КВН по русскому языку для младших школьников

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу, продолжить работу над грамотностью детей; развивать речь, мышление, смекалку; воспитывать аккурат­ность и прилежание, прививать интерес к русскому языку, разви­вать творческие и познавательные способности детей.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки с изображени­ем девочки и мальчика, эмблемы участникам каждой команды, ме­дали для награждения участников.

Вед.: Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний КВН поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык - это необык­новенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.

Все

Мы веселые ребята И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами В КВН будем играть. Мы отвечаем дружно И здесь сомнения нет, -

Сегодня будет дружба Владычицей побед!

1-я команда

И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование, Успех решает не судьба, А только наши знания.

2-я команда

И соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит острей, И наша дружба крепнет с ней!

На музыку песни «Улыбка» В. Шаинского участники испол­няют песню.

Любит КВН наш дружный класс,

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Вед.: Итак, наш первый конкурс - разминка. Вам необходимо угадать название команды-соперницы. За правильный ответ - 1 очко.

1-й команде. Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопрос кто? что? В предложении бывает под­лежащим и второстепенным членом. (Имя существительное).

2-й команде. Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какие? В предложении быва­ет второстепенным членом. (Имя прилагательное).

Наш второй конкурс оценивается в 2 очка. Задание состоит в том, чтобы угадать слово.

1-й команде. Его в слове «писать», в слове «рассказывать», > -в слове «книжка», - в слове «вода» (расписка).

- вязать, - замолчать, > - скачка, - рыба (завязка).

2-й команде: - снежинка, - подъехал, > -лесник, -ученики (под­снежники).

- ставить, - приехал, > - дочка, - ложка (приставка).

Вед.: Кто напишет больше имен существительных с двойной согласной? За победу - 1 очко.

- Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей? (правильный ответ: у рыб есть зубы).

Вед.: Итак, мы продолжаем нашу игру. Каждой команде пред­лагаются карточки с сущ. Необходимо определить их род. За каж­дый правильный ответ - 1 очко.

1-й команде - какао (ср. р), тюль (м. р.). пианино (ср. р), то­поль (м. р.), какаду (м. р.).

2-й команде - кофе (м. р.), кружево (ср. р), рояль (м. р,), сирень (ж. р.), трель (ж. р.),

Вед.: Вася написал письмо Коле. Что он должен сделать даль­ше? (написать адрес).

1-й команде - Как называется человек, который написал пись­мо? (адресант).

2-й команде - Как называется тот, кто получил это письмо? (адресат).

Вед.: В Москве живут москвичи, во Владимире- владимирцы, а как называют себя жители города Курска? (куряне). А жители го­рода Архангельска? (ирхангелогоридцы). (За каждый правильный от­вет 1 очко).

Показывается инсценировка стихотворения Б. Заходера «Пе­сенка-азбука».

Тридцать две родных сестрицы,

писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы. Очень просим всех ребят С ними подружиться!

А. Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха.

Ц, Ч, Ш, Щ. Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети! Во г они - стоят рядком. Очень плохо жигь на свете Тем, кто с ними не знаком!

Вед.: Мы вновь продолжаем наше состязание. Вам надо впи­сать слова в данный кроссворд. Чья команда быстрее справится. получит за победу 3 очка.

М

М

м м м

М (мяч, мир, мел, май, мак и т. д.)

Вед.: А сейчас - творческое задание. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы.

1-я команда - солнце... оконце.

2-я команда - привет... кабинет. (Данный конкурс оценивается в 5 очков).

Вед.: следующий конкурс: «Слово-змейка». Необходимо запи­сать цепочку слов, где последняя буква первого слова является пер-

вой буквой следующего слова. У чьей команды за 30 секунд цепочка окажется длиннее, зарабатывает 2 очка.

(Например, салют - трава - арбуз и т. д.).

Вед.:

- Как большой дом превратить в маленький? (дом-домик).

- Как из топора сделать рукоятку? (топор-топорище).

Конкурс КАПИТАНОВ

Отгадайте загадку и определите часть речи. 1. Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, сущ).

1. Белый зайчик прыгает по черному полю,

слезы проливает,

дети их читают

и стирают. (Мел, сущ.).

Раскрыть скобки.

1. Язык (до) Киева (до)ведет.

2. Хорошее слово (до)сердца (до)йдет.

За победу капитаны приносят своей команде 2 очка.

Вед.: Следующий конкурс «Кто последний?». Кто составит больше слов из букв слова «словарик». На выполнение задания да­ется 1 минута. За победу - 2 очка. За самое длинное слово еще 1 очко.

Вед.: А теперь командам необходимо раскрыть смысл крыла­тых выражений.

1. Рукой подать (близко).

2. Через час по чайной ложке (медленно).

3. Морочить голову (обманывать).

4. Во весь дух (быстро).

5. Работать засучив рукава (усердно).

6. Прикусить язык (замолчать).

7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи).

8. Сломя голову (очень быстро).

Вед.: Подберите синоним к слову «базар» (рынок). Что обо­значают выражения: «птичий рынок», «птичий базар»?

Вед.: А теперь мы напишем диктант. Каждый участник ко­манды пишет только 2 слова и передает листок следующему члену команды. Как только'команда заканчивает писать, жюри проверя­ет диктант. За каждую ошибку с команды снимается очко.

Текст

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся пони­мать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с дет­ства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

Вед.: А теперь вам необходимо определить часть речи подчер­кнутых слов. Правильный ответ - очко.

1-й команде - Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2-й команде - Снежное покрывало покрывало все поле.

Вед.: Являются ли однокоренными слова: гимн, гимнаст, гим­настерка? (нет, т. к. имеют разное значение).

Вед.: Образуйте сложные слова. Кто быстрее справится и пра­вильно выполнит задание, получит очко.

1-й команде:

- паровой,ходить (пароход).

- звезды, летчик (звездолет).

-любить, радио (радиолюбитель).

- колоть, лед (ледокол).

-пешком, ходить (пешеход).

2-й команде:

-сосать, пыль (пылесос).

- падать, листья (листопад).

- рубить, лес (лесоруб).

-ловить, рыба (рыболов).

-тушить, огонь (огнетушитель).

Вед.: От корня слов, так же, как и от корня дерева, идут новые ростки - однокоренные слова. Чье дерево будет ветвистее, получает 2 очка, каждая ветвь - это слово.

1 команда: корень - кол -

2 команда: корень - сып -

Вед.: Итак, ребята, у вас есть еще одна возможность зарабо­тать очко в нашей игре. Для этого вам надо ответить на вопрос.

Мы говорим: дети убежали, часы убежали. А что еще может убежать? (молоко, время, зерно бежит на элеваторе).

Вед.: Наш КВН подошел к концу, жюри подводит итоги, но независимо от того, кто победит в этом конкурсе, помните, русский язык - по-настоящему великий и могучий. И сегодня мы с вами еще раз в этом убедились.

Подведение итогов, вручение призов. Звучит музыка. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

ОМОНИМ

Омонимы - слова-близнецы: у них и обличье одно, и звучат они одинаково, а вот по смыслу не схожи, часто даже противопо­ложны. Образуются омонимы по-разному. Одни получаются в ре­зультате случайного фонетического совпадения (такса - стоимость услуг и порода собак; коса, глава, брак и т. д.), другие - при измене­нии формы глагола (три - числительное, а также повелительное на­клонение глагола тереть, третьи - благодаря возникновению но­вых слов на основе старых (совет - разумное наставление и орган управления), четвертые - вследствие так называемого лексического сдвига, фонетического слияния двух или нескольких рядом стоящих слов.

Омонимы - источник интересных поэтических игр, они часто ' используются в русской поэзии. В современной поэзии мастером дан­ного жанра является Яков Козловский, одна из его книг - «Созвез­дие близнецов» - содержит более ста поэтических миниатюр, напи­санных с использованием омонимических рифм. Приведем три весе­лые миниатюры из этой остроумной книжки.

Такса

Сев в такси, Спросила такса:

- За проезд какая такса? А водитель:

- Денег с такс

Не берем совсем Вот так-с!

Ребята и жеребята

Тетя сказала:

Ты же ребенок, Бегать так много Нельзя же ребятам\

Мальчик в ответ:

- Если я жеребенок, Бегать мне следует, Как жеребятам!

Тигры и львы

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы, Что не может носорог Почесать свой нос об рог?

КАЛАМБУР

Игру слов, использующую их звуковое сходство для достиже­ния комического эффекта, часто называют каламбуром. Вот пример из творчества поэта прошлого века Петра Калошина:

Неведомый - поэт, неведомый никем, Печает стихи неведомо зачем.

Наиболее популярны каламбуры, построенные на омонимах. А вот два образца каламбурной рифмы, принадлежащие поэту-са­тирику прошлого века Дмитрию Минаеву:

Ты грустно восклицаешь: «Та ли я? В сто сантиметров моя талия!»

И второй:

И та ли я, Италия?

Идея состоит в том, что концы строк отличаются лишь рас­становкой пробелов между словами. Такие стихотворные строчки называют также суперкаламбурами.

Особенно необычен случай полного «перераспределения» стро­ки. Соответствующие фразы называют гетерограммами ( в перево­де с греческого «другая запись»). Большого мастерства в придумы­вании суперкаламбуров и гетерограмм достигли поэт Дмитрий Авилиани и его ученик Сергей Федин. Вот ряд их эффектных открытий:

Азам учили, а замучили. Пока лечили - покалечили! Обед не ешь - обеднеешь! Небеса ликуют - не беса ли куют? Не бомжи вы - небом живы. Подними-ка бачки - под ними кабачки! Убогая у бога я. Товарищу товарищ. Несу разное, несуразное.

Интересная игра, в которой текст, записанный без пробелов, требуется разбить на отдельные слова. Особенно забавно, если при этом получаются фразы, имеющие чуть ли не противоположное зна­чение. Вот один пример: УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ! В результате расшифровки возникают два варианта - один радостный, другой -грустный:

Увидим, Петь, Канары! Увидим, Петька, нары!

МОНОРИМ

Кто-то называет слово, и все стихотворение строится на риф­мах к нему. Это и есть монорим.

Холодеет жар камина, Смолкли звуки пианино, Отзвучала каватина... Где ж иных небес картина, Белый лебедь Лоэнгрина? Тоже есть где разгуляться поэтической фантазии игроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: