Функции финансовой и налоговой ответственности

Развитие отечественного законодательства, изменение общест­венных отношений порождают возникновение новых видов юриди­ческой ответственности, а задачей правовых наук является их выяв­ление и изучение, а также разработка рекомендаций по совершенст­вованию правоприменительной и законодательной практики.

В последние годы в юридической литературе появился ряд ра­бот, в которых обосновывается наличие новых видов юридической ответственности — налоговой211 и финансовой212. Следует отметить,

211 Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 53; ГогинА.А.\ 1) Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности: Дис.... канд. юрид. наук. Самара, 2002; 2) К вопросу о понятии налоговой ответственности // Вестник ВУиТ. Сер.:«Юриспруденция». Вып. 9. Тольятти, 2000. С. 193; ТерноваЛ. Налоговая ответ­ственность— самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. №9. С. 27; Соловьева. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве // Хозяйство и право. 2002. № 4. С. 86; Налоги и нало- говое право / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 1998. С. 449.

212 Финансовое право / Под ред. Н. И. Химичевой. М., 2000. С. 294; Макуев Р. X. Правонарушения и юридическая ответственность. Орел, 1998. С. 43; Емельянов А. С.

ото некоторые ученые не признают самостоятельности налоговой ответственности, а ответственность налогоплательщиков (налого­вую ответственность) относят к финансовой213 или административ­ной ответственности214. Думается, что выделение в качестве само­стоятельного вида налоговой ответственности обусловлено форми­рованием налогового законодательства и новой отрасли права - налогового, а также появлением и обособлением нового вида право­нарушения — налогового.

Самостоятельность вида юридической ответственности, а сле­довательно, и его функций зависит от самостоятельности отрасли права и вида правонарушения. В настоящее время в юридической литературе налоговое право начинают рассматривать как подотрасль финансового права215, а самостоятельность налоговых правонаруше­ний не ставится под сомнение. Само налоговое право не может эф­фективно функционировать без наличия самостоятельного институ­та ответственности. Кроме того, динамично развивающееся законо­дательство стало употреблять как самостоятельные категории такие понятия, как «налоговая санкция», «финансовая санкция»216, «финансовая ответственность» 217, «меры финансовой ответственно-

Меры финансово-правового принуждения // Правоведение. 2001. № 6. С. 45; КарасеваМ. В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. С. 181.

213 Юстус О. И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков — организаций: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1997; Пинигин В. А. Ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 1998. № 8. С. 40; Карасева М. В. Финансо­вое право. Общая часть. М., 1999. С. 181-184.

214 Хаменушко И. В. О правовой природе финансовых санкций // Юридический мир. 1997. № 1; Ларичев В. Д., РешетнякН. С. Налоговые преступления и правона­рушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М., 1998. С. 10.; Ковалюнас Д. А. О некоторых проблемах порядка применения административно-правовых санкций // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 1. Тольятти, 1998. С. 190; Кузмиче-ваГ.А., Калинина Л. А. Административная ответственность. М., 2000. С. 7; Ага­пов А. Б. Административная ответственность. М., 2000. С. 183; Зимин А. В. Специфика налоговой ответственности российских организаций // Правоведение. 2001. № 6. С. 34. Нельзя не отметить противоречивость суждений А. В. Зимина. Так, с одной стороны, он отстаивает административно-правовую природу ответственности по На­логовому кодексу, а с другой — неоднократно в своей работе употребляет понятия «налоговая ответственность», «налоговое правонарушение», «налоговая санкция» и выделяет особенности налоговой ответственности.

215 Химичева Н. И. Налоговое право. М., 1997. С. 43.

216 Статья 10 ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О бюджете Пенсионного фонда Росийской Федерации на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1654.

217 Распоряжение мэра Москвы от 10 декабря 1996 г. № 586/1-РМ «Об организационных мерах по совершенствованию системы обязательного медицинского страхо-

ста»218 «налоговое правонарушение», «финансовое правонаруше­ние»219, что свидетельствует об обособлении и формировании новых видов юридической ответственности — финансовой и налоговой220. Тем не менее мы выступаем против самостоятельности так называе­мых «валютной», «бюджетной»221 ответственности. Эти «виды» от­ветственности укладываются в рамки финансовой либо администра­тивной юридической ответственности.

Следует отметить, что функции налоговой ответственности в юридической литературе исследованы поверхностно. Между тем, на наш взгляд, налоговая ответственность не является неким особым видом юридической ответственности и выполняет регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную функции.

Регулятивно-статическая функция налоговой ответственности начинает осуществляться до того, как будет оформлена динамика налоговых отношений, так как для оформления динамики первона­чально необходимо их закрепление. В немногочисленных работах, в которых затрагиваются проблемы функций налоговой ответственно­сти, утверждается, что она выполняет карательную, превентивную, восстановительную, воспитательную функции222. Однако ни одна из указанных функций не может возникнуть, если соответствующие отношения не будут урегулированы при помощи норм, устанавли-

вания (ОМС) в г. Москве» // Вестник мэрии Москвы. № 6. 1997. Понятие «финансовая ответственность» активно употребляется в правоприменительной практике (см., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1998 г. № 1024/97// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 6).

218 Указ Президента РФ от 23 мая 1994 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных плате­жей» // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396. "

219 Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 13 июля 2001 г. №04-01-10/3-69.

220 Следует отметить, что, действительно, первоначально налоговая и финансо­вая ответственность зародились в рамках административной, а их выделение и обо­собление стало закономерным итогом развития общественных отношений и законо­дательства (см., об этом: Гогин А. А. Налоговая ответственность в системе юридиче­ской ответственности // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 15. Тольятти, 2001. С. 67).

221 Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовая ответственность // Налоговый вестник. 1998. №2. С. 63.

222 Гогин А. А. Теоретические вопросы налоговой ответственности. С. 73; Соловьев В. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве. С. 86.

дающих юридическую ответственность. Первоначально должны быть определены варианты правомерного поведения, закреплены права и обязанности участников общественных отношений, а только затем можно утверждать о превенции нарушений этих отношений, а уж тем более о карательной и восстановительной функциях налого­вой ответственности. Ведь реализация карательной и восстанови­тельной функций возможна только в том случае, если будет нару­шено регулятивное правоотношение, которое оформляется посред­ством регулятивной функции налоговой ответственности.

Налоговая ответственность, как и любой другой вид юридиче­ской ответственности, не может определяться только как реакция государства на правонарушение или как обязанность правонаруши­теля, вытекающая из факта совершения правонарушения. Налоговая ответственность — сложное явление, характеризующееся обязанно­стями налогоплательщика, его правомерным поведением, реакцией компетентных органов на данное поведение, и только в случае на­рушения регулятивного правоотношения возможна реализация го­сударственно-принудительной формы налоговой ответственности.

В ст. 2 НК РФ закреплено: «Законодательство о налогах и сбо­рах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правона­рушения». Таким образом, в ст. 2 НК РФ дается перечень общест­венных отношений, которые регулирует налоговое право.

Н. И. Химичева отмечает, что налоговое право регулирует об­щественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в преду­смотренных законодательством случаях— во внебюджетную сис­тему223.

Возникают вопросы, что относится к объекту регулятивного воздействия налоговой ответственности, тождественны или нет объ­екты регулятивного воздействия налогового права и налоговой от­ветственности? Думается, что нет. Регулятивная функция налоговой °тветственности не устанавливает различные процедурные нормы,

223 Химичева Н. И. Налоговое право. С. 44.

виды налогов и сборов, отношения налогового контроля, так как это явление более узкое, осуществляющееся в рамках регулятивной, функции налогового права.

Регулятивная функция налоговой ответственности фиксирует отношения: по постановке на учет в налоговых органах; своевре­менной уплате налогов и сборов; представления налоговой деклара­ции; учету доходов, расходов, объектов налогообложения. Отдель­ную группу регулятивного воздействия составляют отношения, воз­никающие между банками, налогоплательщиками и налоговыми органами, по осуществлению банками операций, связанных с откры­тием счетов, предоставлением информации, перечислением денеж­ных средств по уплате налогов и сборов. С одной стороны, регуля­тивная функция закрепляет общественные отношения в правовых нормах, а с другой — правовая норма, воздействуя на волю и созна­ние субъектов этих отношений, оформляет динамику общественных отношений.

В конечном счете регулятивная функция налоговой ответствен­ности способствует нормальному функционированию экономики Российской Федерации, а указанные общественные отношения со­ставляют объект воздействия регулятивной функции налоговой от­ветственности.

Излишним выглядит закрепление в Налоговом кодексе отноше­ний, возникающих между свидетелями, экспертами и налоговыми органами по поводу дачи последними правдивых показаний и за­ключений. Отношения между органами, способствующими осуще­ствлению правосудия, и субъектами юридической ответственности выходят за рамки налогового регулирования, тем более что анало­гичные отношения закреплены как в Уголовном кодексе, так и в Ко­дексе об административных правонарушениях.

Из Налогового кодекса следует, что субъектами регулятивного воздействия налоговой ответственности выступают налогоплатель­щики, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Это юридические лица, физические лица, частные предприниматели, налоговые агенты.224

224 Подробнее об этом см.: ГоаинА. А. О субъектах налоговой ответственности // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 12. Тольятти, 2000. С. 94.

Возникает вопрос, а являются ли налоговые органы субъектами пегулятивного воздействия налоговой ответственности? Не вызыва­ет сомнения, что государство (в лице уполномоченных органов) вы­ступает субъектом налогового правоотношения225, однако оно не выступает субъектами налоговой ответственности. Естественно, что нормы налогового права регулируют деятельность налоговых орга­нов, но в данном случае речь идет о регулятивной функции налого­вого права, а не об ответственности. Налоговое правоотношение оформляется не только регулятивной функцией налоговой ответст­венности, но и регулятивной функцией налогового права. Если на­логовые органы, их должностные лица нарушают возложенные на них обязанности, злоупотребляют предоставленными правами, для последних может наступать уголовная, гражданско-правовая, адми­нистративная, дисциплинарная ответственность, но не налоговая.

Регулятивная функция налоговой ответственности осуществля­ется посредством формулирования обязанностей, составов право­мерного поведения субъектов налоговой ответственности. Обязан­ность действовать правомерно, обязанность по воздержанию от определенного действия влияют на волю и сознание субъектов налоговой ответственности и предопределяют формирование пра­вомерного поведения. Они упорядочивают поведение налогопла­тельщика, направляя его в необходимые, одобряемые рамки.

Регулятивная функция налоговой ответственности закрепляет следующие обязанности налогоплательщиков: своевременно встать на учет в налоговых органах; действовать только после постановки на учет в налоговых органах; своевременно предоставлять в налого­вый орган информацию об открытии или закрытии счета в банке; своевременно предоставлять декларацию; соблюдать правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения; не занижать нало­говую базу; в полном объеме уплачивать налоги; своевременно пре­доставлять в налоговые органы сведения, необходимые для осуще­ствления налогового контроля.

Она специально устанавливает обязанности банковских учреж­дений: открывать счета организаций или индивидуального предпри­нимателя только по предъявлению свидетельства о постановке на

225 Комарова Л. Т. Органы налоговой службы в механизме Российского государства. СПб., 2000. С.15

учет; своевременно исполнять поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора; не исполнять поручения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на перечисление средств другому лицу при наличии решения о приостановлении операций по счетам; своевременно исполнять решения налогового органа о взыскании налога, сбора или пени; предоставлять налоговому органу справки по операциям и счетам организаций или граждан. Закрепляя указанные обязанности, регу­лятивная функция закрепляет и ответственность, и налоговый статус участников налоговых правоотношений.

Одновременно с регулятивно-динамической функцией налого­вой ответственности осуществляется превентивная функция. В ра­ботах, посвященных налоговой ответственности, утверждается, что она осуществляет правовосстановительную и штрафную функции226, либо отмечается, что превенция осуществляется посредством угрозы применения мер налоговой ответственности227. Во-первых, трудно согласиться с тем, что налоговая ответственность лишена превен­тивной функции. Главное — не покарать или восстановить, а преду­предить. Кара и восстановление являются уже следствием неэффек­тивности предупреждения. Во-вторых, нельзя согласиться с тем, что угроза применения санкции — это единственный метод осуществ­ления превенции налоговых правонарушений. Для уяснения спосо­бов превенции необходимо уяснить сам механизм превентивного воздействия.

Прежде чем возникнет психологическое воздействие со стороны санкции налоговой нормы, субъектом должны быть уяснены диспо­зиция и гипотеза налоговой нормы. В противном случае остается не ясным, за несоблюдение чего ему угрожают применением негатив­ных мер юридической ответственности. После того как субъектом будут уяснены необходимые правила поведения, какой элемент пра­вовой нормы воздействует на субъекта в большей степени — диспо­зиция или санкция — зависит уже от внутренних установок послед­него. Для обеспечения правомерного поведения некоторых налого­плательщиков достаточно применения методов убеждения, а не

226 Юстус О. И. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков-орга­низаций: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1997. С. 56.

227 Гогин А. А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. С. 70.

принуждения. Таким образом, превентивная функция налоговой от­ветственности осуществляется как путем формулирования обязан­ностей субъектов, так и путем угрозы применения санкции налого­вой нормы. Следовательно, можно утверждать как о воздействии диспозиции, так и о воздействии санкции нормы, предусматриваю­щей налоговую ответственность.

Цель превентивной функции налоговой ответственности — обеспечить правомерное поведение субъектов налоговых право­отношений и не допустить нарушения динамики регулятивных налоговых правоотношений. В идеале результат превентивного воздействия налоговой ответственности должен заключаться в отсутствии или минимизации налоговых правонарушений, но, к сожалению, этот идеал не соответствует реалиям современной действительности.

Если субъект налоговой ответственности добросовестно не ис­полняет возложенные на него обязанности, возможна реализация карательной функции налоговой ответственности. В литературе от­мечается, что налоговые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные)228. На наш взгляд, правовосстановительными или карательными являются не санкции, а функции, которые они выполняют. Кроме того, сведение всего ка­рательного или восстановительного воздействия только к реализа­ции санкций налоговой нормы обедняет карательные возможности налоговой ответственности. Карательное воздействие налоговой от­ветственности, как и любого другого вида юридической ответствен­ности, начинается с осуждения правонарушителя и деяния, им со­вершенного, которое обладает собственным карательным потенциа­лом, заключающимся в признании субъекта налоговым правонарушителем. В большей степени осуждение направлено на психику субъекта, а применение штрафа влечет сужение имущест­венной сферы правонарушителя и изменение отношений собствен­ности. Анализ НК РФ показывает, что в качестве основного способа карательного воздействия этого вида юридической ответственности выступает применение штрафных санкций, а штраф — основная ме­ра налоговой ответственности, определенная в ст. 114 НК РФ.

228 Карасева М. И. Финансовое право. С. 191.

Как мы уже указывали, штраф сужает материальную сферу правонарушителя, то же самое можно сказать и о пени 229, хотя, по мнению некоторых ученых, пеня не является мерой карательного воздействия. «Функция пени как финансово-правовой санкции за­ключается в том, чтобы компенсировать государству или муници­пальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они не­сут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъек­тами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т. д. Таким образом, финансово-правовая пе­ня— это дополнительное (курсив мой.— Д. Л.) обременение для правонарушителя»230. Не трудно заметить противоречивость данно­го суждения. Во-первых, если это дополнительное обременение, оно неизбежно связано с появлением новой обязанности, которой ранее не существовало, и наступлением неблагоприятных последствий для правонарушителя, а в этом как раз и проявляются типичные свойст­ва карательного воздействия. Во-вторых, как бы ни утверждалось, что она (пеня) носит правовосстановительный характер, для право­нарушителя неизбежно наступают неблагоприятные последствия, заключающиеся в сужении его материальной сферы. В-третьих, по своему функциональному назначению любая санкция, предусматри­вающая меру юридической ответственности, обладает как восстано­вительными, так и карательными функциями. В-четвертых, восста­новительными и карательными являются не санкции, а функции, которые они выполняют.

По мнению О. Бойкова, «Налоговый кодекс не предусматривает такого вида самостоятельного правонарушения, как несвоевремен­ная уплата налога, и соответственно санкции за это нарушение. В этих случаях начисляется пеня к долгу налогоплательщика, которая не является мерой налоговой ответственности (что следует из ст. 114 и гл. 16 Кодекса), а представляет собой особый способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 72 и 75 Кодекса) и

229 Следует согласиться с учеными, считающими пеню самостоятельной санкци­ей за налоговое правонарушение (см.: Гуреев В. И. Российское налоговое право. М., 1997. С. 146; Петрова Г. П. Налоговое право. М., 2000. С. 63; Хаменушко И. В. О пра­вовой природе финансовых санкций // Юридический мир. 1997. №1. С. 47; Пиниаин В. А. Ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 1998. № 6. С. 41).

230 Карасева М. И. Финансовое право. С. Т91.

потому взыскивается вне зависимости от вины налогоплательщи­ка»231. С такой позицией трудно согласиться. Пеня— это самостоя­тельная санкция и самостоятельный способ осуществления кара­тельной функции налоговой ответственности. В ст. 75 НК РФ указа­но, что «пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причи­тающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сбо­ров, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможен­ную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки». Основанием начисления пени выступает просрочка уплаты налога или сбора. Таким образом, правонарушением, за которое начисляет­ся пеня, является несвоевременное исполнение налоговой обязанно­сти. То обстоятельство, что данное налоговое правонарушение и санкция за его совершение не находятся в специальной главе НК, посвященной налоговым правонарушениям, еще не является осно­ванием для непризнания его таковым, а составы налоговых правона­рушений необходимо выводить логическим путем.

Указание на отсутствие вины налогоплательщика в случае при­менения пени является упущением налогового законодательства. В литературе и правоприменительной практике можно столкнуться с достаточно странной позицией, когда указание закона о том, что «пеня взыскивается в бесспорном порядке», понимают как установ­ление ответственности без вины. Такое указание закона лишь под­черкивает внесудебный порядок взыскания пени и невозможность обжалования принятого решения, но не означает, что субъект, на­рушивший налоговую норму, является невиновным. Кроме того, в своих решениях Конституционный Суд указывал, что в тех случаях, когда пеня имеет характер меры ответственности, а не восстанови­тельный характер, недопустимо ее взимание без наличия вины и в бесспорном порядке232. Установление вины — обязанность право-

231 Бойков О. Налоговые споры в практике арбитражных судов // Российская юс­тиция. 1999. №11. С. 7-9. — См. также: Брызгалин А. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и пра­во. 2001. № 3. С. 88.

232 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999г. №11-П «По Делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Госу-

применителя, и только в случае установления вины возможна реали­зация карательной функции налоговой ответственности.

Основаниями реализации карательной функции налоговой от­ветственности являются наличие правовой нормы, правонарушение, процессуальное решение. Указывая на правонарушение мы имеем в виду правонарушение в совокупности всех его признаков. Трудно согласиться с мнением В. Соловьева о том, что нормы, не преду­сматривающие вину в налоговых правоотношениях, — не случайное недоразумение, а проявление тенденции и данная «ситуация стала результатом эволюции общественных отношений, следствием кол­лизии общеюридических принципов: принципа ответственности за вину и полного возмещения убытков»233. Подобная ситуация объяс­няется стремлением законодателя облегчить участь правопримени-теля — снять с него обязанность доказывать вину. Это не прогресс законодательства и общественных отношений, а регресс, переход к инквизиционным и репрессивным методам управления обществом. Налоговое законодательство и так изобилует несправедливостью, которую не следует усугублять подобными положениями, а уже тем более обоснованиями ее «необходимости» в научной литературе. Правовые науки не должны заниматься «оправдыванием» ответст­венности без вины. И уж тем более нельзя согласиться с выводом сотрудника ФСНП по г. Москве И. Н. Соловьева, что «главным оружием налогового права выступает презумпция вины налогопла­тельщика». Презумпция вины налогоплательщика в публично-правовых отношениях — не «оружие налогового права», а инстру­мент произвола и беззакония в руках налоговых органов. Подобные выводы противоречат Конституции РФ (ст. 49), Налоговому кодексу (ст. 106, ч. 6 ст. 108, ст. НО)235, принципам права, принципам юри-

дарственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об осно­вах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налого­вой полиции"» // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3988.

133 Соловьев В. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве. С. 97-99.

234 Соловьев И. Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. М., 2000. С. 29.

235 См., также: Гоаин А. А. Основания ответственности по налоговому праву // Вестник ВуиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 13. Тольятти, 2001. С. 47.

дической ответственности236, принципам налоговой ответственно­сти237 и многочисленным постановлениям Конституционного Суда рф238. Остается только удивляться «упорству» налоговых органов, научных сотрудников налоговых органов, «обосновывающих» от­ветственность без вины. Впрочем, такое «упорство» вполне объяс­нимо. Куда проще привлекать к ответственности без вины, освобож­дая себя от бремени доказывания, чем доказывать вину и совершен­ствовать свое профессиональное мастерство по сбору доказательств.

Осуждение, применение к субъекту санкции налоговой нормы не являются единственными способами осуществления карательной функции налоговой ответственности. За применением налоговой санкции, предусмотренной в налоговой норме, следует состояние наказанности правонарушителя. В ст. 112 НК РФ прямо определяет­ся, что «лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступ­ления в силу решения суда или налогового органа о применении на­логовой санкции». В течение этого срока лицо находится в состоя­нии налоговой наказанности. Состояние наказанности имеет не только карательный, но частнопревентивный аспект воздействия, так как обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекае­мым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, пре­терпевающее состояние наказанности, осознает, что в случае совер­шения повторного налогового правонарушения сумма штрафа на основании ст. 114 НК увеличивается в два раза.

Следует отнести к недостатку НК однотипность мер налоговой ответственности, не позволяющих ее должным образом индивидуа­лизировать. Вызывает нарекания и сама система построения санк­ций за налоговые правонарушения. Анализ санкций норм Налогово­го кодекса показывает, что законодатель устанавливает абсолютный размер штрафа (ст. 116, ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 118, ч 3 ст. 119, ч. 1

236 Мироненко М. Б. Ответственность за виновные действия — принцип юриди­ческой ответственности // Там же. С. 63.

237 Брызаалин А. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопро­сы правоприменительной практики // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 84.

238 См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Рос­сийской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой поли­ции"» // СЗ РФ. 1997 № 1. Ст. 197.

ст. 120, ч. 2 ст. 120, ч. 4 ст. 120, ст. 121, ст. 124, ст. 125, ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 126, ст. 127, ч. 1 ст. 128, ч. 2 ст. 128, ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 129). В других санкциях установлен абсолютный процент с определенных сумм, который должен быть взыскан с правонарушителя (ч. 2 ст. 118, ч. 2 ст. 119, ч. 1 ст. 122, ч. 2 ст. 122, ст. 123)239.

Индивидуализация — принцип юридической ответственности, а карательное воздействие должно быть индивидуализировано. Как может быть индивидуализирована налоговая ответственность, если в подавляющем большинстве случаев законодатель устанавливает аб­солютно-определенные и безальтернативные санкции. Между тем Конституционный Суд в своих постановлениях неоднократно ука­зывал, что меры юридической ответственности должны быть спра­ведливыми, соразмерными, дифференцированными, а сами эти принципы вытекают непосредственно из Конституции РФ240.

Карательное воздействие налоговой ответственности не должно быть одинаковым для всех и одинаковым за любое правонарушение. Нарушение законодателем принципа индивидуализации неизбежно ведет к его нарушению и правоприменителем. Способы карательно­го воздействия налоговой ответственности должны быть разнооб­разными и альтернативными. Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, о воспитательном воздействии не может быть и речи.

Необходимо законодательно закрепить институт освобождения от налоговой ответственности. Парадоксально, но за совершение более тяжкого правонарушения — преступления (уклонения от уп­латы налогов— ст. 198-199 У К РФ) законодатель допускает осво­бождение от уголовной ответственности. В примечании к ст. 198 УК РФ указано, что лицо, впервые совершившее преступления, преду-

239 Липинский Д. А. Некоторые вопросы совершенствования норм юридической Ц ответственности по Налоговому кодексу РФ // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 4. Тольятти, 1999. С. 121.

240 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государствен- ной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоге- вой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"»; Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции».

смотренные ст. 194, 198-199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Между различными нормами различных отраслей права, регулирующих схожие общест­венные отношения, должна быть согласованность. Еще до принятия НК РФ в юридической литературе указывалось на существенный недостаток налогового законодательства— отсутствие оснований освобождения от налоговой ответственности241. Нам известен только один случай освобождения от налоговой ответственности, который произошел в 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 27 ок­тября 1993 г. «О проведении налоговой амнистии в 1993 году»242. Кара не всегда необходима, а ее неприменение в некоторых случаях не скажется на возможности достижения целей налоговой ответст­венности, и наоборот, применение кары в таких случаях порождает только неуважение к закону и несправедливость.

Одновременно с карательной функцией налоговой ответствен­ности осуществляется ее восстановительная функция. Трудно согла­ситься с выводом А. А. Гогина, что «цель санкций — обеспечить исполнение налогоплательщиком его обязанностей, а не пополнение бюджета»243. Налоговая ответственность при системе существую­щих санкций преследует и цель пополнения бюджета РФ. Как тогда объяснить, что штрафные санкции в десятки раз превышают реаль­ный ущерб, который понес бюджет РФ?

Мы солидарны с учеными, считающими, что санкции, приме­няемые за налоговые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер 244, но нельзя согласиться с жесткой клас-

241 Брызгалин А. Основания освобождения налогоплательщика от ответственно­сти за нарушения налогового законодательства // Хозяйство и право. 1997. №12. С. 13.

242 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4193.

243 Гоаин А. А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. С. 79. См. также: Карасева М. В. 1) Макропроблемы финансового права и науки на совре­менном этапе // Вестник МГУ. Сер. «Право». 1999. №6. С. 95; 2) Финансовое право. С. 192; Краснов А. В. Правовые санкции в экономической сфере: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Казань, 1999. С. 14.

244 Карасева М. В. Финансовое право. С. 192; Николаев А. А. Правовые проблемы ответственности хозяйствующих субъектов за неуплату налогов: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9; Украинский Р. В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство, 1999. №5. С. 44-45; Соловьева. Правовосстановительная от­ветственность частного субъекта в налоговом законодательстве. С. 94; и др.

сификацией налоговых санкций на восстановительные и каратель­ные. Любая мера юридической ответственности является одновре­менно и карательной, и восстановительной. Кроме того, как мы уже указывали выше, восстановительными и карательными являются не санкции, а функции, которые они выполняют. Трудно согласиться и с однобокостью подхода, когда рассматриваются восстановительные свойства санкций, между тем восстановительными функциями обла­дает сама юридическая ответственность, а не только одно из ее про­явлений — реализация санкции. Впрочем, для тех ученых, которые под юридической ответственностью понимают реализацию санкции, не возникает различий между функциями санкций и функциями юридической ответственности.

Налоговое правонарушение нарушает существующий порядок общественных отношений по взиманию и сбору налогов, а одновре­менно и правовую форму этих отношений — налоговые правоотно­шения, а.восстановительная функция налоговой ответственности выступает средством восстановления нарушенных общественных отношений и возмещения причиненного вреда.

С момента совершения налогового правонарушения у правона­рушителя возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, вытекающим из факта совершения налогового право­нарушения. Претерпевание виновным лицом этих последствий ведет к восстановлению общественных отношений. Обязанность, которая возникает с момента совершения налогового правонарушения, явля­ется одновременно и обязанностью возместить причиненный ущерб и тем самым способствовать восстановлению нарушенных общест­венных отношений. Применение к субъекту мер налоговой ответст­венности сужает его имущественную сферу, а следовательно, ведет к компенсации потерь, которые претерпело государство, но это только один аспект восстановительного воздействия.

Другой аспект восстановительного воздействия состоит в при­нуждении налогового правонарушителя к правомерному варианту поведения, которое должно вести к стабилизации нарушенных им общественных отношений. Обязанность претерпевания государст­венно-принудительного воздействия налоговой ответственности вы­ражается не только в виде пассивного претерпевания, но и в виде совершения определенных положительных действий (например, добровольная уплата штрафа, недоимок по налогам, пени, приведение бухгалтерской документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и т. д.). Элементы добровольности, проявленные на­логовым правонарушителем, могут исключать государственно-принудительную форму реализации ответственности. Например, добровольное внесение налогоплательщиком исправлений в налого­вую декларацию до окончания отчетного периода исключает нало­говую ответственность. Восстановительное воздействие в подобных случаях основывается не на государственно-принудительной, а на добровольной форме реализации юридической ответственности.

Что касается штрафа, пени, то последние выступают одним из способов восстановительного воздействия, а точнее, в результате их применения происходит возмещение потерь, понесенных государст­вом от нарушения обязанности по уплате налогов. И другой довод в пользу того, что пеня одновременно носит как карательный, так и восстановительный характер. По своей юридической природе пеня носит характер неустойки, а данный институт заимствован из граж­данского права. В науке гражданского права длительные дискуссии привели к выводам о ее многофункциональности245.

Объект восстановительного воздействия налоговой ответствен­ности зависит от объекта налогового правонарушения. Те общест­венные отношения, которые были нарушены конкретным налоговым правонарушением, как раз и требуют восстановления. Обществен­ные отношения, выступающие объектом налогового правонаруше­ния, одновременно являются и объектом восстановительного воз­действия налоговой ответственности. Ввиду того, что эти обществ венные отношения являются урегулированными нормами налогового права, восстановительная функция направлена на приве­дение в нормальное состояние налоговых правоотношений. Косвен­но в результате восстановления налоговых правоотношений проис­ходит улучшение целого комплекса общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности.

245 Быков А. Г. Роль гражданско-правовых санкций в осуществлении хозяйствен­ного расчета: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1967; Травкин А. А. Неустойка в советском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1968; Хохлов В. А. Ответст­венность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти, 1997. С. 234-235. Следует отметить, что некоторые специалисты в области финансового права также отмечают многофункциональность пени (см.: Юстус О. И. Финансово-правовая от­ветственность налогоплательщиков-организаций. С. 49).

В настоящее время достаточно проблематично выглядит осуще­ствление воспитательной функции налоговой ответственности. Ко­нечно, необходимость правового воспитания налогоплательщиков очевидна, но оно может эффективно осуществляться только при ус­ловии справедливости самого налогового законодательства.

Финансовая ответственность, как и налоговая, выполняет регу­лятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспи­тательную функции. Однако по данному вопросу есть и другие точ­ки зрения. Так, А. С. Емельянов отмечает принципиальное соответ­ствие функций финансовых санкций функциям права и к таковым относит охранительную, регулятивную, воспитательную, социально-превентивную, ценностно-ориентационную, оценочную, юридико-регулятивную, социально-интегративную, системно-правовую, под­держания и укрепления государственной власти и местного само­управления, фискальную функции246. С этим трудно согласиться. Во-первых, не ясно, чем регулятивная функция отличается от юридико-регулятивной. Во-вторых, системно-правовую, социально-интегрантивную функции в юридической литературе относят не к функциям права, а к функциям правовой системы247. В-третьих, так называемые ценностно-ориентационные, оценочные функции не являются основным направлением правового воздействия и входят в содержание регулятивной, превентивной, воспитательной функций. В-четвертых, фискальной функцией обладают органы финансового контроля, а не финансовая ответственность или финансовые санк­ции. В-пятых, поддержание и укрепление государственной власти, органов местного самоуправления скорее всего задача фискальных органов, а не функция финансовой ответственности.

Превентивная функция финансово-правовой ответственности не может возникнуть, если соответствующие общественные отношения не будут закреплены в результате воздействия регулятивной функ­ции финансово-правовой ответственности. Тем более не может воз­никнуть из вакуума карательная и восстановительная функции, для реализации которых требуется нарушение регулятивного правоот­ношения.

246 Емельянов А. С. Меры финансово-правового принуждения. С. 53. 247 Колосова Н. М. Интегративная функция правовой системы. С. 10.

Регулятивная функция финансовой ответственности участвует в закреплении и оформлении динамики финансовых отношений. В числе финансовых выделяют следующие группы общественных от­ношений: 1) между РФ, ее субъектами, муниципальными образова­ниями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с распределением финансовых ресурсов страны; 2) между государст­венными (муниципальными) финансово-кредитными органами в;связи с образованием, распределением и использованием соответст­вующих государственных денежных фондов и ресурсов; 3) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридически­ми и физическими лицам — с другой, в связи с образованием и рас­пределением государственных кредитных ресурсов и централизо­ванных страховых фондов; 4) между предприятиями, организация­ми, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием бюджетных или кредитных ресурсов. 248

Регулятивная функция финансовой ответственности участвует в оформлении статики и динамики отношений, входящих в предмет фи­нансового права. Можно конкретизировать, на какие отношения регу­лятивная функция финансовой ответственности оказывает непосредст­венное воздействие. В частности, анализ ст. 283 Бюджетного кодекса РФ показывает, что регулятивная функция финансовой ответственно­сти закрепляет отношения по исполнению закона о бюджете; целевому использованию бюджетных средств; перечислению бюджетных средств получателям; своевременному представлению отчетов, связан­ных с исполнением бюджета; своевременному и полному предоставле­нию субъектам правоотношений разнообразных сведений; финансиро­ванию расходов не включенных в бюджетную роспись, и т. д.

Объекты воздействия регулятивной функции финансовой ответ­ственности необходимо выявлять не только из анализа Бюджетного кодекса. В Законе РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» 249 закрепляются отношения владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

248 Финансовое право/ПОД ред. Н. И. Химичевой. М., 1999. С.38.

249 Российская газета. 1992; 4 ноября.

Различными нормативно-правовыми актами регулируются от­ношения, связанные с финансированием разнообразных субъектов экономической деятельности, отношения по целевому расходованию предоставленных средств и т. д. Особая роль в этом отводится еже­годно принимаемым законам о бюджете, в которых не только закре­пляется обязанность по целевому расходованию бюджетных средств, но и устанавливаются санкции за нарушение этой обязан­ности. Например, в ст. 75 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»250 за нецелевое использование органами власти, предприятиями и органи­зациями средств федерального бюджета предусмотрен штраф в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ.

К субъектам финансовой ответственности относятся: государст­во в целом; законодательные, исполнительные органы РФ; законода­тельные, исполнительные органы субъектов РФ; муниципальные образования; банковские учреждения; организации (предприятия, бюджетные учреждения). Физические лица могут выступать субъек­тами финансовой ответственности в виде исключения на основании ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Финансовая ответственность направлена на предупреждение нарушений отношений, складывающихся в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному рас­пределению и использованию денежных фондов (финансовых ре­сурсов). Превентивное направление правового воздействия финан­совой ответственности состоит из общепревентивного и частнопревентивного направлений. Общая превенция проявляется уже в самом факте установления финансовой ответственности. Причем превентивное воздействие оказывает вся норма в целом, а не ее от­дельный структурный элемент (санкция). В противном случае оста­ется не ясным, за несоблюдение чего исходит угроза финансового взыскания. Важными задачами превентивной функции выступают укрепление финансовой дисциплины, предполагающей добросове­стное осуществление предоставленных прав и подчинение установ­ленным в финансово-правовых нормах обязанностям251.

250 СЗ РФ. 2000. №1. Ст. 10.

251 Подробнее о финансовой дисциплине см.: Крохина Ю.Аг., Беляев В. П. Кон­троль как средство реализации финансово-правовой политики // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Вып. 22. Тольятти. 2002. С. 98-100.

А. С. Емельянов в качестве объекта воздействия финансовых санкций выделяет фонды денежных средств и финансовые ресур­сы252. Действительно, карательная функция финансовой ответствен­ности воздействует на имущественные отношения, сужает имущест­венную сферу финансового правонарушителя, но только публично-правовые имущественные отношения нельзя назвать в качестве объ­ектов их воздействия. Объектами воздействия карательной функции финансовой ответственности могут быть права на занятие тем или иным видом деятельности, психика финансового правонарушителя. Например, предупреждение — мера психологического воздействия, порицающая правонарушителя. Отзыв лицензии— мера организа­ционно-правового характера. Да и следует учитывать то, что в меха­низме осуществления карательной функции любого вида юридиче­ской ответственности важное значение имеет осуждение, содержа­щее порицание правонарушителя и деяния, им совершенного, которое направлено прежде всего на его психику.

Способы осуществления карательного воздействия финансовой ответственности достаточно разнообразны. К нарушителям финан­сового законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процес­са; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостанов­ление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры (ст. 282 БК РФ). Из всех пере­численных мер карательного воздействия только предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса выступает в каче­стве меры психологического воздействия. Остальные меры так или иначе связаны с сужением имущественной сферы правонарушителя.

Как меру ответственности можно рассматривать предписания об устранении допущенных нарушений, даваемые Счетной палатой РФ (ст. 24 ФЗ «О Счетной палате РФ»)253. Возможность судебного об­жалования свидетельствует о том, что оно относится к мере юриди­ческой ответственности.

ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»254 предусмотрены следующие меры финансовой ответственности:

252 Емельянов А. С. Указ. соч. С. 45.

253 СЗ РФ. 1995.№З.Ст. 167.

254 Российская газета. 1992. 4 ноября.

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействи­тельным в силу настоящего Закона сделкам; б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в ре­зультате незаконных действий; штраф; приостановление действия лицензии; лишение лицензии; иные санкции, предусмотренные за­конодательством РФ (ст. 14).

Неясность законодательного перечня мер юридической ответст­венности, указание в их числе на так называемые «иные меры» (ст. 282 БК РФ) позволило ЦБР предусмотреть следующие меры фи­нансовой ответственности: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ог­раничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиен­тов (включая кредитные организации). Ограничение проведения операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безна­личной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком255.

Мы не выступаем против подобных мер финансовой ответст­венности, наоборот, они позволяют разнообразить карательное воз­действие. Однако меры юридической ответственности, влекущие неблагоприятные последствия для правонарушителя, должны уста­навливаться в законе или в нормативно-правовом акте, правовая природа которого предельно ясна, а не в «Указаниях ЦБР», которые зачастую даже не проходят регистрацию в Министерстве юстиции и публикуются в изданиях, не относящихся к официальным. Цен­тральный Банк РФ не является тем органом, который вправе уста­навливать меры юридической ответственности, — это прерогатива законодателя.

255 Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного кон­троля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их кли­ентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномочен­ным банкам за нарушения валютного законодательства» // Нормативные акты по бан­ковской деятельности. 1999. №5.

Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»256 предусмотрены следую­щие меры финансовой ответственности: за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, уч­реждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в 2-кратном размере суммы произведенного плате­жа; за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в 3-кратном размере неоприходованной сум­мы; за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3-кратном размере выяв­ленной сверхлимитной кассовой наличности. Мы не выступаем про­тив строгой финансовой дисциплины, но обращают на себя внима­ние чрезмерно суровые санкции, не допускающие индивидуализа­ции юридической ответственности.

Между тем Конституционный Суд в одном из своих постанов­лений, касающемся проверки конституционности некоторых поло­жений ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуще­ствлении расчетов с населением» специально указал, что меры юри­дической ответственности должны отвечать, вытекающим из Конституции Российской Федерации и общих принципов права кри­териям (дифференцированности, соразмерности, справедливости). В этой связи Федеральному Собранию надлежит в кратчайший срок урегулировать данный вопрос в соответствии с предписаниями Кон­ституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постанов­ления257.

Карательное воздействие финансовой ответственности не долж­но быть слепым инструментом обогащения государства, оно должно соответствовать всем принципам юридической ответственности. За­конодательная регламентация карательного воздействия как налого-

256 СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396.

257 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. «По делу о про­верке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан» // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2173.

вой, так и финансовой ответственности требует совершенствования. Прежде всего это касается установления альтернативных санкций, и не абсолютно определенных, а относительно определенных, необхо­димо расширить перечень обстоятельств, отягчающих и смягчаю­щих карательное воздействие.

В самом широком смысле объектом восстановительного воздей­ствия выступают отношения, складывающиеся в процессе финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований, имен­но этим отношениям причиняется вред в результате совершения фи­нансового правонарушения.

Указанные отношения поддаются конкретизации. В частности, восстановительная функция финансовой ответственности призвана нормализовать отношения по целевому использованию бюджетных средств, своевременному перечислению бюджетных средств, пол­ному перечислению бюджетных средств, подтверждению бюджет­ных обязательств, соответствию бюджетной росписи закону о бюд­жете и т. д. Из ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном кон­троле» 258 следует, что ответственность, предусмотренная этим нормативно-правовым актом, направлена на восстановление отно­шений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, происшедшего в результате финансового правонару­шения. Например, приостановление действия или лишение лицензии исключает субъекта из сферы валютных отношений и одновременно нормализует их, а применение к субъекту штрафов компенсирует потери государства.

«Восстановительный характер носят финансово-правовые санк­ции, реализация которых устраняет правонарушение, восстанавли­вает правопорядок. К ним можно отнести взыскание сумм нецелево­го использования средств бюджета, взыскание задолженности по предоставленным на возвратной основе средствам федерального бюджета и процентам по ним, взыскание неперечисленных или не­полностью перечисленных сумм причитающегося финансирова­ния» 259. Однако и тут следует отметить, что восстановительное воз­действие оказывает не только санкция финансовой нормы, а вся фи-

258 Российская газета. 1992. 4 ноября.

259 Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовая ответственность // Налоговый вестник. 1998. №2. С. 63.

нансово-правовая ответственность в целом. Ведь прежде всего она принуждает правонарушителя к правомерному поведению.

Вышеназванные санкции применяются для того, чтобы побу­дить субъекта прекратить совершение правонарушения, хотя их применение может и не повлечь автоматически его прекращение. К этой группе относятся санкции, связанные с утратой имущества для нарушителя (взыскание штрафов, пеней, возмещение доходов неце­левого использования бюджетных средств и санкции, связанные с ограничением прав бюджетного правонарушителя в отношении ис­пользования или получения имущества, приостановление, ограниче­ние, прекращение финансирования, приостановление операций по счетам). 260

В Бюджетном кодексе проводится идея о том, что он должен регламентировать ответственность не физических лиц, а организа­ций, прежде всего субъектов РФ, госорганов и др. Презюмируется, что ответственность физических лиц (прежде всего должностных) должна быть установлена в Кодексе об административных правона­рушениях и Уголовном кодексе РФ261. Субъектами восстановитель­ного воздействия финансовой ответственности преимущественно являются юридические, а не физические лица.

Итак, из изложенного вытекают следующие выводы:

— в качестве основного способа карательного воздействия на­логовой ответственности выступает применение штрафных санкций, а штраф — основная мера налоговой ответственности, определенная в ст. 114 НК РФ. Пеня — это самостоятельная санкция и самостоя­тельный способ осуществления карательной функции налоговой от­ветственности. То обстоятельство, что данное налоговое правона­рушение (несвоевременная уплата налога) и санкция за его совер­шение не помещены в специальную главу НК, посвященную налоговым правонарушениям, еще не является основанием для не­признания его таковым, а составы налоговых правонарушений необ­ходимо выводить логическим путем;

— меры юридической ответственности, влекущие неблагопри­ятные последствия для правонарушителя, должны устанавливаться в

260 Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовая ответственность. С. 63.

261 Пономарев С. А. Ответственность за нарушение бюджетного законодательст­ва // Государство и право. 1999. № 2 С. 73.

законе или в нормативно-правовом акте, правовая природа которого предельно ясна, а не в «Указаниях ЦБР», которые не проходят реги­страцию в Министерстве юстиции и публикуются в изданиях, не относящихся к официальным. ЦБ РФ не является тем органом, кото­рый вправе устанавливать меры юридической ответственности, — это прерогатива законодателя;

— необходимо установить за совершение налоговых правона­рушений относительно определенные и альтернативные санкции, расширить перечень обстоятельств, отягчающих и смягчающих ка­рательное воздействие налоговой ответственности и законодательно закрепить институт освобождения от налоговой и финансовой от­ветственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: