Развитие отечественного законодательства, изменение общественных отношений порождают возникновение новых видов юридической ответственности, а задачей правовых наук является их выявление и изучение, а также разработка рекомендаций по совершенствованию правоприменительной и законодательной практики.
В последние годы в юридической литературе появился ряд работ, в которых обосновывается наличие новых видов юридической ответственности — налоговой211 и финансовой212. Следует отметить,
211 Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 53; ГогинА.А.\ 1) Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности: Дис.... канд. юрид. наук. Самара, 2002; 2) К вопросу о понятии налоговой ответственности // Вестник ВУиТ. Сер.:«Юриспруденция». Вып. 9. Тольятти, 2000. С. 193; ТерноваЛ. Налоговая ответственность— самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. №9. С. 27; Соловьева. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве // Хозяйство и право. 2002. № 4. С. 86; Налоги и нало- говое право / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 1998. С. 449.
212 Финансовое право / Под ред. Н. И. Химичевой. М., 2000. С. 294; Макуев Р. X. Правонарушения и юридическая ответственность. Орел, 1998. С. 43; Емельянов А. С.
ото некоторые ученые не признают самостоятельности налоговой ответственности, а ответственность налогоплательщиков (налоговую ответственность) относят к финансовой213 или административной ответственности214. Думается, что выделение в качестве самостоятельного вида налоговой ответственности обусловлено формированием налогового законодательства и новой отрасли права - налогового, а также появлением и обособлением нового вида правонарушения — налогового.
Самостоятельность вида юридической ответственности, а следовательно, и его функций зависит от самостоятельности отрасли права и вида правонарушения. В настоящее время в юридической литературе налоговое право начинают рассматривать как подотрасль финансового права215, а самостоятельность налоговых правонарушений не ставится под сомнение. Само налоговое право не может эффективно функционировать без наличия самостоятельного института ответственности. Кроме того, динамично развивающееся законодательство стало употреблять как самостоятельные категории такие понятия, как «налоговая санкция», «финансовая санкция»216, «финансовая ответственность» 217, «меры финансовой ответственно-
Меры финансово-правового принуждения // Правоведение. 2001. № 6. С. 45; КарасеваМ. В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. С. 181.
213 Юстус О. И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков — организаций: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1997; Пинигин В. А. Ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 1998. № 8. С. 40; Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. С. 181-184.
214 Хаменушко И. В. О правовой природе финансовых санкций // Юридический мир. 1997. № 1; Ларичев В. Д., РешетнякН. С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М., 1998. С. 10.; Ковалюнас Д. А. О некоторых проблемах порядка применения административно-правовых санкций // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 1. Тольятти, 1998. С. 190; Кузмиче-ваГ.А., Калинина Л. А. Административная ответственность. М., 2000. С. 7; Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2000. С. 183; Зимин А. В. Специфика налоговой ответственности российских организаций // Правоведение. 2001. № 6. С. 34. Нельзя не отметить противоречивость суждений А. В. Зимина. Так, с одной стороны, он отстаивает административно-правовую природу ответственности по Налоговому кодексу, а с другой — неоднократно в своей работе употребляет понятия «налоговая ответственность», «налоговое правонарушение», «налоговая санкция» и выделяет особенности налоговой ответственности.
215 Химичева Н. И. Налоговое право. М., 1997. С. 43.
216 Статья 10 ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О бюджете Пенсионного фонда Росийской Федерации на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1654.
217 Распоряжение мэра Москвы от 10 декабря 1996 г. № 586/1-РМ «Об организационных мерах по совершенствованию системы обязательного медицинского страхо-
ста»218 «налоговое правонарушение», «финансовое правонарушение»219, что свидетельствует об обособлении и формировании новых видов юридической ответственности — финансовой и налоговой220. Тем не менее мы выступаем против самостоятельности так называемых «валютной», «бюджетной»221 ответственности. Эти «виды» ответственности укладываются в рамки финансовой либо административной юридической ответственности.
Следует отметить, что функции налоговой ответственности в юридической литературе исследованы поверхностно. Между тем, на наш взгляд, налоговая ответственность не является неким особым видом юридической ответственности и выполняет регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную функции.
Регулятивно-статическая функция налоговой ответственности начинает осуществляться до того, как будет оформлена динамика налоговых отношений, так как для оформления динамики первоначально необходимо их закрепление. В немногочисленных работах, в которых затрагиваются проблемы функций налоговой ответственности, утверждается, что она выполняет карательную, превентивную, восстановительную, воспитательную функции222. Однако ни одна из указанных функций не может возникнуть, если соответствующие отношения не будут урегулированы при помощи норм, устанавли-
вания (ОМС) в г. Москве» // Вестник мэрии Москвы. № 6. 1997. Понятие «финансовая ответственность» активно употребляется в правоприменительной практике (см., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1998 г. № 1024/97// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 6).
218 Указ Президента РФ от 23 мая 1994 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396. "
219 Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 13 июля 2001 г. №04-01-10/3-69.
220 Следует отметить, что, действительно, первоначально налоговая и финансовая ответственность зародились в рамках административной, а их выделение и обособление стало закономерным итогом развития общественных отношений и законодательства (см., об этом: Гогин А. А. Налоговая ответственность в системе юридической ответственности // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 15. Тольятти, 2001. С. 67).
221 Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовая ответственность // Налоговый вестник. 1998. №2. С. 63.
222 Гогин А. А. Теоретические вопросы налоговой ответственности. С. 73; Соловьев В. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве. С. 86.
дающих юридическую ответственность. Первоначально должны быть определены варианты правомерного поведения, закреплены права и обязанности участников общественных отношений, а только затем можно утверждать о превенции нарушений этих отношений, а уж тем более о карательной и восстановительной функциях налоговой ответственности. Ведь реализация карательной и восстановительной функций возможна только в том случае, если будет нарушено регулятивное правоотношение, которое оформляется посредством регулятивной функции налоговой ответственности.
Налоговая ответственность, как и любой другой вид юридической ответственности, не может определяться только как реакция государства на правонарушение или как обязанность правонарушителя, вытекающая из факта совершения правонарушения. Налоговая ответственность — сложное явление, характеризующееся обязанностями налогоплательщика, его правомерным поведением, реакцией компетентных органов на данное поведение, и только в случае нарушения регулятивного правоотношения возможна реализация государственно-принудительной формы налоговой ответственности.
В ст. 2 НК РФ закреплено: «Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Таким образом, в ст. 2 НК РФ дается перечень общественных отношений, которые регулирует налоговое право.
Н. И. Химичева отмечает, что налоговое право регулирует общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных законодательством случаях— во внебюджетную систему223.
Возникают вопросы, что относится к объекту регулятивного воздействия налоговой ответственности, тождественны или нет объекты регулятивного воздействия налогового права и налоговой ответственности? Думается, что нет. Регулятивная функция налоговой °тветственности не устанавливает различные процедурные нормы,
223 Химичева Н. И. Налоговое право. С. 44.
виды налогов и сборов, отношения налогового контроля, так как это явление более узкое, осуществляющееся в рамках регулятивной, функции налогового права.
Регулятивная функция налоговой ответственности фиксирует отношения: по постановке на учет в налоговых органах; своевременной уплате налогов и сборов; представления налоговой декларации; учету доходов, расходов, объектов налогообложения. Отдельную группу регулятивного воздействия составляют отношения, возникающие между банками, налогоплательщиками и налоговыми органами, по осуществлению банками операций, связанных с открытием счетов, предоставлением информации, перечислением денежных средств по уплате налогов и сборов. С одной стороны, регулятивная функция закрепляет общественные отношения в правовых нормах, а с другой — правовая норма, воздействуя на волю и сознание субъектов этих отношений, оформляет динамику общественных отношений.
В конечном счете регулятивная функция налоговой ответственности способствует нормальному функционированию экономики Российской Федерации, а указанные общественные отношения составляют объект воздействия регулятивной функции налоговой ответственности.
Излишним выглядит закрепление в Налоговом кодексе отношений, возникающих между свидетелями, экспертами и налоговыми органами по поводу дачи последними правдивых показаний и заключений. Отношения между органами, способствующими осуществлению правосудия, и субъектами юридической ответственности выходят за рамки налогового регулирования, тем более что аналогичные отношения закреплены как в Уголовном кодексе, так и в Кодексе об административных правонарушениях.
Из Налогового кодекса следует, что субъектами регулятивного воздействия налоговой ответственности выступают налогоплательщики, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Это юридические лица, физические лица, частные предприниматели, налоговые агенты.224
224 Подробнее об этом см.: ГоаинА. А. О субъектах налоговой ответственности // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 12. Тольятти, 2000. С. 94.
Возникает вопрос, а являются ли налоговые органы субъектами пегулятивного воздействия налоговой ответственности? Не вызывает сомнения, что государство (в лице уполномоченных органов) выступает субъектом налогового правоотношения225, однако оно не выступает субъектами налоговой ответственности. Естественно, что нормы налогового права регулируют деятельность налоговых органов, но в данном случае речь идет о регулятивной функции налогового права, а не об ответственности. Налоговое правоотношение оформляется не только регулятивной функцией налоговой ответственности, но и регулятивной функцией налогового права. Если налоговые органы, их должностные лица нарушают возложенные на них обязанности, злоупотребляют предоставленными правами, для последних может наступать уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная ответственность, но не налоговая.
Регулятивная функция налоговой ответственности осуществляется посредством формулирования обязанностей, составов правомерного поведения субъектов налоговой ответственности. Обязанность действовать правомерно, обязанность по воздержанию от определенного действия влияют на волю и сознание субъектов налоговой ответственности и предопределяют формирование правомерного поведения. Они упорядочивают поведение налогоплательщика, направляя его в необходимые, одобряемые рамки.
Регулятивная функция налоговой ответственности закрепляет следующие обязанности налогоплательщиков: своевременно встать на учет в налоговых органах; действовать только после постановки на учет в налоговых органах; своевременно предоставлять в налоговый орган информацию об открытии или закрытии счета в банке; своевременно предоставлять декларацию; соблюдать правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения; не занижать налоговую базу; в полном объеме уплачивать налоги; своевременно предоставлять в налоговые органы сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.
Она специально устанавливает обязанности банковских учреждений: открывать счета организаций или индивидуального предпринимателя только по предъявлению свидетельства о постановке на
225 Комарова Л. Т. Органы налоговой службы в механизме Российского государства. СПб., 2000. С.15
учет; своевременно исполнять поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора; не исполнять поручения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на перечисление средств другому лицу при наличии решения о приостановлении операций по счетам; своевременно исполнять решения налогового органа о взыскании налога, сбора или пени; предоставлять налоговому органу справки по операциям и счетам организаций или граждан. Закрепляя указанные обязанности, регулятивная функция закрепляет и ответственность, и налоговый статус участников налоговых правоотношений.
Одновременно с регулятивно-динамической функцией налоговой ответственности осуществляется превентивная функция. В работах, посвященных налоговой ответственности, утверждается, что она осуществляет правовосстановительную и штрафную функции226, либо отмечается, что превенция осуществляется посредством угрозы применения мер налоговой ответственности227. Во-первых, трудно согласиться с тем, что налоговая ответственность лишена превентивной функции. Главное — не покарать или восстановить, а предупредить. Кара и восстановление являются уже следствием неэффективности предупреждения. Во-вторых, нельзя согласиться с тем, что угроза применения санкции — это единственный метод осуществления превенции налоговых правонарушений. Для уяснения способов превенции необходимо уяснить сам механизм превентивного воздействия.
Прежде чем возникнет психологическое воздействие со стороны санкции налоговой нормы, субъектом должны быть уяснены диспозиция и гипотеза налоговой нормы. В противном случае остается не ясным, за несоблюдение чего ему угрожают применением негативных мер юридической ответственности. После того как субъектом будут уяснены необходимые правила поведения, какой элемент правовой нормы воздействует на субъекта в большей степени — диспозиция или санкция — зависит уже от внутренних установок последнего. Для обеспечения правомерного поведения некоторых налогоплательщиков достаточно применения методов убеждения, а не
226 Юстус О. И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков-организаций: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1997. С. 56.
227 Гогин А. А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. С. 70.
принуждения. Таким образом, превентивная функция налоговой ответственности осуществляется как путем формулирования обязанностей субъектов, так и путем угрозы применения санкции налоговой нормы. Следовательно, можно утверждать как о воздействии диспозиции, так и о воздействии санкции нормы, предусматривающей налоговую ответственность.
Цель превентивной функции налоговой ответственности — обеспечить правомерное поведение субъектов налоговых правоотношений и не допустить нарушения динамики регулятивных налоговых правоотношений. В идеале результат превентивного воздействия налоговой ответственности должен заключаться в отсутствии или минимизации налоговых правонарушений, но, к сожалению, этот идеал не соответствует реалиям современной действительности.
Если субъект налоговой ответственности добросовестно не исполняет возложенные на него обязанности, возможна реализация карательной функции налоговой ответственности. В литературе отмечается, что налоговые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные)228. На наш взгляд, правовосстановительными или карательными являются не санкции, а функции, которые они выполняют. Кроме того, сведение всего карательного или восстановительного воздействия только к реализации санкций налоговой нормы обедняет карательные возможности налоговой ответственности. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения правонарушителя и деяния, им совершенного, которое обладает собственным карательным потенциалом, заключающимся в признании субъекта налоговым правонарушителем. В большей степени осуждение направлено на психику субъекта, а применение штрафа влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности. Анализ НК РФ показывает, что в качестве основного способа карательного воздействия этого вида юридической ответственности выступает применение штрафных санкций, а штраф — основная мера налоговой ответственности, определенная в ст. 114 НК РФ.
228 Карасева М. И. Финансовое право. С. 191.
Как мы уже указывали, штраф сужает материальную сферу правонарушителя, то же самое можно сказать и о пени 229, хотя, по мнению некоторых ученых, пеня не является мерой карательного воздействия. «Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т. д. Таким образом, финансово-правовая пеня— это дополнительное (курсив мой.— Д. Л.) обременение для правонарушителя»230. Не трудно заметить противоречивость данного суждения. Во-первых, если это дополнительное обременение, оно неизбежно связано с появлением новой обязанности, которой ранее не существовало, и наступлением неблагоприятных последствий для правонарушителя, а в этом как раз и проявляются типичные свойства карательного воздействия. Во-вторых, как бы ни утверждалось, что она (пеня) носит правовосстановительный характер, для правонарушителя неизбежно наступают неблагоприятные последствия, заключающиеся в сужении его материальной сферы. В-третьих, по своему функциональному назначению любая санкция, предусматривающая меру юридической ответственности, обладает как восстановительными, так и карательными функциями. В-четвертых, восстановительными и карательными являются не санкции, а функции, которые они выполняют.
По мнению О. Бойкова, «Налоговый кодекс не предусматривает такого вида самостоятельного правонарушения, как несвоевременная уплата налога, и соответственно санкции за это нарушение. В этих случаях начисляется пеня к долгу налогоплательщика, которая не является мерой налоговой ответственности (что следует из ст. 114 и гл. 16 Кодекса), а представляет собой особый способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 72 и 75 Кодекса) и
229 Следует согласиться с учеными, считающими пеню самостоятельной санкцией за налоговое правонарушение (см.: Гуреев В. И. Российское налоговое право. М., 1997. С. 146; Петрова Г. П. Налоговое право. М., 2000. С. 63; Хаменушко И. В. О правовой природе финансовых санкций // Юридический мир. 1997. №1. С. 47; Пиниаин В. А. Ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 1998. № 6. С. 41).
230 Карасева М. И. Финансовое право. С. Т91.
потому взыскивается вне зависимости от вины налогоплательщика»231. С такой позицией трудно согласиться. Пеня— это самостоятельная санкция и самостоятельный способ осуществления карательной функции налоговой ответственности. В ст. 75 НК РФ указано, что «пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки». Основанием начисления пени выступает просрочка уплаты налога или сбора. Таким образом, правонарушением, за которое начисляется пеня, является несвоевременное исполнение налоговой обязанности. То обстоятельство, что данное налоговое правонарушение и санкция за его совершение не находятся в специальной главе НК, посвященной налоговым правонарушениям, еще не является основанием для непризнания его таковым, а составы налоговых правонарушений необходимо выводить логическим путем.
Указание на отсутствие вины налогоплательщика в случае применения пени является упущением налогового законодательства. В литературе и правоприменительной практике можно столкнуться с достаточно странной позицией, когда указание закона о том, что «пеня взыскивается в бесспорном порядке», понимают как установление ответственности без вины. Такое указание закона лишь подчеркивает внесудебный порядок взыскания пени и невозможность обжалования принятого решения, но не означает, что субъект, нарушивший налоговую норму, является невиновным. Кроме того, в своих решениях Конституционный Суд указывал, что в тех случаях, когда пеня имеет характер меры ответственности, а не восстановительный характер, недопустимо ее взимание без наличия вины и в бесспорном порядке232. Установление вины — обязанность право-
231 Бойков О. Налоговые споры в практике арбитражных судов // Российская юстиция. 1999. №11. С. 7-9. — См. также: Брызгалин А. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 88.
232 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999г. №11-П «По Делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Госу-
применителя, и только в случае установления вины возможна реализация карательной функции налоговой ответственности.
Основаниями реализации карательной функции налоговой ответственности являются наличие правовой нормы, правонарушение, процессуальное решение. Указывая на правонарушение мы имеем в виду правонарушение в совокупности всех его признаков. Трудно согласиться с мнением В. Соловьева о том, что нормы, не предусматривающие вину в налоговых правоотношениях, — не случайное недоразумение, а проявление тенденции и данная «ситуация стала результатом эволюции общественных отношений, следствием коллизии общеюридических принципов: принципа ответственности за вину и полного возмещения убытков»233. Подобная ситуация объясняется стремлением законодателя облегчить участь правопримени-теля — снять с него обязанность доказывать вину. Это не прогресс законодательства и общественных отношений, а регресс, переход к инквизиционным и репрессивным методам управления обществом. Налоговое законодательство и так изобилует несправедливостью, которую не следует усугублять подобными положениями, а уже тем более обоснованиями ее «необходимости» в научной литературе. Правовые науки не должны заниматься «оправдыванием» ответственности без вины. И уж тем более нельзя согласиться с выводом сотрудника ФСНП по г. Москве И. Н. Соловьева, что «главным оружием налогового права выступает презумпция вины налогоплательщика». Презумпция вины налогоплательщика в публично-правовых отношениях — не «оружие налогового права», а инструмент произвола и беззакония в руках налоговых органов. Подобные выводы противоречат Конституции РФ (ст. 49), Налоговому кодексу (ст. 106, ч. 6 ст. 108, ст. НО)235, принципам права, принципам юри-
дарственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"» // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3988.
133 Соловьев В. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве. С. 97-99.
234 Соловьев И. Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. М., 2000. С. 29.
235 См., также: Гоаин А. А. Основания ответственности по налоговому праву // Вестник ВуиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 13. Тольятти, 2001. С. 47.
дической ответственности236, принципам налоговой ответственности237 и многочисленным постановлениям Конституционного Суда рф238. Остается только удивляться «упорству» налоговых органов, научных сотрудников налоговых органов, «обосновывающих» ответственность без вины. Впрочем, такое «упорство» вполне объяснимо. Куда проще привлекать к ответственности без вины, освобождая себя от бремени доказывания, чем доказывать вину и совершенствовать свое профессиональное мастерство по сбору доказательств.
Осуждение, применение к субъекту санкции налоговой нормы не являются единственными способами осуществления карательной функции налоговой ответственности. За применением налоговой санкции, предусмотренной в налоговой норме, следует состояние наказанности правонарушителя. В ст. 112 НК РФ прямо определяется, что «лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции». В течение этого срока лицо находится в состоянии налоговой наказанности. Состояние наказанности имеет не только карательный, но частнопревентивный аспект воздействия, так как обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние наказанности, осознает, что в случае совершения повторного налогового правонарушения сумма штрафа на основании ст. 114 НК увеличивается в два раза.
Следует отнести к недостатку НК однотипность мер налоговой ответственности, не позволяющих ее должным образом индивидуализировать. Вызывает нарекания и сама система построения санкций за налоговые правонарушения. Анализ санкций норм Налогового кодекса показывает, что законодатель устанавливает абсолютный размер штрафа (ст. 116, ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 118, ч 3 ст. 119, ч. 1
236 Мироненко М. Б. Ответственность за виновные действия — принцип юридической ответственности // Там же. С. 63.
237 Брызаалин А. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 84.
238 См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"» // СЗ РФ. 1997 № 1. Ст. 197.
ст. 120, ч. 2 ст. 120, ч. 4 ст. 120, ст. 121, ст. 124, ст. 125, ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 126, ст. 127, ч. 1 ст. 128, ч. 2 ст. 128, ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 129). В других санкциях установлен абсолютный процент с определенных сумм, который должен быть взыскан с правонарушителя (ч. 2 ст. 118, ч. 2 ст. 119, ч. 1 ст. 122, ч. 2 ст. 122, ст. 123)239.
Индивидуализация — принцип юридической ответственности, а карательное воздействие должно быть индивидуализировано. Как может быть индивидуализирована налоговая ответственность, если в подавляющем большинстве случаев законодатель устанавливает абсолютно-определенные и безальтернативные санкции. Между тем Конституционный Суд в своих постановлениях неоднократно указывал, что меры юридической ответственности должны быть справедливыми, соразмерными, дифференцированными, а сами эти принципы вытекают непосредственно из Конституции РФ240.
Карательное воздействие налоговой ответственности не должно быть одинаковым для всех и одинаковым за любое правонарушение. Нарушение законодателем принципа индивидуализации неизбежно ведет к его нарушению и правоприменителем. Способы карательного воздействия налоговой ответственности должны быть разнообразными и альтернативными. Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, о воспитательном воздействии не может быть и речи.
Необходимо законодательно закрепить институт освобождения от налоговой ответственности. Парадоксально, но за совершение более тяжкого правонарушения — преступления (уклонения от уплаты налогов— ст. 198-199 У К РФ) законодатель допускает освобождение от уголовной ответственности. В примечании к ст. 198 УК РФ указано, что лицо, впервые совершившее преступления, преду-
239 Липинский Д. А. Некоторые вопросы совершенствования норм юридической Ц ответственности по Налоговому кодексу РФ // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 4. Тольятти, 1999. С. 121.
240 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государствен- ной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоге- вой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"»; Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции».
смотренные ст. 194, 198-199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Между различными нормами различных отраслей права, регулирующих схожие общественные отношения, должна быть согласованность. Еще до принятия НК РФ в юридической литературе указывалось на существенный недостаток налогового законодательства— отсутствие оснований освобождения от налоговой ответственности241. Нам известен только один случай освобождения от налоговой ответственности, который произошел в 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О проведении налоговой амнистии в 1993 году»242. Кара не всегда необходима, а ее неприменение в некоторых случаях не скажется на возможности достижения целей налоговой ответственности, и наоборот, применение кары в таких случаях порождает только неуважение к закону и несправедливость.
Одновременно с карательной функцией налоговой ответственности осуществляется ее восстановительная функция. Трудно согласиться с выводом А. А. Гогина, что «цель санкций — обеспечить исполнение налогоплательщиком его обязанностей, а не пополнение бюджета»243. Налоговая ответственность при системе существующих санкций преследует и цель пополнения бюджета РФ. Как тогда объяснить, что штрафные санкции в десятки раз превышают реальный ущерб, который понес бюджет РФ?
Мы солидарны с учеными, считающими, что санкции, применяемые за налоговые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер 244, но нельзя согласиться с жесткой клас-
241 Брызгалин А. Основания освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушения налогового законодательства // Хозяйство и право. 1997. №12. С. 13.
242 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4193.
243 Гоаин А. А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. С. 79. См. также: Карасева М. В. 1) Макропроблемы финансового права и науки на современном этапе // Вестник МГУ. Сер. «Право». 1999. №6. С. 95; 2) Финансовое право. С. 192; Краснов А. В. Правовые санкции в экономической сфере: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Казань, 1999. С. 14.
244 Карасева М. В. Финансовое право. С. 192; Николаев А. А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9; Украинский Р. В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство, 1999. №5. С. 44-45; Соловьева. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве. С. 94; и др.
сификацией налоговых санкций на восстановительные и карательные. Любая мера юридической ответственности является одновременно и карательной, и восстановительной. Кроме того, как мы уже указывали выше, восстановительными и карательными являются не санкции, а функции, которые они выполняют. Трудно согласиться и с однобокостью подхода, когда рассматриваются восстановительные свойства санкций, между тем восстановительными функциями обладает сама юридическая ответственность, а не только одно из ее проявлений — реализация санкции. Впрочем, для тех ученых, которые под юридической ответственностью понимают реализацию санкции, не возникает различий между функциями санкций и функциями юридической ответственности.
Налоговое правонарушение нарушает существующий порядок общественных отношений по взиманию и сбору налогов, а одновременно и правовую форму этих отношений — налоговые правоотношения, а.восстановительная функция налоговой ответственности выступает средством восстановления нарушенных общественных отношений и возмещения причиненного вреда.
С момента совершения налогового правонарушения у правонарушителя возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, вытекающим из факта совершения налогового правонарушения. Претерпевание виновным лицом этих последствий ведет к восстановлению общественных отношений. Обязанность, которая возникает с момента совершения налогового правонарушения, является одновременно и обязанностью возместить причиненный ущерб и тем самым способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений. Применение к субъекту мер налоговой ответственности сужает его имущественную сферу, а следовательно, ведет к компенсации потерь, которые претерпело государство, но это только один аспект восстановительного воздействия.
Другой аспект восстановительного воздействия состоит в принуждении налогового правонарушителя к правомерному варианту поведения, которое должно вести к стабилизации нарушенных им общественных отношений. Обязанность претерпевания государственно-принудительного воздействия налоговой ответственности выражается не только в виде пассивного претерпевания, но и в виде совершения определенных положительных действий (например, добровольная уплата штрафа, недоимок по налогам, пени, приведение бухгалтерской документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и т. д.). Элементы добровольности, проявленные налоговым правонарушителем, могут исключать государственно-принудительную форму реализации ответственности. Например, добровольное внесение налогоплательщиком исправлений в налоговую декларацию до окончания отчетного периода исключает налоговую ответственность. Восстановительное воздействие в подобных случаях основывается не на государственно-принудительной, а на добровольной форме реализации юридической ответственности.
Что касается штрафа, пени, то последние выступают одним из способов восстановительного воздействия, а точнее, в результате их применения происходит возмещение потерь, понесенных государством от нарушения обязанности по уплате налогов. И другой довод в пользу того, что пеня одновременно носит как карательный, так и восстановительный характер. По своей юридической природе пеня носит характер неустойки, а данный институт заимствован из гражданского права. В науке гражданского права длительные дискуссии привели к выводам о ее многофункциональности245.
Объект восстановительного воздействия налоговой ответственности зависит от объекта налогового правонарушения. Те общественные отношения, которые были нарушены конкретным налоговым правонарушением, как раз и требуют восстановления. Общественные отношения, выступающие объектом налогового правонарушения, одновременно являются и объектом восстановительного воздействия налоговой ответственности. Ввиду того, что эти обществ венные отношения являются урегулированными нормами налогового права, восстановительная функция направлена на приведение в нормальное состояние налоговых правоотношений. Косвенно в результате восстановления налоговых правоотношений происходит улучшение целого комплекса общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности.
245 Быков А. Г. Роль гражданско-правовых санкций в осуществлении хозяйственного расчета: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1967; Травкин А. А. Неустойка в советском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1968; Хохлов В. А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти, 1997. С. 234-235. Следует отметить, что некоторые специалисты в области финансового права также отмечают многофункциональность пени (см.: Юстус О. И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков-организаций. С. 49).
В настоящее время достаточно проблематично выглядит осуществление воспитательной функции налоговой ответственности. Конечно, необходимость правового воспитания налогоплательщиков очевидна, но оно может эффективно осуществляться только при условии справедливости самого налогового законодательства.
Финансовая ответственность, как и налоговая, выполняет регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную функции. Однако по данному вопросу есть и другие точки зрения. Так, А. С. Емельянов отмечает принципиальное соответствие функций финансовых санкций функциям права и к таковым относит охранительную, регулятивную, воспитательную, социально-превентивную, ценностно-ориентационную, оценочную, юридико-регулятивную, социально-интегративную, системно-правовую, поддержания и укрепления государственной власти и местного самоуправления, фискальную функции246. С этим трудно согласиться. Во-первых, не ясно, чем регулятивная функция отличается от юридико-регулятивной. Во-вторых, системно-правовую, социально-интегрантивную функции в юридической литературе относят не к функциям права, а к функциям правовой системы247. В-третьих, так называемые ценностно-ориентационные, оценочные функции не являются основным направлением правового воздействия и входят в содержание регулятивной, превентивной, воспитательной функций. В-четвертых, фискальной функцией обладают органы финансового контроля, а не финансовая ответственность или финансовые санкции. В-пятых, поддержание и укрепление государственной власти, органов местного самоуправления скорее всего задача фискальных органов, а не функция финансовой ответственности.
Превентивная функция финансово-правовой ответственности не может возникнуть, если соответствующие общественные отношения не будут закреплены в результате воздействия регулятивной функции финансово-правовой ответственности. Тем более не может возникнуть из вакуума карательная и восстановительная функции, для реализации которых требуется нарушение регулятивного правоотношения.
246 Емельянов А. С. Меры финансово-правового принуждения. С. 53. 247 Колосова Н. М. Интегративная функция правовой системы. С. 10.
Регулятивная функция финансовой ответственности участвует в закреплении и оформлении динамики финансовых отношений. В числе финансовых выделяют следующие группы общественных отношений: 1) между РФ, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с распределением финансовых ресурсов страны; 2) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в;связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов; 3) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицам — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; 4) между предприятиями, организациями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием бюджетных или кредитных ресурсов. 248
Регулятивная функция финансовой ответственности участвует в оформлении статики и динамики отношений, входящих в предмет финансового права. Можно конкретизировать, на какие отношения регулятивная функция финансовой ответственности оказывает непосредственное воздействие. В частности, анализ ст. 283 Бюджетного кодекса РФ показывает, что регулятивная функция финансовой ответственности закрепляет отношения по исполнению закона о бюджете; целевому использованию бюджетных средств; перечислению бюджетных средств получателям; своевременному представлению отчетов, связанных с исполнением бюджета; своевременному и полному предоставлению субъектам правоотношений разнообразных сведений; финансированию расходов не включенных в бюджетную роспись, и т. д.
Объекты воздействия регулятивной функции финансовой ответственности необходимо выявлять не только из анализа Бюджетного кодекса. В Законе РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» 249 закрепляются отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.
248 Финансовое право/ПОД ред. Н. И. Химичевой. М., 1999. С.38.
249 Российская газета. 1992; 4 ноября.
Различными нормативно-правовыми актами регулируются отношения, связанные с финансированием разнообразных субъектов экономической деятельности, отношения по целевому расходованию предоставленных средств и т. д. Особая роль в этом отводится ежегодно принимаемым законам о бюджете, в которых не только закрепляется обязанность по целевому расходованию бюджетных средств, но и устанавливаются санкции за нарушение этой обязанности. Например, в ст. 75 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»250 за нецелевое использование органами власти, предприятиями и организациями средств федерального бюджета предусмотрен штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ.
К субъектам финансовой ответственности относятся: государство в целом; законодательные, исполнительные органы РФ; законодательные, исполнительные органы субъектов РФ; муниципальные образования; банковские учреждения; организации (предприятия, бюджетные учреждения). Физические лица могут выступать субъектами финансовой ответственности в виде исключения на основании ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Финансовая ответственность направлена на предупреждение нарушений отношений, складывающихся в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов). Превентивное направление правового воздействия финансовой ответственности состоит из общепревентивного и частнопревентивного направлений. Общая превенция проявляется уже в самом факте установления финансовой ответственности. Причем превентивное воздействие оказывает вся норма в целом, а не ее отдельный структурный элемент (санкция). В противном случае остается не ясным, за несоблюдение чего исходит угроза финансового взыскания. Важными задачами превентивной функции выступают укрепление финансовой дисциплины, предполагающей добросовестное осуществление предоставленных прав и подчинение установленным в финансово-правовых нормах обязанностям251.
250 СЗ РФ. 2000. №1. Ст. 10.
251 Подробнее о финансовой дисциплине см.: Крохина Ю.Аг., Беляев В. П. Контроль как средство реализации финансово-правовой политики // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 22. Тольятти. 2002. С. 98-100.
А. С. Емельянов в качестве объекта воздействия финансовых санкций выделяет фонды денежных средств и финансовые ресурсы252. Действительно, карательная функция финансовой ответственности воздействует на имущественные отношения, сужает имущественную сферу финансового правонарушителя, но только публично-правовые имущественные отношения нельзя назвать в качестве объектов их воздействия. Объектами воздействия карательной функции финансовой ответственности могут быть права на занятие тем или иным видом деятельности, психика финансового правонарушителя. Например, предупреждение — мера психологического воздействия, порицающая правонарушителя. Отзыв лицензии— мера организационно-правового характера. Да и следует учитывать то, что в механизме осуществления карательной функции любого вида юридической ответственности важное значение имеет осуждение, содержащее порицание правонарушителя и деяния, им совершенного, которое направлено прежде всего на его психику.
Способы осуществления карательного воздействия финансовой ответственности достаточно разнообразны. К нарушителям финансового законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры (ст. 282 БК РФ). Из всех перечисленных мер карательного воздействия только предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса выступает в качестве меры психологического воздействия. Остальные меры так или иначе связаны с сужением имущественной сферы правонарушителя.
Как меру ответственности можно рассматривать предписания об устранении допущенных нарушений, даваемые Счетной палатой РФ (ст. 24 ФЗ «О Счетной палате РФ»)253. Возможность судебного обжалования свидетельствует о том, что оно относится к мере юридической ответственности.
ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»254 предусмотрены следующие меры финансовой ответственности:
252 Емельянов А. С. Указ. соч. С. 45.
253 СЗ РФ. 1995.№З.Ст. 167.
254 Российская газета. 1992. 4 ноября.
а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам; б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; штраф; приостановление действия лицензии; лишение лицензии; иные санкции, предусмотренные законодательством РФ (ст. 14).
Неясность законодательного перечня мер юридической ответственности, указание в их числе на так называемые «иные меры» (ст. 282 БК РФ) позволило ЦБР предусмотреть следующие меры финансовой ответственности: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации). Ограничение проведения операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком255.
Мы не выступаем против подобных мер финансовой ответственности, наоборот, они позволяют разнообразить карательное воздействие. Однако меры юридической ответственности, влекущие неблагоприятные последствия для правонарушителя, должны устанавливаться в законе или в нормативно-правовом акте, правовая природа которого предельно ясна, а не в «Указаниях ЦБР», которые зачастую даже не проходят регистрацию в Министерстве юстиции и публикуются в изданиях, не относящихся к официальным. Центральный Банк РФ не является тем органом, который вправе устанавливать меры юридической ответственности, — это прерогатива законодателя.
255 Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» // Нормативные акты по банковской деятельности. 1999. №5.
Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»256 предусмотрены следующие меры финансовой ответственности: за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа; за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы; за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. Мы не выступаем против строгой финансовой дисциплины, но обращают на себя внимание чрезмерно суровые санкции, не допускающие индивидуализации юридической ответственности.
Между тем Конституционный Суд в одном из своих постановлений, касающемся проверки конституционности некоторых положений ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением» специально указал, что меры юридической ответственности должны отвечать, вытекающим из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критериям (дифференцированности, соразмерности, справедливости). В этой связи Федеральному Собранию надлежит в кратчайший срок урегулировать данный вопрос в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления257.
Карательное воздействие финансовой ответственности не должно быть слепым инструментом обогащения государства, оно должно соответствовать всем принципам юридической ответственности. Законодательная регламентация карательного воздействия как налого-
256 СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396.
257 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан» // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2173.
вой, так и финансовой ответственности требует совершенствования. Прежде всего это касается установления альтернативных санкций, и не абсолютно определенных, а относительно определенных, необходимо расширить перечень обстоятельств, отягчающих и смягчающих карательное воздействие.
В самом широком смысле объектом восстановительного воздействия выступают отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, именно этим отношениям причиняется вред в результате совершения финансового правонарушения.
Указанные отношения поддаются конкретизации. В частности, восстановительная функция финансовой ответственности призвана нормализовать отношения по целевому использованию бюджетных средств, своевременному перечислению бюджетных средств, полному перечислению бюджетных средств, подтверждению бюджетных обязательств, соответствию бюджетной росписи закону о бюджете и т. д. Из ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 258 следует, что ответственность, предусмотренная этим нормативно-правовым актом, направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, происшедшего в результате финансового правонарушения. Например, приостановление действия или лишение лицензии исключает субъекта из сферы валютных отношений и одновременно нормализует их, а применение к субъекту штрафов компенсирует потери государства.
«Восстановительный характер носят финансово-правовые санкции, реализация которых устраняет правонарушение, восстанавливает правопорядок. К ним можно отнести взыскание сумм нецелевого использования средств бюджета, взыскание задолженности по предоставленным на возвратной основе средствам федерального бюджета и процентам по ним, взыскание неперечисленных или неполностью перечисленных сумм причитающегося финансирования» 259. Однако и тут следует отметить, что восстановительное воздействие оказывает не только санкция финансовой нормы, а вся фи-
258 Российская газета. 1992. 4 ноября.
259 Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовая ответственность // Налоговый вестник. 1998. №2. С. 63.
нансово-правовая ответственность в целом. Ведь прежде всего она принуждает правонарушителя к правомерному поведению.
Вышеназванные санкции применяются для того, чтобы побудить субъекта прекратить совершение правонарушения, хотя их применение может и не повлечь автоматически его прекращение. К этой группе относятся санкции, связанные с утратой имущества для нарушителя (взыскание штрафов, пеней, возмещение доходов нецелевого использования бюджетных средств и санкции, связанные с ограничением прав бюджетного правонарушителя в отношении использования или получения имущества, приостановление, ограничение, прекращение финансирования, приостановление операций по счетам). 260
В Бюджетном кодексе проводится идея о том, что он должен регламентировать ответственность не физических лиц, а организаций, прежде всего субъектов РФ, госорганов и др. Презюмируется, что ответственность физических лиц (прежде всего должностных) должна быть установлена в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ261. Субъектами восстановительного воздействия финансовой ответственности преимущественно являются юридические, а не физические лица.
Итак, из изложенного вытекают следующие выводы:
— в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности выступает применение штрафных санкций, а штраф — основная мера налоговой ответственности, определенная в ст. 114 НК РФ. Пеня — это самостоятельная санкция и самостоятельный способ осуществления карательной функции налоговой ответственности. То обстоятельство, что данное налоговое правонарушение (несвоевременная уплата налога) и санкция за его совершение не помещены в специальную главу НК, посвященную налоговым правонарушениям, еще не является основанием для непризнания его таковым, а составы налоговых правонарушений необходимо выводить логическим путем;
— меры юридической ответственности, влекущие неблагоприятные последствия для правонарушителя, должны устанавливаться в
260 Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовая ответственность. С. 63.
261 Пономарев С. А. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Государство и право. 1999. № 2 С. 73.
законе или в нормативно-правовом акте, правовая природа которого предельно ясна, а не в «Указаниях ЦБР», которые не проходят регистрацию в Министерстве юстиции и публикуются в изданиях, не относящихся к официальным. ЦБ РФ не является тем органом, который вправе устанавливать меры юридической ответственности, — это прерогатива законодателя;
— необходимо установить за совершение налоговых правонарушений относительно определенные и альтернативные санкции, расширить перечень обстоятельств, отягчающих и смягчающих карательное воздействие налоговой ответственности и законодательно закрепить институт освобождения от налоговой и финансовой ответственности.