Научная база стандартизации

Нормативные документы по стандартизации применяются государственными орга­нами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подго­товки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), ис­пользования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации, приведен в табл. 1.1.

Наименование до­кумента Определение Обозначение Сфера действия
Государственный стан­дарт РФ Стандарт, принятый Гос­стандартом России или Госстроем, России ГОСТР Российская Федерация
Региональный стандарт Стандарт, принятый ре­гиональной организацией по стандартизации ГОСТ, СТ СЭВ Страны- члены региона
Межгосударственный стандарт (является стан­дартом регионального типа) Стандарт, принятый Меж­государственным Советом по стандартизации, метро­логии и сертификации или Межгосударственной на­учно-технической комис­сией по стандартизации, техническому нормирова­нию и сертификации в строительстве ГОСТ Страны — члены Меж­государственного совета (МГС) и (или) Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС)
Международный стан­дарт Стандарт, принятый меж­дународной организацией но стандартизации ИСО, МЭК, ИСО/МЭК Страны — члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК  
Общероссийский клас­сификатор технико-экономической инфор­мации Документ, принятый Гос­стандартом России или Госстроем России ОК Российская Федерация  
Стандарт отрасли Стандарт, принятый госу­дарственным органом управления в пределах его компетенции при­менительно к продукции, работам и услугам отрас­левого значения ОСТ В одной или нескольких отрас­лях  
Стандарт, предприятия Стандарт, принятый пред­приятием применительно к внутренним продукции, работам и услугам. СТП На данном предприятии  
Стандарт научно-технического, инженер­ного общества Стандарт, принятый науч­но-техническим, инженер­ным обществом или дру­гим общественным объе­динением СТО На принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний  
Технические условия Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, веще­ство) ТУ На конкретное изделие, матери­ал, вещество  
Правила Документ в области стан­дартизации, метрологии, сертификации, аккредита­ции, устанавливающий обязательные для приме­нения организационно-технические и (или) обще­технические положения, порядки (правила проце­дуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ­лений, а также обязатель­ные требования к оформ­лению результатов этих работ ПР Российская Федерация  
Рекомендации Документ в области стан­дартизации, метрологии, сертификации, аккредита­ции, содержащий добро­вольные для применения организационно-технические и (или) обще­технические положения, порядки (правила проце­дуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ­лений, а также рекомен­дуемые правила оформле­ния результатов этих работ Р Российская Федерация  
Правила гго межгосу­дарственной стандар­тизации См. «Правила» ПМГ Страны — члены МГС и (или) ' МНКТС  
Рекомендации по межго­сударственной стан­дартизации См. «Рекомендации» РМГ Страны — члены МГС и (или) МНКТС  
Регламент Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый орга­нами власти   Сфера действия регламента  
           

 

Все действующие в Российской Федерации государственные, межгосударственные, региональные, национальные стандарты других стран вносятся в ежегодно переиздавае­мый указатель «Государственные стандарты».

Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Государственные стандарты должны содержать:

а) требования к продукции, работам и услугам но их безопасности для окру­жающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и произ­водственной санитарии;

б) требования по технической и информационной совместимости, а также взаи­мозаменяемости продукции;

в) основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, ме­тоды их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

г) правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы..

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения тре­бования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: требования по обеспечению безопасности продук­ции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспе­чению технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продук­ции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании ма­шин и оборудования.

Примеры условного обозначения государственных стандартов:

ГОСТ Р 2.51 93

Год утверждения стандарта

Порядковый регистрационный номер

Классификационная группа

Комплекс стандартов (код системы ЕСКД)

В случае отсутствия в структуре обозначения стандарта классификационной груп­пы порядковый регистрационный номер проставляется непосредственно после кода сис­темы:

ГОСТ Р 1.5 92

Год утверждения стандарта

Порядковый регистрационный номер

Комплекс стандартов (код системы ГСС)

В обозначение стандартов на изделия, используемые только в атомной энергетике, добавляется буква А, проставляемая после двух последних цифр года утверждения стан­дарта.

Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ншу Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (щи наличии со­ответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории Российской Фе­дерации в качестве государственных стандартов. При этом они представляют собой:

а) аутентичный текст на русском языке соответствующего документа;

б) или аутентичный текст на русском языке соответствующего документа с до­полнительными требованиями, отражающими специфику потребностей на родного хозяй­ства.

Государственный стандарт, оформленный на основе применения аутентичного тек­ста международного или регионального стандарта (например, ИСО/МЭК 2593: 1993) и не содержащий дополнительных требований, обозначается как

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98.

Если в государственном стандарте имеются дополнительные требования по срав­нению с международным (региональным) стандартом, то в скобках приводится обозначе­ние международного стандарта, например

ГОСТ Р 51295-99 (ИСО 2965-97).

Региональные стандарты для российских условий — это межгосударственны стандарты (ГОСТ) и стандарты бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СТ СЭВ). До сих пор в странах СНГ (в том числе и в Российской Федерации) применяются стандарты СЭВ, действующие в качестве межгосударственных.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) действуют, как региональные стандар­ты в странах СНГ. Основу Межгосударственной системы стандартизации (МГСС) соста­вили государственные стандарты бывшего Союза ССР. В Российской Федерации государ­ственные стандарты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не про­тиворечат законодательству Российской Федерации.

Межгосударственные стандарты принимаются Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Решение об отмене того или иного стандарта СССР на терри­тории Российской Федерации принимают Госстандарт или Госстрой России,

Условные обозначения межгосударственных стандартов аналогичны обозначениям государственных стандартов Российской Федерации.

Межгосударственный стандарт, оформленный на основе применения аутентичного международного стандарта (например, ИСО 9591: 1992), обозначается как

ГОСТ ИСО 9591-93.

Если в межгосударственном стандарте имеются дополнительные требования по сравнению с международным стандартом, то в скобках приводится обозначение междуна­родного стандарта, например

ГОСТ 20231-92 (ИСО 7173-89).

Международные стандарты (ИСО, МЭК, ИСО/МЭК) наиболее широко ис­пользуются во всем мире; представляют собой тщательно отработанный вариант техниче­ских требований к продукции (услуге), что значительно облегчает обмен товарами, услу­гами и идеями между всеми странами мира.

Крупнейший партнер ИСО — Международная электротехническая комиссия (МЭК). Они поддерживают тесное сотрудничество с Европейским комитетом по стандар­тизации (СЕН). В целом эти три организации охватывают международной стандартизаци­ей все области техники; кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информа­ционных технологий и телекоммуникации.

Международные стандарты ИСО, МЭК и ИСО/МЭК не имеют статуса обяза­тельных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта связано в основном со сте­пенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней тор­говли.

По своему содержанию стандарты ИСО в меньшей мере касаются требований к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний про­дукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

По содержанию стандарты МЭК отличаются от стандартов ИСО большей кон­кретикой-, в них изложены технические требования к продукции и методам се испытаний, а также требовании но безопасности, что актуально не только для объектов стандартиза­ции МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия — сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специаль­ные международные стандарты на безопасность конкретных товаров.

ИСО и МЭК совместно разрабатывают стандарты ИСО/МЭК, руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертифика­ции, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам.

Международные, региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других меж­дународных, региональных организаций и национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий и стандартов науч­но-технических, инженерных обществ и других общественных объединений до их приня­тия в качестве государственных стандартов Российской Федерации,

Допускаются изготовление и поставка продукции на экспорт в соответствии с тре­бованиями международных, региональных и национальных стандартов других стран и стандартов фирм зарубежных стран по предложению потребителя (заказчика) этих стран на договорной (контрактной) основе.

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации создаются в рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и соци­альной информации (ЕСКК ТЭСИ), в которую входят общероссийские классификаторы, средства их ведения, нормативные и методические документы по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая ин­формация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банков­ское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Гос­стандарт РФ и Росстатагентство. Научная часть этой работы ведется Всероссийским науч­но-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стан­дартизации и качеству (ВНИИКИ).

Действующие общероссийские классификаторы

1. Общероссийский классификатор предприятии и организаций (ОКПО).

2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР).

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, про­дукции и услуг (ОКДП).

5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).

6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).

7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН).

10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).

14. Общероссийский классификатор валют (ОКБ).

15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ма­шиностроения и приборостроения (классификатор ЕСКД).

16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).

17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалифи­кации (ОКСВНК).

Основные потоки информации, используемой в управлении хозяйством, связаны с промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Общероссийский классификатор ОКП включает 98 классов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В связи с тем, что в России выпускается более 200 миллионов наименований различной продукции, в производстве и распределении которой задействовано более 500 тысяч субъектов хозяй­ственной деятельности, планирование, учет и распределение продукции ведутся с исполь­зованием автоматической системы управления.

Одновременно с ОКП с 1991 г. в России действует внешнеторговый классификатор - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая явля­ется основой таможенного тарифа. Для увязки этих классификаторов используются пере­водные таблицы.

Составной частью ЕСКК ТЭСИ является каталогизация продукции. Она преду­сматривает составление перечней производимой, экспортируемой и импортируемой про­дукции с ее описанием (идентификацией). Каталогизация требуется специалистам всех уровней для обоснованного принятия управленческих, коммерческих и технических ре­шений.

Формируемая в настоящее время Федеральная система каталогизации продукции для государственных нужд (ФСК) решает следующие задачи: однозначная идентификация предметов снабжения за счет единых стандартных правил описания; сбор, регистрация и хранение информации; выявление взаимозаменяемых, дублирующих и устаревших видов продукции; информационное обслуживание пользователей ФСК.

Источником информации для каталогизации являются каталожные листы (КЛ), представляемые в Центры метрологии и стандартизации при регистрации предприятием-изготовителем ТУ на продукцию.

В настоящее время ведется большая работа по созданию взаимосвязанных между собой классификаторов, что даст возможность обеспечивать достоверной информацией федеральные органы государственной власти России, а также иметь сопоставимую ин­формацию при обмене ею между государствами.

Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государст­венными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения по процедурам, установленным этими органами. В частности, стандарты отраслей разрабатывают на организационно-технические и обще-

технические объекты, продукцию, работы (процессы) и услуги, применяемые в отрасли, в том числе организацию проведения работ по отраслевой стандартизации, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.), организацию работ по метрологическому обеспечению в отрасли.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государст­венных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные госу­дарственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Требо­вания стандартов отраслей подлежат своевременному приведению и соответствие с дос­тижениями науки, техники и технологии, а также требованиями государственных стан­дартов.

Стандарт отрасли применяют на территории Российской Федерации предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют стандарты отраслей на добро­вольной основе.

Требования стандартов отраслей к продукции, работам (процессам) и услугам под­лежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, испол­нителя работ и услуг или в договоре.

Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Пример условного обозначения отраслевого стандарта

ОСТ 56 98 93

Год утверждения стандарта

Регистрационный номер

Условное обозначение отрасли (министерства, ве домства),утвердившей ОСТ

56 -условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства)

 

Система регистрационной нумерации разрабатывается отраслью и согласовывается с Госстандартом России.

Стандарты предприятий (СТП) могут разрабатываться и утверждаться пред­приятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенст­вования организации и управления производством. При этом стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению дру­гими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производ­ство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

В соответствии с ГОСТ Р 1.4-93 стандарты предприятий могут разрабатываться субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях:

1. Для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей, международных, региональных и национальных стандартов других стран, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений,

2. На создаваемые и применяемые па данном предприятии продукцию, процессы и услуги, в том числе:

1) составные части продукции, технологическую оснастку и инструмент;

2) технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования к ним с учетом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья;

3) услуги, оказываемые внутри предприятия; -.

4) процессы организации и управления производством.

Основным назначением СТП является решение внутренних задач, широко при­меняются они и в системах управления качеством.

Некоторые отечественные и зарубежные фирмы в своих стандартах задают более жесткие требования, чем государственные, поскольку только в превосходстве требований к качеству продукции залог их успеха в конкурентной борьбе.

Пример условного обозначения стандарта предприятия:

СТПИрГТУ05 98

Год утверждения стандарта

Регистрационный номер

Аббревиатура предприятия (ИрГТУ Иркутский государственный технический университет).

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатываются и принимаются этими общественными объедине­ниями для динамичного распространения и использования полученных в различных об­ластях знании результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Их разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессы и услуги, методы испытании, и том числе на нетрадиционные технологии, принципы орга­низации и управления производством или других видов деятельности.

СТО не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и подлежат согласованию с соответствующими органами государственного контроля и над­зора, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно при разработке и подготовке продукции к производству, ор­ганизации работ (процессов) и услуг, а также при разработке технической документации, нормативных документов по стандартизации.

При получении новых результатов исследований и применения СТО в субъектах хозяйственной деятельности они пересматриваются или в них вносятся изменения.

По мере апробации СТО происходит отработка требований к объектам стандар­тизации и на их базе могут разрабатываться государственные стандарты. Так, например, на основе СТО РОО (Российского общества оценщиков) разработан комплекс государст­венных стандартов по оценке имущества.

Научно-технические и инженерные общества функционируют и за рубежом. В США, например, работают: Американское общество по испытаниям и материалам (А8ТМ), состоящее из индивидуальных членов, компаний, научно-исследовательских ин­ститутов, учебных заведений; Американское общество инженеров транспорта (8АЕ); Американское общество инженеров-механиков; Американское общество инженеров-строителей.

Последние два общества своих стандартов не выпускают, но активно участвуют в разработке национальных стандартов.

Пример условного обозначения СТО:

СТО РОО 1.01 95

Год утверждения стандарта

Регистрационный номер

Аббревиатура общества

Система регистрационной нумерации разрабатывается обществом и согласовы­вается с Госстандартом России.

Технические условия (ТУ) изготовителей на поставляемую продукцию используют не только как технические документы, но и в роли нормативных документов, если на них делается ссылка в договорах между изготовителем и потребителем на изготовление и по­ставку продукции. Этот документ разрабатывается на одно или несколько конкретных из­делий, материалов, веществ и т. п. и подлежит согласованию с заказчиком (потребителем) или с приемочной комиссией при постановке продукции на производство. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной ко­миссии означает согласование ТУ.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требо­ваниям государственных стандартов, относящихся к данной продукции.

Содержание и оформление ТУ регламентируется ГОСТ 2.114-95. ТУ утверждается разработчиком документации на продукцию.

Пример условного обозначения ТУ:

ТУ 1115 017 38576343 93

Год утверждения ТУ

Код предприятия по классификатору предприятий и организаций (ОКПО)

Регистрационный номер

Код группы продукции по классификатору продукции (ОКП)

Правила (ПР), (ПМГ) и рекомендации (Р), (РМГ). В соответствии с ГОСТ Р 1.10-95 правила устанавливают обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требо­вания к оформлению результатов этих работ. Их разрабатывают при необходимости дета­лизации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов, при отсутствии таких стандартов, а также при нецелесообразности разработки и принятия в обоснованных случаях соответст­вующих стандартов.

Рекомендации содержат добровольные для применения организационно-техни­ческие и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (спо­собы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ. Их разрабатывают при целесообразности предварительной проверки на практике не устоявшихся, еще не ставших типовыми орга­низационно-технических и (или) общетехнических положений, порядков (правил проце­дуры), методов (способов, приемов) выполнения работ определенных видов, а также пра­вил оформления результатов этих работ, то есть до разработки и принятия соответствую­щих правил или стандартов.

Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования дей­ствующих государственных, а также межгосударственных стандартов, принятых для при­менения в Российской Федерации, или противоречить этим требованиям.

Обозначение правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертифи­кации и аккредитации состоит из индекса ПР (для правил) или Р (для рекомендаций), кода Госстандарта России (50), условного цифрового обозначения соответственно стандартиза­ции -1, метрологии - 2, сертификации - 3, аккредитации - 4, регистрационного номера и года утверждения (две последние цифры).

Примеры обозначений:

а) Правила по стандартизации ПР 50.1.005-95.

б) Рекомендации по метрологии Р 50.2.006-95.

в) Правила по сертификации ПР 50.3.007-95.

г) Правила по аккредитации ПР 50.4.008-95.

Правила, имеющие межотраслевую (межведомственную) область применения, принимаются и вводятся в действие постановлением Госстандарта России, а при необхо­димости регистрируются в Министерстве юстиции России.

Рекомендации принимают и вводят в действие решением руководства Госстандарта России (постановлением, приказом, распоряжением, личной подписью).

Порядок разработки правил (ПР) и рекомендаций (Р), их принятие Госстандартом России, а также регистрация в Минюсте России и во ВНИИКе изложены в ГОСТ Р 1.10-95.

Межгосударственные правила и рекомендации обозначаются следующим образом:

ПМПЗ-95 РМГ19-96

Год утверждения Год утверждения

Регистрационный номер Регистрационный номер

Информация о принятых ПР, ПМГ, Р и РМГ издательство стандартов публикует в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты» (ИУС).

Проверку соблюдения обязательных требований правил осуществляют в порядке государственного контроля и надзора территориальными органами (центрами стандарти­зации и метрологии (ЦСМ)) Госстандарта России, а также их разработчиками в порядке авторского надзора.

Технический регламент. По закону «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях:

а) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Тех­нические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают мини­мально необходимые требования, обеспечивающие:

г) безопасность излучений;

д) биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, хи­мическую, электрическую, ядерную радиационную безопасность;

ж) взрывобезопасность;

з) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

и) единство измерений.

В Российской Федерации действуют общие и специальные технические регламен­ты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюде­ния в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специальною технического рег­ламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перепонки, реализации и утилизации.

Порядок разработки технического регламента изложен в законе «О техническом регулировании» и принимается федеральным законом после публичного обсуждения. В исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. До вступления в силу федерального закона Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте при положи­тельном решении соответствующей экспертной комиссии Госстандарта России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: