Содержание работы по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

 

Исходя из анализа литературы, мы полагаем, что важными приемами работы по развитию пространственно-временных представлений являются:

- опора на наглядность ситуации;

- практическая деятельность с конкретными предметами;

- использование в развивающей работе дидактических игр;

- создание игровых ситуаций (ведь именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный интерес ребенка);

- активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов (например, когда один из участников развивающего занятия предлагает другим свой вариант задания);

- введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости. В младших классах ВШ? Вы ничего не путаете?

Целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану.

Развитие и уточнение пространственных представлений

1) Дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи, мы же другую категорию детей обследовали. Например, локоть, плечо колено, лопатка и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

–Подними правую руку, левую руку;

–Покажи, где у меня правая, левая рука;

–Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;

а) Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

б) Речевой вариант

Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему если нет – прекращают.

2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперед – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под).

Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево – право. В старшей группе можно предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле – справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле – слева или справа.

Аналогичная работа в подготовительной к школе группе проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания.

–Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа – барабан и т.д..

–Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

–На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

–Сидя за столом определить его правый и левый края.

–Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

–Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.

–Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

–Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).

–Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.

–Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.

–Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

–Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении9(Уменьшается.)

–Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?

–Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.

–Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Детям предлагаются следующие упражнения.

–Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии – буквы) справа или слева от вертикальной линии.

–Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.

– Что находится в центре рисунка? (Мишка.)

–Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.)

–Что находится слева от мишки? (Мячик.)

– Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева)

–Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

–Развитие и уточнение временных представлений

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям.

1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д.).

Детям можно предложить задания.

–Закончи предложения.

Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

–Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.

–Ответь на вопрос «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).

Детям предлагаются задания.

–Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

–Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме.

Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.

С учетом этих приемов нами был разработан цикл занятий для учащихся 1-х классов, целью которых стало развитие пространственных представлений детей. Эти занятия проводятся в малых группах (5-7 человек) в увлекательной и интересной для детей форме (см. Приложение Б).

В ходе занятий мы реализуем такие задачи, как формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам; развитие представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям, а также развитие умения самостоятельно употреблять потреблять предлоги, обозначающие расположение объектов в пространстве в речи («над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и т.п.).

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия и умения ориентироваться в пространстве – научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (пространственный анализ и синтез). Для корректировки ориентировки в пространстве у детей с интеллектуальной недостаточностью используются разработанные упражнения. Игры могут использоваться для индивидуальной и групповой работы с детьми, которые имеют трудности в обучении.

Заметим, что для многих упражнений требуется предварительная подготовка используемого материала (например, геометрические фигурки из картона, поле для игры).

Формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. являются важной стороной обучения в школе. Следует еще раз подчеркнуть, что важным моментом при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью пространственному ориентированию является сотрудничество родителей с тифлопедагогом, так как правильно выбранная методика формирования образа пространства и предметов в нем с использование измерительных действий способствует его адекватности, наполненности, конкретности и устойчивости (см. Приложение В).

Вне сомнения, появление такого образа у ребенка возможно благодаря развитию его глазомерных действий. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в ввиду, что они являются довольно сложными для детей с интеллектуальной недостаточностью. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий у детей можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.

Таким образом, для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребенка.

Оксана, у вас во многом перекликаются параграфы 1.3 и 2.2. Сделайте из них один хороший параграф 2.2, т.е. в каждой главе будет по два параграфа. Только читайте хорошо, что вы пишите, чтобы материал подходил для уч-ся 1 класса вш, терминология была современная

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: