III. Функции исторической науки

История выполняет социальные, научно-познавательные и воспитательные функции.

Функция социальной памяти. Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформулировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…».

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…». История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего Отечества, истории развития человечества.

История России как государства насчитывает чуть более тысячи лет. Если принять во внимание, что вид Homo sapiens (человек разумный) появился более 30 тыс. лет назад, то тысяча лет - это совсем небольшой отрезок времени. Однако за этот период Россия прошла крайне сложный, противоречивый и драматичный путь развития. Неоднократно менялись формы ее государственно-политического устройства, название государства, законы по которым это государство существовало. Можно утверждать, что в мире найдется немного государств, которым пришлось пережить так же много испытаний, как нашему Отечеству. Но именно благодаря самобытности, противоречивости и драматизму пройденного исторического пути, Россия внесла уникальный вклад в развитие мировой цивилизации. Обращение к истории Руси, России помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда пришли, куда идем, во имя чего? Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

Научно-познавательная функция. Научно-познавательная функция - неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков из прошлого опыта. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?». При всем своеобразии, непохожести, уникальности происходящих ныне в нашем Отечестве событий, в них можно найти черты сходные с прошлым или вытекающие из него. Их осмысление и обобщение поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры на будущее.

Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов общества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. В эпоху Просвещения в своей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дидро и Даламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминание о них мешает их повторению». Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа.

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. Образованный человек не может равнодушно относиться к страданиям людей, несправедливости, а также к героическим поступкам своих предков.

Он не может не осуждать преступления, политику террора и насилия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: