле к жизни». Жизнь здесь у Бердяева – синоним бездуховного благоустройства. Абсолютной для религиозного философа Бердяева является культовая, сакральная основа культуры. Одним из первых он поставил наиболее существенные для современной культурологической мысли проблемы: соотношение между капитализмом и социализмом как формами сознания; нацией и культурой; общечеловеческим и национальным в культуре; войной и культурой и т. д.

В. С. Соловьев (1853 - 1900) –русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы – «Чтения о богочеловечестве» (1878-1881), «Оправдание добра» (1897). В творческой деятельности Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей, попытки его осуществления. Соловьев предлагает проект всемирной теократии, в которой главенствующую роль играла бы католическая церковь (теократия – политическая система, основанная на правящей роли церкви). Соловьев призывал к национальному самоотречению во имя общечеловеческой задачи, занимая, таким образом, особое место в историческом споре славянофилов и западников. Для Соловьёва культура есть не простая совокупность ценностно-познавательных ориентаций, но целокупное и безраздельное исполнение нашей жизни духом и смыслом христианства; В философия В.Соловьева, его творчество как поэта-символиста способствовали возрождению интереса к религиозно-философской мысли в России.

Ценность как основополагающий принцип культуры П. А. Сорокин. Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. В соответствии со своими методологическими установками Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Идеалистическую систему культуры рассматривает как промежуточную, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. Чувственная культура основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл.

К. Н. Леонтъев (1831—1891) полагает, что в мире существует множество культур, каждая из которых представляет собой локальное образование и только в определенных пределах вступает во взаимодействие с другими культурами. Типы взаимодействия культур различны, есть среди них и такие, которые приводят сначала к подавлению, а затем и уничтожению одной из культур, вступивших в диалог. Однако он считает, что культурное многообразие, которое наблюдается сегодня, может исчезнуть в ближайшей перспективе. Каждая культура, с точки зрения Леонтьева, проходит один и тот же цикл развития: зарождения, когда она выступает в простых и доступных непосредственному созерцанию формах, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения, когда она, исчерпав свой порыв, постепенно деградирует и умирает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: