Требования к экзамену

Экзаменационная оценка может складываться из следующих составляющих:

- обязательное посещение лекций,

- обязательное посещение практических занятий,

- обязательное наличие конспектов,

- обязательная отчетность по текстам,

- тестирование дважды в семестр (надо набрать не менее 10 из возможных 20 баллов);

- от 2 до 4 словарных диктанта.

Для того, чтобы претендовать на экзамен автоматом, надо:

- отвечать на каждом практическом занятии – от 05, до 3 баллов,

- выполнить творческое задание, куда входит составление словаря по фольклору, написание учебно-исследовательской работы, составление презентаций по той или иной теме, участие в курсовых мероприятиях по фольклору – до 5 баллов за одно творческое задание.

Пропущенные лекции и практические занятия в обязательном порядке должны быть отработаны в письменном виде или в виде устного собеседования с преподавателем по контрольным вопросам. Все остальные пробелы по курсу могут быть возмещены творческим заданием.

Таким образом, оценка по курсу выводится преподавателем автоматически после проверки конспектов и собеседования по текстам.

В этом случае основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Оценка за экзамен, таким образом, будет складываться из следующих слагаемых:

1. представление конспектов рекомендованной к изучению литературы по темам практических занятий,

2. знание необходимого количества фольклорных текстов,

3. умение ответить на дополнительные вопросы по темам практических занятий,

4. умение ответить на вопросы экзаменационного билета.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«Фольклор»

Цель данного курса – дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.

Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.

Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюции и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства.

Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.

Еще одной важнейшей проблемой в курсе является необходимость уяснить формы взаимосвязей и взаимовлияний фольклора и литературы, как в ранний период древнерусской культуры, так и в литературе нового времени. Определить способы и приемы функционирования поэтики и структуры фольклора в русской классической литературы ХIХ – начала ХХ вв. и в современной литературе.

 

ПРОГРАММА КУРСА

МОДУЛЬ I

Раздел 1. Понятие о фольклоре.
Основные свойства фольклора как особого вида искусства

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

МОДУЛЬ II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: