Психологические характеристики неуспевающих студентов

Обучение в вузе предъявляет к студенту ряд требований, которым он должен соответствовать и которые должен соблюдать. Главной психотравмирующей и фрустрирующей ситуацией для учащихся является их отчисление по неуспеваемости, что не всегда прямо связано с уровнем их общей теоретической подготовки и потенциальных способностей. Среди многообразия факторов, влияющих на успешность студента, в целом можно выделить 2 группы: внешние и внутренние. Первая группа подразделяется на 2 подгруппы, одна из которых включает в себя такие требования, как необходимость посещать лекции, готовиться к занятиям, проходить тесты и сдавать экзамены, вовремя приходить на занятия, не нарушать дисциплину. Другая подгруппа включает в себя семейно-бытовые и материальные условия: место для подготовки к занятиям, семейная атмосфера, наличие собственной семьи, состояние здоровья, достаточная материальная обеспеченность для студентов коммерческих вузов.[26]

Вторая группа факторов включает в себя характеристики самого субъекта обучения. Сюда входит интеллектуальный уровень, способность к переработке и усвоению информации, профессиональная направленность интересов, мотивационная готовность к обучению и ряд индивидуально-психологических особенностей, важных для процесса обучения. К таким особенностям можно отнести сформированное чувство ответственности, способность к саморегуляции эмоциональных состояний, высокая познавательная потребность, способность адаптироваться к изменяющимся условиям и др.[23]

Эти факторы часто взаимосвязаны и могут выступать в качестве причин или предпосылок отчисления. Академическая неуспеваемость, невыполнение учебного плана, нарушения дисциплины тесным образом связаны с нежеланием учиться, отсутствием самодисциплины и/или неспособностью адаптироваться к учебным нагрузкам, временными затратами на зарабатывание денег для оплаты учебы в коммерческом вузе.[21]

Так же существует ряд других фактор такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания.[2] Невыполнение самостоятельной работы, отказ отвечать на вопросы преподавателя, отвлечения на парах могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности студентов могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что студент не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерный для данного возраста «синдром инфантилизма», выражающийся в неадекватной самооценки, в неумение здраво оценить трудности предпринятой работы и неумении правильно оценить свои силы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, студент сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Или же наоборот, решив заранее, что не справится с таким сложным заданием, даже не пытается приступить к выполнению. Известная поверхностность, легкомыслие свойственны юношескому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешности обучения. Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для юношеского возраста неустойчивость устремлений. Общеизвестен факт увлечения юношей и девушек приключенческими книга­ми, кино, телевизионными передачами, ночной жизнью в ущерб занятиям. Многие студенты уделяют много времени спортивным тренировкам, работе в различных творческих кружках.[10,11]

Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к вузу характеризует длительно неуспевающих студентов. При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к вузу. Студент воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования преподавателей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание родителей. У та­кого студента сформировалась довольно стойкая позиция в отно­шении вуза и занятий: он уверен, что все это скучно, что это ему не нужно, а нужно его родителям. Мы наблюдали случаи, когда даже кружок выбирается по желанию родителей. Не только отрицательное отношение к вузу и учение по принуждению вызывают отставание студентов[15]. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность студента, по­рождает равнодушие к содержанию учебно-профессиональной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всей личности студента. У некоторых студентов цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средст­во для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию. Таковы некоторые черты личности учащихся-студентов, с «инфантильным синдромом» вызывающие отставание. Мы не говорили о пробелах в знаниях, умениях, навыках, так как эти причины являются одновременно и признаками отставания.[8]


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: