Философские аспекты проблемы соотношения традиций и инноваций в системе социальной работы

В статьеисследуются методологические причины серьезных системных трудностей, испытываемых российской теорией и практикой социальной работы. Статья посвящена обоснованию применения в процессе философского осмысления сущности и особенностей социальной работы синергетического метода исследования. Автор формулирует основные особенности, свойственные синергетическому методу познания, наиболее значимые в его применении к изучению феномена социальной работы.

The methodological reasons of the serious system difficulties tested by Russian theory and practice of social work are tested in the article. The article is devoted to the substantiation of application in the process of philosophical understanding of essence and features of social work of synergetic method of research. The author formulates the main features characteristic of the synergetic method of learning the most important in its application to the study of the phenomenon of social work.

Российская теория и практика социальной работы испытывает серьезные системные трудности. Они связанны с тем, что в полной мере проявились проблемы, состоящие в общем снижении уровня социальной защищенности населения; недостаточном для современного уровня государственном финансировании системы социальной работы; в тенденции неограниченной коммерциализации всех сфер жизнедеятельности общества, не учитывающей реальные материальные возможности населения.

Важной идеологической основой подобных негативных факторов выступает стремление некритически заимствовать чужой, часто менее эффективный, опыт организации социальной работы западных стран (прежде всего США), представляющийся реформаторам привлекательным в силу кардинального сокращения участия государства в регулировании системы социальной работы. Подобная ситуация обусловливает особую актуальность теоретического осмысления проблемы соотношения традиций и инноваций в сфере теории и практики социальной работы.

Анализ содержания современной системы социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, раскрывает доминирование тенденции возрастания роли и значения традиции. Практика социальной работы показывает, что кризисные социально-экономические и духовно-культурные явления в обществе немедленно оживляют традиции. Связано данное обстоятельство с тем, что многократно апробированные и проверенные традиционные подходы и принципы социальной работы с людьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, служат гарантом стабилизации всей социальной системы, предохраняют ее от дисфункционирования и дезинтеграции.

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума.

Важнейшими причинами, приводящими к изменению парадигмы социальной помощи выступают:

— разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

— урбанизация и индустриализация;

— увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых задействован человек.

Следует отметить, что, теория и практика социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, основываются на выводе о наличии двух социокультурных факторов, детерминирующих диалектически противоположные тенденции в системе социальной работы:

1) фактора перехода современного общества от индустриального к информационному этапу своего развития, обусловливающего усиление инновационной воспитательной парадигмы;

2) фактора наличия в обществе кризисных явлений социально-экономического и социокультурного характера, повышающего значение традиционных принципов, форм и методов социальной работы.

Методологически ключевым в раскрытии диалектики традиций и инноваций в социальной работе является осмысление соотношения понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», а также понятий «новое» и «старое».

Думается, что критерием разграничения указанных понятий может служить смена социального времени, в субстанциально-определяющем аспекте его значения. В таком понимании «время» выступает в качестве обобщенной характеристики всех форм жизнедеятельности общественных субъектов конкретной исторической ситуации или эпохи. Это понятие охватывает социальные отношения, обычаи, традиции, нравы, типичные черты социально-исторической психологии. Соответственно, к прошлому будет относиться то, что отражает качественную определенность форм жизнедеятельности социальных субъектов иного (по отношению к настоящему и будущему) исторического времени.

В этом смысле, в одно и то же календарное время могут сосуществовать явления и процессы, относящиеся как к прошлому, так и к настоящему и будущему, что является отражением механизма преемственности и последовательности социального движения.

Соотношение понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее» раскрывает не только последовательную смену парадигм социальной работы, их инновационный характер, но и сохранение традиционности в их развитии. Эти понятия оттеняют временнóй аспект социокультурной детерминации социальной работы.

Более четко момент инновационности, разрыва традиций проявляется в соотношении понятий «старое» и «новое».

В обыденном словоупотреблении под новым понимается все, что отличает сегодняшнее от прошлого. В философском смысле новое – это то, что обладает возможностью дальнейшего развития, то есть то, что имеет будущее. Соответственно, старое – это то, что неспособно к развитию, исчерпало свой потенциал, а потому не имеет будущего.

С новым и старым, как состояниями теории и практики социальной работы, неразрывно связано не только понятие отрицания, но и понятие преемственности. Новое отрицает старое, но вместе с тем сохраняет известную преемственность по отношению к нему, благодаря чему и сохраняется непрерывность социокультурной деятельности. В процессе осуществления социальной работы новое конкретизируется в понятии «инновация», а аспект преемственности диалектики старого и нового раскрывается в понятии «традиция».

Традиция – это социальная форма передачи человеческого опыта. Она представляет собой определенный тип отношения между последовательными стадиями развития культуры, когда старое переходит в новое и продолжает существовать в нем, в снятом виде, способствуя его дальнейшему развитию.

В социокультурном процессе традиция выполняет следующие основные функции:

1) стабилизации определенных социальных связей и отношений;

2) аккумулирования и транслирования достижений предшествующих поколений (норм, ценностей, идеалов, правил и т.д.);

3) обоснования легитимности существования чего-либо (ссылка на традицию рассматривается как один из источников законности);

4) выражения коллективной идентичности (традиция усиливает чувства общих корней, принадлежности и верности нации, сообществу, группе, государству);

5) компенсации психологической неудовлетворенности субъекта (соотнесение действительности с традицией должно помогать пережить разочарование, смягчать неудовлетворенность повседневным существованием).

Обобщая предпринятый категориально-понятийный и функциональный анализ, можно сделать следующий вывод о диалектике традиции и инновации в системе социальной работы:

1) традиция служит основой возникновения и способом дальнейшей интеграции инновации в социокультурную систему;

2) инновация выступает источником развития традиции, средством ее коррекции, позволяющим снимать противоречие между традицией и изменяющейся социокультурной средой ее существования;

3) само выделение инновации имеет смысл только по отношению к традиции, а, по мере апробации и распространения, инновация получает статус традиции.

Методологически значимым для понимания диалектики традиции и инновации в системе социальной работы является синергетический подход к ее анализу.

Синергетика представляет собой метод познания сложных систем через раскрытие механизма их самоорганизации как целенаправленного накопления и структурализации информации, происходящих в открытой неравновесной системе путем адаптации к внешним воздействиям. Представление о бифуркационных состояниях сложноорганизованных систем применимо и к осмыслению системы социальной работы, оно связано с выявлением кризисных ситуаций, порождающих необходимость выбора, который и определяет дальнейшее направление развития. Значительный вклад в разработку этих проблем уже внес экзистенциализм. Синергетика же дает их общедоступное обоснование и обогащает философию социальной работы теоретическими представлениями о роли кризисных ситуаций в существовании человека, их влиянии на процесс становления и развития личности, на диалектику старого и нового, традиций и инноваций в социальной политике государства и существующей в обществе системе социальной деятельности.

Применение синергетического подхода к анализу традиций и инноваций в социальной работе требует реализации следующих познавательных задач:

1. Определение соотношения цели, способов и средств осуществления социальной работы с реальными условиями жизнедеятельности населения, и особенно его наименее социально защищенных слоев. Практика социальной работы только тогда даст наибольший эффект, когда она будет носить характер, резонирующий со сложившейся социокультурной средой, а также с ценностными ориентациями, разделяемыми большинством людей данного общества. В случае несоответствия системы социальной работы существующей социокультурной среде противоречие между ними разрешается посредством необходимых инноваций, направленных на изменение и улучшение теории и практики социальной работы.

2. Дифференциация и учет двух взаимосвязанных составляющих процесса самоорганизации системы социальной работы, который складывается из детерминированного процесса саморегуляции, предполагающего отбор соответствующих инноваций, и процесса саморазвития, основанного на свободном целесообразном усовершенствовании системы, допускающем любые инновации.

3. Выявление ведущего авторегулятора самоорганизации системы социальной работы.

Выяснение сложного и противоречивого характера социального развития постсоветских республик дает основание констатировать несоответствие существующей парадигмы социальной работы складывающейся социокультурной среде. Наиболее явно это проявляется в сфере социальной защиты населения.

Одним из важнейших путей выхода из кризиса современной российской системы социальной работы является неукоснительное соблюдение требования введения инноваций лишь при тщательном сохранении традиций, при опоре на них.

Достижение нового качества системы социальной работы, прежде всего, предполагает выработку новой стратегии социальной политики государства, на основе отражения перспектив общественного развития и необходимости разрешения серьезных проблем и недоработок в этой сфере социальной деятельности.

Эффективность инновационных концепций социальной работы зависит от соблюдения условия введения инноваций лишь при тщательном сохранении традиций, то есть от правильного выбора соотношения инноваций и традиций в теории и практике социальной работы.

Критериями правильности подобного выбора могут служить:

- преемственность в развитии процесса социальной работы;

- плавность диалектической смены традиций инновациями и последующего превращения инноваций в традиции;

- непрерывность и эффективность функционирования системы социальной работы.

Соотношение традиций и инноваций в социальной работе определяется не только указанными внутрисистемными факторами, но и внешними (по отношению к этой сфере социальной деятельности) социокультурными детерминантами. Влияние этих детерминант будет опосредоваться ценностными установками субъектов социальной работы, определяющих мотивацию их активности.

Серьезную методологическую проблему, в этой связи, представляет собой вопрос о критериях эффективности в социальной работе. Ее разработкой занимается особое направление научного познания – квалиметрия, которое изучает изменения и оценку качества социальной работы, методологии и методики оценки эффективности практической социальной работы во всех ее проявлениях.

Эффективность социальной работы – это система обобщенных, интегративных показателей качества этого специфического вида социальной деятельности. В научной литературе и научно-методических разработках существует несколько взглядов на эффективность социальной работы.

Сущность первого состоит в том, что он рассматривает меру качества социальной работы как соотношение нормы качества социальной работы реальным проявлениям результативности практической деятельности в определенной квалиметрической шкале, отражающей внешнюю и внутреннюю оценку качества социальной работы в различных подсистемах социальной сферы в широком ее понимании.

Существует концепция, согласно которой эффективность есть соотношение между заложенной ценностью и полученной ценностью, между минимальными вложениями и полученной наибольшей отдачей. Зарубежные сторонники такого подхода нередко считают, что наиболее рациональное действие (рациональное планирование) в социальной работе неизбежно ведет к наиболее эффективным результатам. В работах английских исследователей показатели оценки эффективности социальной работы, направленной на преодоление бедности, подразделяются на финансовые и нефинансовые.

Эффективность отражает степень достижения цели и определяется как отношение планируемого результата к фактическому. Результативность позволяет оценить соотношение вклада и целевых результатов, выражающихся в снижении глубины бедности, соотношение фактического и планируемого объема затрат на предоставление выплат, предоставление социальных услуг, а также льгот.

Теоретико-методологический подход к определению эффективности социальной работы предполагает:

во-первых, выделение уровней, основных направлений, видов, форм и методов социальной работы;

во-вторых, изучение взаимосвязи всех компонентов ценностных предпочтений, теории, технологии и практики социальной работы;

в-третьих, изучение актуальных практических проблем социальной работы как относительно целого и специфического вида социальной деятельности во всем многообразии и различных проявлениях;

в-четвертых, конкретный учет уровня жизни людей, уяснение социально-психологических особенностей и состояний различных категорий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или находящихся на грани такого состояния;

в-пятых, определение модели рациональной деятельности всех компонентов системы социальной работы (социальная защита, образование, здравоохранение и т.д.);

в-шестых, систематический научный учет отечественного и зарубежного опыта теоретической и практической деятельности в области социальной работы;

в-седьмых, предполагается дальнейшее развитие стандартизации и лицензирования социальной работы, создающей благоприятные предпосылки для объективной оценки качества социальной работы, разработки системы динамически развивающихся критериев и показателей эффективности этого вида социальной деятельности;

в-восьмых, организацию мониторинга результативности социальной работы в различных регионах страны.

Что же понимается под критериями и показателями эффективности социальной работы?

В последнее время социальные (социология, теория социальной работы, психология, социальная педагогика) и естественные (прикладная математика, статистика и др.) науки, в ряде случаев, ищут новые формы рациональности и формы оценки эффективности социальной работы. В русле этой деятельности особое место занимает разработка системы критериев и показателей эффективности социальной работы как инструмента измерения эффективности.

Понятие «критерий» в данном контексте, как правило, употребляется в двух основных значениях: критерий как мерило, как мера оценки, определения явления или процесса и критерий как отличительный признак чего-то, являющийся основой для классификации. Обе трактовки, по нашему мнению, имеют существенное значение для понимания эффективности социальной работы. Практиков чаще всего интересуют признаки, на основании которых можно оценить конечный результат проведенной работы. Управленцев, как правило, интересуют мерила, на основании которых можно измерить и оценить эффективность управленческой деятельности, в целом эффективность функционирования подсистем социальной защиты.

Такой критерий эффективности социальной работы как новизна использования социальных технологий позволяет различить формы социальной работы,которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, медицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.).

Кроме того, возможно выделение особого критерия эффективности социальной политики государства в виде социальной поддержки как формы содействия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В научной литературе отсутствует единый подход к определению критериев эффективности социальной работы, это связано, в первую очередь, с тем, что с их помощью необходимо оценивать уровень достижения целей в каждой из многообразных и сложных ситуаций социальной работы.

Представляется возможным выделить следующие основные критерии, широко используемые в практике социальной работы:

1) качество и уровень деятельности различных учреждений социальной защиты;

2) результаты реализации социальных программ;

3) качество и уровень социального обслуживания разных категорий граждан;

4) степень удовлетворенности потребностей клиентов теми или иными услугами;

5) качество и уровень организации труда работников;

6) уровень квалификации персонала и т.д.

Мы считаем, что наряду с перечисленными практическими критериями социальной работы, можно выделить в качестве важнейшего базисно определяющего критерия – степень социализации социальных субъектов, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Репродуктивная социальная деятельность направлена на достижение известной цели известными же средствами, продуктивная социальная деятельность ориентирована на выработку новых целей и средств и представляет собой важный аспект социального творчества. В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возникшим лишь пятнадцать лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ракурс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле которой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апробированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессиональной социальной работе других государств.

Репродуктивная и творческая социальная деятельность – две стороны проявления активности субъекта, диалектически взаимодействующие и одна без другой не существующие. Субъект социальной работы не может проявлять творческой активности, не усвоив предшествующих достижений человечества в этой области, то есть, не осуществляя репродуктивной деятельности; с другой стороны, развитие творческих способностей ведет к более успешному осуществлению, в том числе, и репродуктивной деятельности. Учет взаимообусловленности репродуктивной и творческой деятельности имеет большое значение для научной организации всей системы социальной работы.

Обобщая материал данной статьи можно сделать следующие выводы. Анализ системы социальной работы, основанный на изучении особенностей взаимодействия коллективистских традиций, сложившихся в советский период, и новаторско-творческих начал, представленных в современных теориях, показывает, что ценностные приоритеты, лежащие в основе организации социальной работы, должны ориентироваться на решение следующих главных стратегических задач:

– во-первых, трансляции из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся, наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных традиций народа, предопределяющих глубинные, «корневые» основания его специфического менталитета;

– во-вторых, обогащения индивидуальных и общественных ментальных качеств народа общечеловеческими духовными, нравственными ценностями. При этом важно опираться на относительную целостность, всеединство цивилизации и естественные тенденции к духовной конвергенции и постепенной интеграции народов, к всё более активному диалогу культур. Конвергенция и интеграция вовсе не связаны с подавлением самобытности конкретной культуры, её «растворением» в неких безликих общечеловеческих ценностях – напротив, речь идёт о естественной гармонии процессов дифференциации и интеграции, о безусловном сохранении самобытности того или иного общества, о создании наиболее благоприятных условий для его развития, но также и об устранении иллюзий самодостаточности этой самобытности, чреватых недопустимыми националистическим сепаратизмом и самоизоляцией;

– в-третьих, коррекции и, в необходимых случаях, преобразования тех ценностных жизненных ориентиров, которые определяют наиболее вероятное направление деятельности субъектов социальной работы, направляют и концентрируют их «ментальную» энергию на достижение поставленных целей. При этом следует помнить, что и цели, и средства их достижения должны утверждать высшие нравственные ценности человеческой цивилизации.

Существуют многообразные критерии эффективности социальной работы, к важнейшим из них относятся: качество и уровень деятельности различных учреждений социальной защиты; результаты реализации социальных программ; качество и уровень социального обслуживания разных категорий граждан; степень удовлетворенности потребностей клиентов теми или иными услугами; качество и уровень организации труда работников; уровень квалификации персонала и т.д., но главным, базисно определяющим критерием выступает степень социализации социальных субъектов, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В.В. Сохранов − Преображенский (ПГУ, Пенза)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: