Комплексная стандартизация

При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции - это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации). Практической реализацией этого метода выступают программы комплексной стандартизации (ПКС), которые являются основой создания новой техники, технологии и материалов.

Так, при осуществлении программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось помимо разработки нового ГОСТа на трансформаторы пересмотреть и создать 36 других взаимосвязанных стандартов, в частности стандарты на изделия и материалы, применяемые при изготовлении трансформаторов: электротехническую тонколистовую сталь и методы ее испытаний; электроизоляционный картон и методы определения его прочности и электроизоляционных свойств; кабельную бумагу; фарфоровые изоляторы, изоляционные материалы (текстолит, стеклотекстолит). Для обеспечения точной геометрии листов стали были разработаны и уточнены стандарты на нормы точности прокатных станов.

Для обеспечения необходимого качества электроизоляционного картона потребовалась разработка стандарта на сульфатную облагороженную целлюлозу. Таким образом, для разработки и реализации программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось участие многих отраслей промышленности.

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

В настоящее время реализуется программа комплексной стандартизации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». В разработке стандартов для указанной программы принимает участие около 60 организаций.

По состоянию на 1 октября 2000 г. было разработано и принято Госстандартом России 47 государственных стандартов, которые установили:

- терминологию в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС);

- классификацию природных, техногенных и биолого-социальных ЧС, номенклатуру" вредных воздействий и поражающих факторов ЧС;

- основные требования к мониторингу и прогнозированию ЧС, защите и жизнеобеспечению населения, ликвидации ЧС;

-требования к аварийно-спасательным средствам и способам проведения аварийно-спасательных работ.

Своеобразной формой комплексной стандартизации является комплексная сертификация.

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

В 70-80-х гг. опережающие стандарты выполнялись в виде так называемых ступенчатых стандартов. В этих стандартах было несколько ступеней, содержащих возрастающие требования к показателям качества, а также сроки их ввода в действие. Так, в стандарте на средства для письма были установлены две ступени:

В ступенчатых стандартах возможны пять и более ступеней. Примером «многоступенчатого» стандарта могут служить разработанные в США в конце 60-х гг. стандарты на предельно допустимое содержание основных токсичных компонентов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомобилей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с 1970 г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в результате к 1975 г. они были сведены к реально достижимому минимуму.

К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах отраслей (стандартах предприятия, стандартах общественных организаций) прогрессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в нашей стране в качестве государственных.

Государство должно гарантировать экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги) в соответствии с государственными стандартами с предварительными требованиями на перспективу, опере укающими возможности традиционных технологий.

За рубежом существует категория «предварительных стандартов», в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В ряде случаев опережающие стандарты влияют на организацию специализированного производства совершенно новых видов продукции. Например, американские стандарты на цветное телевидение, утвержденные в 1953 г., способствовали созданию в США в 1957-1960 гг. массового производства телевизоров цветного изображения.

Большим достижением международной стандартизации в конце 80-х гг. было утверждение международного стандарта на аудиокомпактный диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.

 

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государ­ственных стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выяв­ления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, под­тверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

1) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуата­цию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

2) в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

3) в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания про­дукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полно­мочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в преде­лах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право ад­министративного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федераль­ных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горно­го дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строи­тельства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку

строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и нрава потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресе­чение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обяза­тельной сертификации.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требо­ваний государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор и области стандартизации, обеспечения един­ства измерений и обязательной сертификации включает и себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стан­дартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъекта­ми правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продук­ции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безо­пасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и приме­нением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталона­ми единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

• продукция или товары (далее - продукция), выполняемые работы и оказы­ваемые услуги;

• техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

•системы управления качеством;

• работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и ус­луг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридиче­скими лицами и индивидуальными предпринимателями:

• обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к про­изводству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуата­ции), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказа­нии услуг;

• правил обязательной сертификации;

• правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Гос­стандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного кон­троля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему госу­дарственного контроля:

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения ко­торого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического цен­тра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государствен­ный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный кон­троль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Рос­сийской Федерации по надзору за государственными стандартами и обес­печению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления го­сударственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их замести­тели, назначаемые и освобождаемые от должности председателем) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — го­сударственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федера­ции.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или ко­миссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (ра­бот, услуг).

К таким органам относятся, например,

• Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав по­требителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потре­бительских товаров;

• Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет го­сударственный экологический контроль;

• Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, и том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, ут­верждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных про­верок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или инди­видуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

• проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным пред­принимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

• получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъ­являемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологи­ческих процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью лю­дей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей;

• возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, ус­луг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

• обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказатель­ствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

• доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

• получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя до­кументы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

• использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора; и проводить в соответствии с нормативными документами по стандартиза­ции отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обяза­тельным требованиям;

получать копии документов, необходимых для проведения государственного кон­троля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законо­дательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

• отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр про­дукции, работ и услуг; ' '

• исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, ра­бот и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

• проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

• оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

• проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную реги­страцию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно госу­дарственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индиви­дуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории. Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требова­ниями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продук­ции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (цен­тре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об админи­стративном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя и по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Сертификация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: