И основные направления

1. Предмет, объект и методы психологии, место психологии в системе наук

2. Основные этапы развития психологической науки

3. Основные направления (отрасли) психологии

Предмет, объект и методы психологии, место психологии в системе наук

Психология (от. греч. Душа) – учение о душе. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития, проявления психики и сознания человека. Она изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.

Объект психологии: совокупность изучаемых этой наукой явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Предмет исследования психологии: психика во всех формах, разновидностях существования.

В психологии для получения фактов, их обра­ботки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обра­ботки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный ме­тоды; к эмпирическим способам добывания научных данных – обсер­вационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперименталь­ные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психо­лого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных ти­пов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. при­емы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, цик­лография, профессиографические описания, оценка изделий и выпол­ненных работ и т. п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.); к приемам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологичес­кой казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражаю­щих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные ва­рианты генетического (анализ материала в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структур­ного (установление структурных связей между всеми характеристи­ками психики) методов.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого и занимаются названные выше науки, но в других аспектах. Психология интегрирует данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: