Ресурсы удаленного доступа

Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [1999]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.

 


Приложение Г (рекомендательное)

Рекомендации по проектированию учебного занятия

 

Разрабатываемый в курсовой работе план урока должен соответствовать форме поурочного плана, принятой в учебных заведениях НПО и должен содержать:

● наименование будущей профессии;

● название дисциплины;

● тему урока;

● дату проведения урока;

● образовательную цель урока;

● воспитательную цель урока;

● развивающую цель урока;

● знания, которые необходимо актуализировать на уроке;

● тип урока;

● методы проведения урока и методические приемы;

● необходимые наглядные пособия и технические средства;

● порядок проведения урока (указать план изложения, проблемные вопросы, вопросы для контроля, место использования наглядных пособий и демонстраций, самостоятельная работа);

● способы активизации познавательной деятельности учащихся;

● домашнее задание;

● литература;

● график проведения урока (распределение видов работ по времени);

● межпредметные связи.

При изложении темы проектируемого урока, включающей описание устройств и явления, рекомендуется руководствоваться нижеизложенной последовательностью. При описании устройства, принципа действия, режима работы приборов или аппаратов необходимо:

● классификация устройства по разным признакам;

● основные элементы конструкции;

● принцип действия устройства (обязательно обратить внимание на явление, на котором основан принцип действия);

● режимы работы устройств.

При описании физических явлений (если таковые имеют место):

● условия возникновения явления;

● сущность явления;

● практическое использование явления или мероприятия по его устранению, если оно наносит вред.

При объяснении физических величин (параметры аппаратов, машин):

● словесная формулировка физической величины;

● единицы измерения, пределы измерения и факторы, влияющие на ее изменение;

● формулы для определения величины.

При составлении карточек контроля усвоения материала следует учитывать то обстоятельство, что в выборочной системе ответов, наиболее удобной для быстрого контроля, не должно содержаться абсурдной информации и неправильных формул.

При подготовке задач наибольшее внимание следует уделять восстановлению условия задачи, т.е. исходным данным по подбору цифр. Цифры в задачах должны соответствовать данным реальных станков и оборудования.


Приложение Д (рекомендательное)

Указания по разработке методики изложения конкретной темы

 

При разработке методики изложения конкретной темы необходимо:

а) проанализировать тему:

1) изучить содержание темы и определить ее место и роль в учеб­ном предмете (тема, открывающая предмет или являющаяся заключительной, связь с предыдущей и последующей), цель изучения темы, привести содержание темы согласно программе;

2) дать характеристику материала по содержанию (учебный материал, раскрывающий вопросы техники, технологический материал, сырье и материалы, учебный материал по организации и экономике), по характеру (описательный, доказательный, расчетно-графический, лабораторно-практический), по значимости (главный, второстепенный, вспомогательный);

3) проанализировать особенности учебного материала по теме (много теоретических положений, материал содержит много формул, материал не наглядный, прикладной и т.д.);

4) изучить степень сложности темы в целом и отдельных ее частей (трудность, объем, доступность, эмоциональные возможности);

5) выявить внутрипредметные и межпредметные связи и возможности их использования;

6) проанализировать воспитательные возможности материала;

7) уточнить знания и умения, приобретаемые или расширямые при изучении данной темы в соответствии с квалификационной характеристикой;

8) указать количество часов, отводимое на ее изучение;

9) привести систему уроков в виде разработанного перспективно-тематического плана;

б) детально разработать вопросы методики всех уроков:

1) наметить основные формы и методы организации всех уроков, охватывающие такие звенья учебно-воспитательного процесса, как подготовка к восприятию нового материала, изучение новых вопросов, закрепление, углубление, контроль знаний и умений;

2) наметить организационно-техническую подготовку к занятиям.

В частной методике необходимо показать, как следует подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, в результате чего активизируется их познавательная деятельность и повышается эффективность обучения. Сюда относятся:

● краткое повторение ранее изученного материала;

● совместное построение целевого пространства;

● создание проблемной ситуации;

● знакомство с интересными материалами из журналов;

● демонстрация кинофрагментов и т.д.

При разработке методики необходимо предусмотреть современные методы изложения материала, в частности, проблемное обучение, задания исследовательского характера, деловые игры, творческое проекти­рование для того, чтобы заинтересовать учащихся не только конечным результатом труда, но и самим процессом его достижения.

Необходимо предусмотреть комплексное применение наглядных пособий и ТСО, а также разработать методику их практического использования на уроке, позволяющую:

● повысить эффективность учебного времени;

● более глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений;

● активизировать познавательную деятельность учащихся.

При проверке и оценке знаний учащихся нужно показать виды и формы контроля. Здесь же следует привести рекомендуемые вопросы или задания для контроля знаний.

При разработке домашних заданий необходимо продумать методы контроля их выполнения, которые имеют решающее значение для повышения качества усвоения учебного материала, формирования самостоятельности и познавательной активности учащихся.

В частной методике не следует повторять содержание учебника или учебного пособия, описывать изучаемые технические объекты и освещать общепедагогические вопросы. Они могут упоминаться лишь в той мере, в какой это необходимо для описания того или иного методического приема.

При разработке плана-конспекта занятия необходимо придерживаться традиционной схемы, но это не исключает использование инноваций при построении занятия. Например, разработка технологической карты урока по В. М. Монахову [9, 10], технологических ситуаций по К. Я. Вазиной [1].

Использование инновационного опыта приветствуется и оказывает положительное влияние на качество и оценку работы.

 

 


 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ........................ 5

2. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ........................................................... 6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ..................... 7

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ...................................... 16

5. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ............................................... 25

5.1. Оформление текстовой части........................................................... 25

5.2. Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов.......... 26

5.3. Заголовки............................................................................................. 28

5.4. Нумерация страниц............................................................................ 29

5.5. Ссылки.................................................................................................. 30

5.6. Сноски.................................................................................................. 31

5.7. Иллюстрации....................................................................................... 32

5.8. Таблицы............................................................................................... 33

5.9. Буквенные аббревиатуры.................................................................. 35

5.10. Список литературы.......................................................................... 36

5.11. Приложения...................................................................................... 38

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................... 39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................... 41

Приложение А (обязательное). Образец оформления
титульного листа курсовой работы........................................................ 43

Приложение Б (справочное). Образец оформления таблиц................... 44

Приложение В (справочное). Образцы оформления библиографического описания источников.................................................................................................. 45

Приложение Г (рекомендательное). Рекомендации по проектированию учебного занятия......................................................................................................... 50

Приложение Д (рекомендательное). Указания по разработке
методики изложения конкретной темы.................................................. 52

 

Учебное издание

 

 

Ирина Николаевна Лукина

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Редактор Е. А. Бутина

Компьютерная верстка Н. А. Бутин

 

Лицензия ЛР № 020059 от 24.03.97

Гигиенический сертификат № 54.НК.05.953.П.000149.12.02 от 27.12.02

Подписано в печать 30.07.2007. Формат бумаги 60х84/16. Печать RISO.

Объем 3,5 печ. л. Тираж 500 экз. Заказ №

Педуниверситет, 630126, г. Новосибирск, 126, Вилюйская, 28

 


[1] Левидов А. М. Литература и действительность. — Л.: Книга, 1987. — С. 409.

[2]) Гуру — учитель в индийской философии, без личного влияния которого невозможны постижение основ знания и внутреннее совершенствование ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: